НИШ: школа должна помочь ученику найти свое место

НИШ: школа должна помочь ученику найти свое место

Любая реформа должна быть не только продумана, обоснована, но и должны просчитаны ее результаты экспертами соответствующих ведомств в перспективе, а также ее влияние на другие сферы. В области образования анализ нововведений актуален и важен, потому что от их результатов зависит не только судьба школьников и студентов, но в целом экономическое развитие страны, не говоря о системе образования.

                                  Школа должна помочь ученику найти свое место

В этом отношении интересен критический анализ опыта и результатов развития Назарбаев интеллектуальных школ (НИШ) как экспериментальных школ в системе образования РК, где учатся 1-2 % школьников страны. Тем более 14 лет с открытия первых школ – «возраст» вполне подходящий для оценивания.

Найдут ли свое место у нас многие выпускники с английским языком, экспериментальными знаниями, проектами по западной методике, новыми учебниками?

Ведь во многих «простых» вузах страны большинство НИШевцев с их «английскими» знаниями как «белые вороны». В этих вузах – коррупция, списывание, старая материальная база, советская методика ведения занятий, старые учебники или просто переводные лекции и издания на казахский язык, не говоря о дефиците современных лабораторий, новых знаний и т.д.

Например, в НИШ имеются хорошие лаборатории, где школьники могут проводить на необходимом уровне те же опыты по химии, а в медицинских вузах студенты порой лишены этого – старые лаборатории с дефицитом оборудования и материалов.

Вузов, соответствующих НИШ как следующее звено образования, у нас мало – Назарбаев университет (НУ), КБТУ, КИМЭП, КазНУ, Университет имени Сулеймана Демиреля, Astana IT University и еще пара-тройка вузов и все. В последние годы ведущие зарубежные вузы стали приглашать успешных выпускников и международные образовательные организации стали признавать сертификаты НИШ.

Кроме дефицита сильных вузов у нас неразвитая экономика, которая редко может предложить подходящие производства для «по-английски» образованных кадров. Говорят, некоторые болашаковцы работают в ЦОНе, а часть из них остается за «бугром».

Чтобы разобраться с этим вопросом, необходима информация не только о специфике НИШ, но и узнать о реальных историях и перспективах выпускников этих школ.

Например, именно ученику НИШ принадлежал уникальный рекорд в 2018 г. на международных экзаменах ACT и SAT Subject Tests: он набрал возможный максимум – 36 из 36 и 2 400 из 2 400.

Выпускница НИШ, имея 100 тысяч тенге в кармане, создала сеть школ программирования. Школы Айши Орымбаевой работают в Актобе, Атырау, Актау, Шымкенте, Павлодаре, Уральске, Нур-Султане и Алматы.

Или в космической отрасли: 17-летний школьник Ерасыл Тауекел – стажер NASA. Ерасыл поступил в НИШ в 7-м классе, где был кружок по ракетомоделированию, там у него появился наставник Оралбек Бидайбеков. Ерасыл представлял свои проекты делегациям NASA, Роскосмоса, Европейского космического агентства и трем казахстанским космонавтам. Не собирается бросать Казахстан, хочет построить казахстанскую ракету: «Кто-то должен это сделать, если никого нет, значит, мы должны объединиться и брать инициативу в свои руки».

Интересно узнать мнения самих выпускников НИШ о своей школе и системе образования РК, особенно в сравнении с другими странами, – такая информация есть на сайтах НИШ или ее дают выпускники НИШ в интервью СМИ.

Например, такую возможность предоставил Антон Моргунов, который обучается в США и ведет свой личный блог, имеет канал Leadership KZ, где дает разнообразную информацию. Антон – тот самый выпускник НИШ из Талдыкоргана, который сразу поступил в пять ведущих вузов США: Массачусетский технологический институт (MIT), Гарвард, Стэнфорд, Колумбийский и Калифорнийский технологический институт (CalTech), в итоге выбрал MIT.

Антон – победитель международных олимпиад по химии, редактор: является основателем научно-познавательного журнала «Квазар», им было создано сообщество учеников НИШ для подготовки к химическим олимпиадам (Pagodane.ru), ведет личный блог о поступлении в вузы/химии и т.д.

Для наглядности пример поддержки учеников НИШ. Выпускник 2020 г. НИШ г. Талдыкоргана, участник олимпиад, сегодня студент НУ, Даниил Филимонов запустил бесплатный онлайн курс по робототехнике «Beyond Robotics». В курс вошли вебинары и онлайн-уроки от лучших казахстанских тренеров по робототехнике и профессоров американских ВУЗов. Курс был создан при поддержке общественного фонда «Beyond Curriculum», основателем которого является Антон Моргунов.

По мнению Антона, одна из главных задач НИШ как образовательного института – помочь ученику найти свое место. А его сверстники должны упорно искать то, чем поистине хотят заниматься всю жизнь, найти свое призвание: «В жизни немало возможностей. Очень многое ты упускаешь и не замечаешь, пока не решишься попытаться. И тут тебе нужно понять одну простую вещь – появилась идея? Воплощай! Ты сможешь добиться крутых высот, но только если рискнешь!»

На вопрос о возвращении в Казахстан после завершения учебы, Антон честно признался: «Я останусь там, где нужна наука».

                               НИШ лучше американских школ?

Оказалось, в НИШ химию преподают на высоком уровне, имеется возможность проводить химические опыты, эксперименты. Поэтому Антон советует не снижать финансирование на НИШ, а повышать финансирование на общеобразовательные школы.

Сравнивая систему НИШ и школы США (а также наши вузы и США), Моргунов отмечает, что у нас дают знания по разным направлениям, а в США специализируются по определенному направлению: например, если – физика, то знания в основном по этой отрасли. У нас же на физмате – и история, и языки, и точные науки, и искусство и т.д. В итоге наши школы, в частности НИШ, по некоторым позициям даже лучше американских. Недаром ученики НИШ – участники различных международных олимпиад и проектов.

А преимущество американских вузов и школ – академическая честность. В отличие от США в РК отсутствует академическая честность в средней и высшей школе. Вместо нее у нас – коррупция, списывание, оценки за взятки, недобросовестность и т.д.

По мнению Моргунова, особенность НИШ – в критериальном оценивании школьников, оно полезно по окончании уроков – ты можешь делать что-то, что-то достичь. Взаимодействие учеников при тех же проектах, есть некие проблемы, успешно решаемые, если есть круг знакомств, который дает результаты, например, и в будущей работе.

Критериальное оценивание – это оценивание по критериям, т. е. оценка складывается из составляющих (критериев), которые отражают достижения учащихся по разным направлениям развития их учебно-познавательной компетентности, в том числе и за пределами учебного заведения.

Надо отметить, в сети НИШ разрабатываются многочисленные проекты, связанные и несвязанные с учебной программой. Также работают такие традиционные проекты, как «Зияткер мектеп оқушысына ұсынылытын 100 кітап», «Қазақ әндері», «100 күйдің тарихы», которые способствуют изучению родной культуры.

Ежегодно проводятся исследовательские экспедиции «Туған елге тағзым», где учащиеся НИШ изучают историю и географию регионов нашей страны.

Недаром в школах государств-членов Тюркского cовета началось обучение по учебнику для 8-классов «Ортақ түрік тариxы» (Всеобщая история тюрков), прошедшему апробацию в НИШ. В Азербайджане и Турции число желающих обучаться по данному предмету с каждым днем растет.

В НИШ ежегодно проводится социальная практика «2 апта ауылда», целью которой является приобщение к сельскому труду и уважение к труженикам села. «Возьми ребенка на работу» и «10 дней на предприятии родителей» воспитывают не только семейные ценности – учащиеся узнают особенности профессии своих родителей, пишут эссе, снимают видео.

                    Уезжают в РФ из-за ЕНТ и дороговизны вузов РК

НИШ, как и РФМШ, БИЛ и другие специализированные школы, построены по образцу московской школы А.Н.Колмогорова, выдающегося советского математика. В НИШ переняли суть этой модели: бесплатное обучение и интернат для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение математики, химии, биологии, английского языка и др., прием в спецшколу на основе честного и большого конкурса.

За хорошее образование надо платить – в данном случае платит государство, и учеба в НИШ для способных учеников – бесплатная.

И в эти школы часто поступают дети из простых семей, не имеющих средств на платное обучение, мало детей из обеспеченных семей, такие, как правило, учатся в частных платных школах или за границей. Ведь именно для детей из сельской местности предназначены интернаты НИШ, а также детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных семей и др.

Введенное с недавних пор 12-летнее обучение в НИШ не только готовит выпускников к поступлению в вуз. Некоторые наши вузы принимают их сразу на второй курс.

По словам Куляш Шамшидиновой, председателя правления АОО «НИШ», около 90% выпускников НИШ обучаются на государственных или университетских грантах казахстанских вузов, из них 24% учатся в НУ, 10% – уезжают учиться за пределы страны.

Эта статистика свидетельствует не только об успешности системы НИШ, но и опровергает миф о том, что многие ее выпускники уезжают учиться за рубеж и там остаются.

Если говорить об утечке школьных и студенческих мозгов, то это – выпускники обычных общеобразовательных школ РК. Причины называются разные, основные – сложное ЕНТ, дороговизна казахстанских вузов, низкое качество обучения в вузах, коррупция, взятки и др. Кстати, выпускники НИШ не сдают ЕНТ – сдают вместо него свои внутренние и внешние экзамены, которые приравнены к ЕНТ.

Российские вузы отбирают казахстанских школьников, организуют различные конкурсы для них, а самых талантливых приглашают к себе на учебу, предлагают скидки и трудоустройство.

В это время в казахстанских вузах – неподъемная стоимость обучения и сложное ЕНТ, не говоря о проблемах с трудоустройством. Поэтому выпускники часто делают выбор не в пользу РК. К примеру, только в 2017 г. из нашей страны за рубеж уехало почти 10 тысяч специалистов с высшим образованием.

Высшее образование в РФ получают от 65 до 80 тысяч молодых казахстанцев и они с огромным отрывом лидируют среди иностранных студентов в российских вузах. Не меньше обучается и в российских колледжах.

Около 60% наших студентов учатся в Москве, 8% – в Новосибирске, по 7% – в Екатеринбурге и Томске. Лишь пятая часть опрошенных хотят вернуться в РК после окончания вуза, после нескольких лет работы – 28%, после получения научной степени – 12%, 18% после учебы собираются уехать в другую страну, а 22% намерены навсегда остаться в России.

Это большая социальная проблема в РК, которая никак не решается в течение многих лет.

                                                                    Дастан ЕЛДЕС