Современный туризм как социально-экономический феномен

Современный туризм как социально-экономический феномен

                                                                                                                  Культуру надо насаждать! Даже силой.

                                                                                                                Иначе нас всех ждёт крах. Академик С.Капица

Как сообщил в феврале министр культуры и спорта РК Даурен Абаев, по итогам 9 месяцев 2021 г. количество внутренних туристов составило 5,2 млн человек. Это на 100 тысяч человек больше, чем в 2019 г. «Глава государства поручил министерству сделать сферу туризма драйвером развития экономики страны. У нас есть все необходимые для этого ресурсы, такие как рекреационные, экологические, инвестиционные и человеческие. Как известно, из-за эпидемиологической обстановки и карантинных ограничительных мер на границе значительно снизились показатели по въездному туризму. Однако после смягчения карантинных требований наблюдается улучшение ряда показателей, в том числе внутреннего туризма», – сказал Абаев.

                                Что значит туризм для страны?

Тема туризма в контексте общей культуры населения стала основной в интервью Накипбека Садвакасова, юриста-правоведа, политолога, публициста, автора книг «Этико-правовые нормы и культура поведения», «Намыс пен парыз», «Познение и сознание», «Елестер мен белестер». В свое время он работал в Институте философии и права АН КазССР, Министерстве юстиции КазССР, Верховном Совете РК и т.д.

– Накипбек Кенжебаевич, в своей книге «Этико-правовые нормы и культура поведения» вы уделили внимание о взаимосвязи туризма и культурой поведения. Иностранцы уже в аэропорту сталкиваются с нашими неприветливыми пограничниками и ушлыми таксистами, втридорога задирающими цену за проезд…

– На государственном уровне отметили, что туристическая сфера должна стать драйвером экономики РК. И основная проблема – отсутствие культуры принятия туристов, ибо повсеместно бытует позиция рвачества, отсутствие совести, воспитания. В русле этого в книге уделяется большое внимание вопросам туристического сервиса и тонкостям общения с иностранными гостями.

Общеизвестно, где развит туризм, там высока и культура принятия, обслуживания туристов, развиты общественное питание, транспортная инфраструктура и т.д.

Поэтому необходимо срочно приложить все усилия для повышения общей культуры населения, особенно молодежи, а также уровня предоставляемого туристического сервиса. Эти меры, несомненно, будут способствовать значительному росту дохода страны от въездного туризма.

– Какова общая культура населения?

– За годы независимости наблюдалось заметное падение нравов, морали, общей культуры населения. Лихие 90-ые годы принесли кроме падения в обществе морали рост небывалой преступности: рэкет, заказные убийства, сексуальное рабство, торговля людьми, барымта и т.д. Острые экономические проблемы породили и социальные «болезни».

В итоге культура поведения в нашей стране желает лучшего: у нас даже молодые люди плюются на улице, и непонятно от чего: от бронхита, нечистоплотности или наплевательского отношения к себе и окружающим?

Или казахстанцы не следят за чистотой не только в населенных пунктах, но и на природе – возле рек и озер, на горных перевалах – оставляют после себя свалку, вдоль автомобильных и железных дорог – выброшенный из автомашины, поезда мусор. Не говоря о брошенных пакетах, окурках, алюминиевых банках, пластиковых бутылках и т.д. на улицах городов и поселков. У нас же все привыкли мусорить и не видят в этом ничего зазорного – уберут же (уборщица, дворник и т.д.). Отсюда и рождается безответственность, бездумное отношение к окружающей среде.

Мы хотим развивать экологический, сельский туризм, а сами нередко не убираем за собой мусор. Недаром РК – в лидерах по «мусорному» рейтингу, по загрязненности и т.д. И сейчас пришло время обратить внимание на такие базовые основы общества, как культура поведения, нравственные ориентиры для молодежи.

– Что значит туризм для страны?

– Со дня обретения независимости Казахстан стал открытым, и в страну приезжает все больше иностранных гостей. Туристический бизнес оказывает значительное влияние на экономику страны. Туризм сегодня занимает одну из важнейших позиций в мировой экономике, по данным Всемирной Туристской организации, обеспечивает десятую часть мирового валового национального продукта. Доходы от туризма устойчиво занимают 3 место после доходов от экспорта нефти, нефтепродуктов и автомобилей. В реализации стратегии индустриально-инновационного развития экономики нашей страны важная роль отводится системе отечественных кластеров. Большое значение среди них занимает туристский кластер.

                                      «У казахов три лица»

– Какая особенность нашей страны?

– Казахский народ издревле отличался большим гостеприимством. Но за определенный период всеобщей урбанизации оно стало обретать общепринятый в мире характер. В городах казахи уже не имеют тех возможностей, которые имели их степные предки. Но, тем не менее, гостям всегда рады: что имеют, тем богаты. Всегда готовы радушно принять гостей и накрыть широкий дастархан. И главное значение имеет радушие хозяев, их душевное благорасположение. Это в общепринятом понимании гостеприимство.

– Есть ли обратная сторона казахского гостеприимства?

– Да, и нашей молодежи необходимо обратить внимание на следующие критические отклики.

Вот что говорит «по этому» и «другому» поводу бывший Чрезвычайный и Полномочный Посол Словацкой Республики в Казахстане Душан Подгорски: «У казахов три лица. Когда ты гость в доме – любезнее и гостеприимнее казаха человека в мире нет! Тебя встретят щедрым дастарханом, посадят на почетное место – в Европе такого не увидишь. Однако на улице, в лифте, в такси это некоммуникабельные, неприветливые люди: ни здравствуйте, ни до свидания, ни спасибо или извините. В Европе все наоборот. И третье лицо казахов – это лицо чиновников: сплошная чванливость и высокомерие… Когда я читаю лекции в Академии госуправления, пытаюсь объяснить своим слушателям, что их главный босс не президент, не директор департамента, а простой гражданин, который платит налоги и содержит чиновничий аппарат» (У казахов три лица. Мегаполис, №2, 24 января 2011 год, с.13). Это честное и объективное мнение «человека со стороны».

                              «Благодарность гостя дороже золота»

– Было бы интересно узнать, какое же впечатление мы производим на иностранцев.

– Да, это важно, потому что приятные манеры, правила хорошего тона, к сожалению, у нас не всегда и не везде проявляются. Благовоспитанность, благонравие, изысканные манеры – всегда в цене. Хорошо воспитанный молодой человек и сам чувствует себя уверенно в любой среде, так как знает, как вести себя в различной жизненной ситуации.

От духовной культуры человека зависит и культура его поведения. Одним из ярких показателей духовного богатства человека, его позитивного внутреннего мира является высокая общая культура и умение правильно строить отношения с людьми.

Например, входя в дом или любое помещение, воспитанные люди обычно снимают головной убор. Эта добрая привычка унаследована людьми из древнего ритуала рыцарских времен. Воин, переступая порог чужого дома и снимая в помещении свой тяжелый металлический шлем, будто говорил незнакомым людям: «Я доверяюсь вам, и поэтому перед вами обнажаю свою незащищенную голову и открываю лицо». Таков первый исторический урок взаимного доверия между людьми.

– Вы еще в советское время были во Франции. Можете привести какие-то национальные особенности отношения к вещам, которые определяют общую культуру?

– К примеру, можно отметить одну особенность французов – их культуру отношения к денежным знакам, т.е. к своим родным франкам (с некоторых пор уже «евро»). С первых шагов пребывания меня поразили две вещи: это – несомненно, чужое небо над головой, и французская валюта – франк. В отличие от наших измятых и обветшавших бумажных советских дензнаков, тем не менее, находившихся в обращении, франки везде разительно отличались своей первозданной новизной. Они мягко хрустели, будто до этого никто их в руки не брал. И это впечатление не обмануло меня до конца отъезда из страны.

В отличие от нас, воспитанных советской идеологией в ненависти к стяжательству и его зримому «носителю» – деньгам, сразу было видно, что французы весьма уважительно и даже трепетно относятся к своим франкам. Они были явственно убеждены, что деньги достойны соответственного к их ценностным свойствам бережного отношения. Каждый раз они неизменно аккуратно клали их, даже не сгибая, в свои, подобранные по размеру, плоские портмоне. Эта еще одна черта общей высокой культуры французов.

У нас в то время дензнаки, скомкав, люди «безжалостно» пихали в свои карманы. Этот наш «совковый» менталитет живуч до сих пор. Почти каждый у нас позволяет себе такую небрежность. Особенно досталось в свое время «двухсотым». К примеру, довольно «прохладно» обращаются с деньгами рыночные торговцы, и особенно, в мясных рядах: зачастую они, намасленными руками от жирных кусков мяса, берут новенькие купюры от покупателей и пихают в кармашек от халата. А ведь на жир охочи кишащие вокруг микробы: неслучайно микробиологи находят на них массы различных микроорганизмов, разносчиков всевозможных инфекционных болезней. Потому-то, видимо, ко всему возникло ходячее выражение: «деньги – грязные».

Возникает резонный вопрос: если большинство людей неаккуратно относятся к нашей валюте, то каково их отношение ко всему вокруг? Так, трудно понять психологию людей: к вещам, купленным за деньги, они проявляют аккуратное и бережное отношение, но к самим деньгам, за которые приобретаются масса необходимых товаров, отношение как к пасынку: прохладное и небрежное.

Деньги любит каждый, но к отдельно взятому дензнаку отношение проявляет как к чужой вещи, которая переходит из руки в руки. А ведь на денежных знаках кроме соответствующего номинала изображены знаковые символы нашей государственности. Посему нам надо изменить к лучшему свое отношение к тенге. Необходимо обращаться с деньгами аккуратно, бережно, и сумму, которая скоро должна быть потрачена, необходимо обязательно складывать в портмоне. И это один из показателей наших патриотических чувств на деле.

– И вместо заключения.

– Главное для лиц, принимающих иностранных гостей – это максимальное внимание к ним конкретно и к их национальной культуре и этикету. Надо помнить – качественный сервис и внимание к гостю это – интернациональное понятие. Поэтому, учитывая особенности каждого гостя, следует придерживаться международного этикета и быть предельно вежливым и радушным хозяином. Казахская пословица гласит: «Благодарность гостя дороже золота». Дай бог, чтобы гости нашей страны были довольны теплым приемом и благодарны нашей древней, священной земле.

– Накипбек Кенжебаевич, большое спасибо за интервью!

                                                                     Дастан ЕЛДЕС