Пришло время собирать камни: добыча хрома достигла пика

Пришло время собирать камни: добыча хрома достигла пика

Мир кардинально меняется за последнее десятилетие: человечество живет не только в условиях гибридной, биологической, санкционной, экономической войны, но и информационной, идеологической. Притом эта «война» со многими неизвестными, которые порождают панику среди населения и среди ...президентов.

                            Экономика в период неопределенности

Мы вступили в период неопределенности. В сложнейших условиях кризиса планетарной жизни, осложненного политическими, социальными, экономическими, климатическими изменениями, вопрос выживания как людей, так и государств выходит на первый план.

19 марта 2020 г. президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Надо быть готовым к любым, причем не самым благоприятным, даже к самым худшим вариантам развития, включая и модель мобилизационной экономики. Надо быть готовыми ко всему».

Мобилизационная экономика – это экономика, ресурсы которой сосредоточены и используются для противодействия угрозам существования страны как целостной системы. Условно говоря, это экономика в экстремальных условиях военного, послевоенного времени, чрезвычайных ситуациях и др., когда возникают «тотальные войны» и государству необходимо задействовать весь имеющийся потенциал. Мобилизационная экономика подразумевает максимальную защиту от внешних факторов.

Между тем экономика РК не только сырьевая, но всецело зависит от поставок из-за рубежа, нет многих производств, т.е. экономика не самодостаточна, несамостоятельна, не развита, не может обеспечить страну самым необходимым – товарами первой необходимости, оборудованием и т.д., при этом растут цены на продукты.

Из-за этого необходимо быстро перестраивать экономику, сельское хозяйство, науку, медицину и т.д.: вместо продажи сырья – открывать повсеместно производства разного направления.

Мы все являемся свидетелями, как мир меняется на глазах, притом в худшую сторону с нарушением предыдущих международных норм, договоров и отношений. В такой период неопределенности развивающимся странам необходимо своевременно отслеживать и анализировать происходящие глобальные изменения, оперативно и продуманно реагировать на них, чтобы не затеряться и найти свое место под солнцем новой геополитической конфигурации.

Этому способствует и новая политика президента Касым-Жомарта Токаева после ухода первого президента: поиск результативных методов в экономике, оптимального использования экономических ресурсов, технологий, стремление к прозрачности в политической и экономической реформе, желание уйти от сырьевой зависимости, реальная борьба с коррупцией, экономическими и финансовыми преступлениями и т.д.

В таких форс-мажорных обстоятельствах есть один выход: оптимизация финансовых, материальных средств, полная перестройка экономической системы страны. И в то же время необходимо грамотно продумать пути безболезненного выхода из кризисного положения.

К примеру, Казахстан долгое время придерживался экстенсивной модели развития экономики за счет количественного приращения добычи природных ресурсов, нерационального использования земельных ресурсов, использования устаревших технологий, форм и методов организации труда и т.д.

Такая экономика привела к истощению ресурсов, к консервации устарелых форм труда, к ухудшению экологической ситуации, возрастанию социальной напряженности и кризису всей экономической системы, не говоря о коррупции, экономических преступлениях, рейдерстве, выводу капитала и т.д.

                                           Поиск новых путей

В итоге такой практики в РК десятилетиями не уделялось должного внимания разведке и восполнению убывающих рудных запасов. Ведь многие крупные месторождения металлических руд, разведанные и эксплуатируемые с советских времен, серьезно истощены, обсуждается вопрос об их возможной консервации, а некоторые уже закрыты.


Поэтому горнорудные компании вынуждены направлять солидные финансовые вливания в поиск и разведку новых месторождений и на внедрение инноваций в производство.

Возможно, пришло время для некоторых предприятий Горно-металлургического комплекса РК пересмотра экстенсивного пути развития – ведь природные ресурсы не безграничны и невосполнимы.

Перед поиском новых путей стоят многие предприятия, например, Донской горно-обогатительный комбинат (ДГОК). Это время совпало не только со временем прихода второго президента страны, но и с приходом нового руководителя ДГОК, новых менеджеров разного уровня.

Город Хромтау – главный и практически монопольный центр добычи высококачественных хромитов в СНГ, мировой лидер. На территории Хромтауского района добывается весь объем хромовой руды в Казахстане, 95 % хромовых руд в СНГ. Хромтау занимает 2-е место в мире по запасам хромовой руды после Южной Африки, но наша руда богаче. В ней 45-60 % хрома, в южноафриканской – 35-40 %.

Промышленные месторождения сконцентрированы в границах главного рудного поля в двух рудоносных структурах (западной и восточной), вытянутых на 25 км при ширине 7 км.

Кроме ДГОК в районе действуют другие крупные производственные объекты: ТОО «Актюбинская медная компания», «Восход-Ориел», «Коппер Текнолоджи». Ведутся масштабные работы по освоению месторождений медных и медно-цинковых руд компаниями ТОО «Медная компания» и «Восход-Ориел». Сбыт продукции ориентирован на экспорт.

К тому же развитие актюбинской агломерации на первый план выдвинуло не только город Актобе, но и Хромтау. Ведь после Актобе Хромтау – основной источник развития экономики области. Несомненно, в наше время и в будущем это обстоятельство существенно повлияет на развитие города.

В Хромтау проживают более 26 тысяч человек. Градообразующим предприятием является ДГОК, где работают более 7,5 тысяч жителей города – почти одна треть (!), значительная часть трудоспособного населения.

                                        Не повторять опыт Аркалыка

Опыт в нашей и других странах показал, что при экономическом кризисе, истощении ресурсов, снижении объемов производства или остановке градообразующих предприятий последствия для моногородов чрезвычайно опасны.

Моногород создается вокруг завода, выпускающего готовую продукцию или возле месторождения, которое обеспечивает сырье. Если со временем по каким-либо причинам закроется завод, продукция не будет пользоваться спросом или истощится месторождение, то будущее моногорода вызовет много проблем.

В свое время за счет месторождений появились такие города, как Аркалык, Алтай, Сарань, Жанатас, Жанаозен, Житикара и др. Однако в какой-то момент маятник истории пошел в обратную сторону и нанес ощутимый удар по ним, превратив некогда процветающие города в территорию упадка.

В этом плане поучителен печальный опыт Аркалыка. В советское время рудники Аркалыка давали до 20% объема бокситов (алюминиевой руды) СССР. Это был процветающий город, где проживало более 110 тысяч человек, был свой крупный аэропорт. Горняки добыли более 80 млн бокситов, из которых было получено 16 млн тонн чистого алюминия.

Далее – истощение запасов месторождений бокситов и сокращение объемов промышленного производства. С истощением рудной базы начался упадок города, который потерял 35% населения и законсервировался в виде отсталого, депрессивного города с монопрофильной промышленностью. За неимением альтернативного места работы город покинули высококвалифицированные специалисты, пришла в упадок инфраструктура, ухудшились условия проживания.

                               Что останется будущим поколениям?

На заседании правительства 16 марта 2021 г. министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов сообщил: «Мы планируем увеличить объемы производства фосфорных удобрений на 16,6%, аммофоса на 15,4%, селитры аммиачной на 10,7%, хромовых соединений на 13,6%».


В последние годы с открытием новых месторождений объем добычи хромовой руды увеличился и достиг пика. На ДГОК добывают и перерабатывают руду, ежегодно получая более 4 млн тонн товарной продукции. А в 2017 г. «Казхром» произвел рекордный объем хромовой руды – добыл около 5,6 млн тонн хромовой руды.

По некоторым данным, в ДГОК планируют поднять добычу хромовой руды до 6 млн тонн в год.

Между тем за 83 года работы Донского комбината здесь добыто 225,3 млн тонн хромовой руды, отработано порядка 20 карьеров.

При этом объемы запасов руды – около 230 млн тонн.

Мы видим, что объем добытой хромовой руды приблизительно равен ее запасам. И ДГОК, условно говоря, прожил половину своей жизни, и пришло время осмыслить пройденный путь и задуматься о будущем. Ведь еще не факт, что оставшихся запасов при объеме добычи на уровне 6 млн тонн в год хватит на 30-35 лет.

Иными словами, этих запасов может не хватить «на жизнь» будущим поколениям – ведь в ДГОК работает значительная часть трудоспособного населения Хромтау. Что с ней будет при истощении запасов, что будет с городом? Где будет работать молодежь через 25 лет?

Да, за последние годы было сделано немало для того, чтобы диверсифицировать экономику города и уменьшить долю участия Донского ГОК. В 2012 г. открылась макаронная фабрика с итальянским оборудованием, однако затем дело «забуксовало». С перебоями заработало и производство кафельной плитки ТОО «Керамика».

Ожидается партнерство малого и среднего бизнеса с крупнейшими компаниями города, на которых будут размещать заказы на работы и услуги объектами МСБ.

Посредством программы моногородов развивалась общая стратегия страны по ослаблению зависимости экономики от сырья. Однако экономика Хромтау по-прежнему всецело держится за счет ДГОК.

Поэтому определение оптимального объема добычи хромой руды – это задача выбора наилучшего c точки зрения использования ограниченных ресурсов. Если оставить объем добычи хромовой руды на уровне 4 млн тонн в год или немного снизить, то запасов руды останется и будущим поколениям, и будет возможность подготовиться, чтобы не повторять опыт Аркалыка.

Пришло время собирать камни – есть время открыть новые производства, переориентировав город от сырьевой направленности к выпуску продукций с более высокой добавленной стоимостью.

Все имеет свой срок, и важно, чтобы любое событие совершалось в свое время.

Природа имеет свои незыблемые законы, и человек не должен нарушать их и жить в соответствии с ними – всем известны экологические проблемы района, качество питьевой воды желает лучшего и т.д.

Не говоря о том, что природные ресурсы ограничены, в том числе и хромовые руды, поэтому их необходимо рационально использовать и быть готовыми к тому периоду, когда они будут истощены.

Конечно, легче всего идти проторенным путем. Однако пришло время избавляться от сырьевой зависимости – создавать постоянные рабочие места вне градообразующего предприятия, развивать МСБ, реализовывать крупные инвестиционные проекты, основывать вспомогательные и обслуживающие компании совместно с ДГОК и т.д.

                              Пришло время собирать камни

4 ноября 2021 г. в Экибастузе прошло республиканское совещание по развитию моногородов с участием президента Касым-Жомарта Токаева, где он отметил важную роль «якорных» проектов в диверсификации экономики моногородов и развитии малого и среднего бизнеса.

В частности, при «разборе полетов» в выступлении главы государства прозвучала критика: «Как отмечено Правительством, реализуется 79 таких проектов на сумму 2 трлн тенге с созданием 20 тысяч рабочих мест. Однако в трех моногородах реализация «якорных» проектов остановлена, в городе Аксай эти проекты недозагружены. Неблагополучная обстановка в этом плане сложилась в городах Текели, Хромтау, Рудном, Аксае».

В Хромтау планировалось реализовать три «якорных» проекта. Это строительство и расширение макаронной фабрики ТОО «Актюбинский комбинат хлебопродуктов», строительство завода по производству санфаянсных изделий АО «Керамика», строительство нового завода по производству высокоуглеродистого феррохрома АО «ТНК «Казхром».

Однако «забуксовали» все три запланированных проекта. Работы шли в основном по заводу по производству керамической плитки, общая стоимость которого составляла 13,5 млрд тенге. Предполагалось, что с выходом на полную мощность на заводе будут трудоустроены порядка 520 человек к 2020 г., но результатов до сих пор нет… Остальные два проекта оставались тоже проблемными.

Самое главное, руководством города и ДГОК не было официального изучения и анализа неудачи с «якорными» проектами.

Может быть, льготы и субсидии для МСБ могли бы быстрее повлиять на экономику Хромтау, чем спущенные сверху проекты? Что мешает здесь открыть цементный завод, завод строительных материалов? Может быть, выгоднее финансировать и развивать свои фермерские хозяйства, чтобы иметь в городе мясоперерабатывающие, молокоперерабатывающие и другие заводы сельскохозяйственного направления?

Тем более в Хромтау есть все возможности для интенсивного развития экономики за счет использования более эффективных наукоемких технологий, внедрения новых компьютерных программ, автоматизации, более совершенных форм и методов организации труда, постоянного обучения и повышения квалификации специалистов, в том числе и за рубежом и т.д.

Конечно, наряду с этим необходимо развитие и благоустройство социальной и инженерной инфраструктуры, предоставление грантов на создание новых производств, развитие перспективных направлений, отличных от моноспециализации, ремонт дорог в Хромтау и районе и т.д. Например, это геологоразведка альтернативных месторождений, развитие туризма, сельского хозяйства и другие направления. Не говоря о трассе Актобе-Хромтау, давно требующей капитального ремонта, чтобы увеличить грузовой транзит.

                                                                                   Дастан ЕЛДЕС

                                                                             Алматы – Хромтау – Алматы

                                                                             qazaquni.kz