Январская трагедия: Пришло время запрета салафизма
2022 ж. 02 наурыз
4434
3
Январская трагедия показала, что КНБ РК использовал многие силы, в том числе радикальные группы в политических целях, для организации массовых беспорядков, для штурма зданий, грабежа магазинов, банков и т.д. В том числе произошло сращивание религиозного экстремизма со спецслужбами. С точки зрения обеспечения национальной безопасности это сыграло очень опасную роль.
«Салафитский» след январских событий?
На некоторых видео, снятых в Алматы, можно расслышать, как выступающие на митинге или некоторые демонстранты кричат «Аллаху акбар», среди митингующих встречаются «бородачи», перед штурмом здания некоторые совершали намаз. Некоторые участники говорили, что среди демонстрантов встречались люди, которые не говорили ни на казахском, ни на русском языке. Даже будто слышали арабскую речь. Однако пока нет доказательств участия боевиков из Сирии, Афганистана и др.
9 января казахстанские силовики задержали четырех членов одной из ячеек группировки, подозреваемых в совершении массовых противоправных акций экстремистского характера. По некоторым данным, это были активисты экстремистской группировки «Таблиг-и джамаат». При обысках по местам их проживания обнаружены и изъяты огнестрельное оружие, травматические и светошумовые гранаты, патроны, религиозная литература и иные вещественные доказательства.
Лидер другой группы, некий иностранный гражданин, активно участвовал в массовых беспорядках, будучи связанным с террористическими группировками за рубежом. По версии следствия, он целенаправленно прибыл в Казахстан для подготовки массовых противоправных акций и нападений на органы власти и силовые структуры.
Недавно начальник Службы специальных прокуроров Генеральной прокуратуры РК Ризабек Ожаров сообщил: «Подстрекали на массовые беспорядки и активно там участвовали члены запрещенной экстремистской организации «ДВК/Көше». На сегодня среди арестованных 35 членов запрещенных экстремистских движений. К примеру, в Алматы задержана группа криминально ориентированных членов деструктивного религиозного течения. При задержании обнаружены 2 пистолета ПМ со снаряженными магазинами. Они координировали действия своей группы. При этом одна часть находилась на баррикадах в нижней части города, а другая – на площади».
Задержание членов деструктивных религиозных течений может раскрыть карты «спящих ячеек» «салафизма» в РК, о которых много говорили в свое время, например, после терактов в Актобе и Алматы в 2016 г., но всё осталось лишь разговорами. В том числе и возможный запрет салафитской идеологии – во властных структурах было сильно лоббирование интересов «салафитов».
Официально признано участие салафитов в кровавых событиях в Актобе в 2016 г.: теракты организовали «представители псевдорелигиозных течений» со спонсорами из-за рубежа, в нападении виноваты салафиты (ваххабиты) – последователи фундаменталистского ислама.
Некоторые не верили в эту версию из-за бритых лиц в ориентировках. Однако позже фотографии с мест преступления и показания очевидцев подтвердили, что большинство налетчиков все-таки носили длинные «салафитские» бороды, а фото на полицейских ориентировках были просто старыми.
«Первое, что я увидела, – бегущего парня с двустволкой в руках. Одет террорист был в обычные трико, спортивную куртку с капюшоном, кроссовки и черную футболку. Он палил в разные стороны и орал: «Аллах акбар! Давай, мент, иди сюда!» – вспоминает журналистка «Актобе таймс» Юлия Минина.
Убивший полицейских в Алматы в 2016 г. Кулекбаев вроде тоже имел связи с салафитами.
В 2017 г. было заявлено, что главная террористическая угроза для Казахстана исходит, как и ранее, от последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм. Именно они, по словам заместителя председателя КНБ Нургали Билисбекова, представляют собой основу для формирования новых радикальных группировок в РК: «В отчетный период на территории страны не допущено совершения 12 террористических и иных насильственных экстремистских акций, всего за террористический и религиозный экстремизм осуждены 123 радикала. Наряду с этим, следует признать, что не удалось предотвратить два акта терроризма, совершенные радикальными лицами в Алматы и в Актобе».
После терактов салафитов – их защита?!
Однако даже после событий в Актобе не последовал запрет салафитской идеологии. Хотя за запрет выступили многие ведомства, депутаты, представители ДУМК, общественные деятели, журналисты и т.д. Но КНБ выступил против запрета.
В 2017 г. аким Актюбинской области Бердыбек Сапарбаев предложил официально запретить в Казахстане салафизм и изымать из обращения религиозную литературу с пропагандой салафитской идеологии.
«Они не нашли своего места в жизни, безработные, малообразованные, молодые. Недовольство своим социальным положением приобретает религиозный оттенок. Есть, конечно, и вдохновители из-за рубежа, радикальные имамы, которые поддерживали их финансово. Могут быть и влиятельные спонсоры внутри страны», – рассказал профессор АГУ им. Жубанова Амангельды Айталы.
Некоторые эксперты предполагали, что теракты в Актобе прошли по следующему сценарию: группу радикалов внезапно вызвали на собрание и зачитали фетву о джихаде против властей. Часть неофитов (по сведениям спецслужб, около 20 человек) в последний момент отказались. Эта версия объясняет, почему боевики действовали хаотично.
После терактов в Актобе в 2016 г. стали часто писать о том, что может реализоваться желание радикальных исламистов по иракскому или сирийскому сценарию контролировать нефтяные источники как сферы своих доходов. Мол, нефтепромыслы на западе Казахстана – лакомый кусок для радикалов, так как они могут стать питательной почвой для будущей дестабилизации.
В итоге «сирийский сценарий» радикалов чуть было не реализовался в 2022 г. в Алматы.
По данным Антитеррористического центра РК, по состоянию на конец 2019 г. в Казахстане проживало свыше 20 тысяч последователей деструктивных религиозных идеологий.
Если в Узбекистане и Таджикистане салафизм под запретом, то в Казахстане, наоборот, это течение оказалось под защитой. Оказалось, у нас были и есть «спящие ячейки» боевиков салафитского или радикального исламского толка: их курировали органы, им покровительствовали некоторые персоны из власти.
Например, Ермухамет Ертысбаев утверждает, что КНБ намеренно не выявлял некоторые ячейки террористов. Если чекист не подавляет мятеж, значит, он в нем участвует.
Как сказал глава Eurasian Expert Council Чингиз Лепсибаев: «Пока известно, что так называемых «бородачей» готовили люди в казахстанских спецслужбах. Совершенно точно известно, что лагеря находились в горах Алматинской области. Там очень большое предгорье, которое охраняется войсками, входящими в состав КНБ. Соответственно, если мы допускаем, что на Алматы напали террористы, то напасть они могли только оттуда. Просто нет другого места, откуда они бы могли прийти. Возможно, боевиков было около 5 тысяч человек на весь Казахстан».
Иными словами, казахстанский бунт не мог бы начаться без поддержки высших руководителей КНБ. Очевидно, основную роль в этом сыграл бывший глава КНБ Карим Масимов. Возможно, в январской трагедии замешаны спецслужбы нескольких стран, сотрудники КНБ были двойными агентами.
Накануне событий из Турции прибыл большой отряд криминала во главе с известным криминальным авторитетом Арманом Джумагельдиевым, известного как Дикий Арман. Тоже вопрос: какие у него связи со спецслужбами, властями Казахстана, салафитами?
Пришло время запрета салафизма
Сравним салафитскую традицию: призыв мусульманской общины к возвращению к временам праведных халифов и пророка Мухаммада, вернуться к истокам, к первоначальной исламской общине, и что было привнесено в ислам за более чем тысячу лет его существования, относится к так называемым запрещенным новшествам. По этой причине салафиты не приемлют «степной» ислам, казахскую культуру и традиции, поскольку это не первоначальная исламская (арабская) община.
И хотя это невозможно реализовать в ХХI в., наши салафиты продолжают активно перенимать салафитское учение, вплоть до внешних признаков и обычаев. Деятельность отдельных активистов салафизма обострила религиозную ситуацию в стране и представляет опасность внутриполитической стабильности.
Скорей всего, салафизм в РК «зашел» через молодых людей, получивших религиозное образование в арабских странах. Например, в 2017 г. около 300 казахстанцев обучались в теологических учебных заведениях за рубежом. В основном это Египет и Саудовская Аравия.
Не говоря о том, что много мечетей построили с помощью Саудовской Аравии. Однако у нас не принято считать, что эта страна может влиять на религиозную жизнь нашей страны. В социальных сетях писали, что в наших «салафитских» мечетях материально поощряли своих приверженцев, женщинам бесплатно раздавали хиджабы и т.д.
Ведь под воздействием салафитской пропаганды множество мусульман, нередко с семьями, разными путями оказывались в зоне боевых действий. По официальным данным, с начала появления «халифата» в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана, а сколько их реально там было, сколько погибло – никто точно не знает.
Но основная опасность – это риск сращивания экстремизма не только с криминалом, но и с властью, как это можно было наблюдать в январских событиях. Исполнители переворота рассчитывали использовать радикальные группы в политических целях, для организации массовых беспорядков и терактов против своих политических оппонентов.
У нас были прецеденты, когда представители радикальных структур пытались заниматься криминальной деятельностью, чтобы полученные в результате средства потратить на экстремистскую деятельность – закупку оружия, распространение листовок и так далее. Например, в 2007 г. сотрудники ДКНБ Карагандинской области задержали четверых приверженцев салафизма, которые, по данным правоохранительных органов, на криминальной деятельности собирались зарабатывать деньги для проведения джихада.
Да, у нас велись разговоры о необходимости запрета салафизма, но дальше слов дело не пошло: мол, эта официальная религия Саудовской Аравии, как мы ее запретим? К примеру, у нас не распространен шиизм, но это не означает, что данная религия под запретом...
Пришло время запретить идеологическую, религиозную основу январской трагедии.
Суть запрета должна сводиться не к тому, чтобы начать охоту на салафитов и сажать в тюрьмы каждого, кто им является, а только лишь к тому, чтобы на основании признания салафитской идеологии экстремистской запретить ее пропаганду. Хотя реальных участников беспорядков, грабежей, убийств надо выявлять и сурово наказывать.
Поэтому речь должна идти не о запрете как таковом, а о запрете салафитской идеологии, а также решения самой проблемы – салафизм появился в стране через имамов, получивших духовное образование за рубежом. Нельзя обучать салафизму наших имамов.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz