Казахский больше не является языком «сельской местности»: какие современные и необычные методы изучения госязыка есть на сегодняшний день

Казахский больше не является языком «сельской местности»: какие современные и необычные методы изучения госязыка есть на сегодняшний день

На сегодняшний день существует большое разнообразие интересных и креативных методов обучения казахскому языку, которые по-своему уникальны, результативны, эффективны и стараются отвечать современным реалиям. Медиа-портал Caravan.kz рассказывает о нескольких примечательных способах в обучении государственному языку.

Большую популярность набирают новые и нестандартные способы изучения казахского языка. К примеру, столичный педагог Айгерим Хопур создала курс под названием «нейроказахский». По словам девушки, для того чтобы успешно изучать, преподавать тот или иной язык, необходимо знать основы психологии, физиологии человека.

«Создавая методику, я глубоко изучала вопросы восприятия людьми чего-то нового. Любая информация проходит через нейротрансмиттеры мозга. Изу¬чение иностранных языков тоже является нейропроцессом», - приводит слова Айгерим «Казахстанская правда».

Учитель предпочитает давать основы грамматики, необходимые для разговорной практики, старается не загружать учеников изучением лишних слов, конструкций.

У Айгерим Хопур высшее филологическое образование. По специальности она преподаватель английского, турецкого языков, переводчик. Изучая различные языки, она знакомилась с самыми разными методиками преподавания. Полученный багаж знаний успешно использует в своей работе. К преподаванию казахского языка Айгерим пришла через турецкий.

«Однажды я задалась вопросом: почему турецкий все легко изучают, а казахский не могут так быстро освоить, хотя оба языка относятся к тюркской группе? Чтобы казахский давался людям так же легко, я соз¬дала собственную методику, объединяющую подходы и техники преподавания турецкого и английского языков», - отметила преподаватель.

При этом девушка считает, что в изучении языка очень важны порядок и системность.

«Язык можно сравнить с конст¬руктором. Изучая, к примеру, тему «Моя семья», необходимо идти от простого к сложному: вначале заучивать простые конструкции, затем переходить к более сложным. Такой системный подход очень эффективно действует в запоминании всего нового», - поясняет преподаватель.

За 2–3 месяца, по мнению Айгерим Хопур, любой человек может освоить начальные уровни казахского языка, позволяющие освоить падежи, окончания. По завершении этого этапа ее ученики могут рассказать и про свою семью, и про работу, поделиться новостями, планами.

«Любой язык нужно изучать в комплексе, в четырех аспектах: говорение, слушание, письмо и чтение. Все должно быть в балансе, ведь язык – живой организм, в котором всегда задействованы все «органы», – уверена Айгерим.

По ее словам, очень важно при изучении чего-то нового, чтобы нашим головным мозгом вырабатывался дофамин – «гормон радости». Его выработке способствуют не слишком простые и не слишком сложные упражнения, которые человеку по силам сделать. Если ученик не получает негативного опыта при столкновении со сложным материалом, у него появляются мотивация и интерес, которые способствуют заинтересованности в дальнейшем изучении языка.

«Сегодня, я вижу, многие люди стремятся изучать казахский язык. Но хотелось бы обратиться к тем, кто уже хорошо владеет казахским: пожалуйста, поддерживайте своих собеседников, не делайте им замечаний, не шутите над их неправильным произношением, и тогда с вашей помощью их стремление к постижению языка будет только расти», - заключила Айгерим Хопур.

Вообще на сегодняшний день существует большое разнообразие интересных и креативных методов обучения казахскому языку. В определенной степени они уникальны, результативны, эффективны и стараются отвечать современным реалиям.

        Сначала грамматика и фонетика и лишь потом словарный запас

К примеру, известный отечественный мультилингвист и педагог-методист Владислав Тен считает, что в первую очередь нужно изучать грамматику, за ней – фонетику и только лишь потом расширять словарный запас. Об этом эксперт рассказал в программе PRO ИЗНАНКУ.

«В своей методике я беру ту структуру в казахском языке, которая при переводе на русский выльется в бессвязный набор слов. И затем начинаю объяснять, каким образом это структурально мыслят и выстраивают казахи. И в какой-то момент люди начинают понимать. Нужно подходить идеологически, с установкой «мен қазақпын».

Я приверженец того, что грамматика первична. Но я преподаю ее в практическом применении – как она применяется в живой речи. Непосредственно фонетику мы изучаем с определенным минимумом слов, который необходим. А после этого ты начинаешь лучше слышать. Аудировать нужно постоянно. Мы не живем в языковой среде постоянно, поэтому ежедневно нужно слушать казахскоязычную речь в наушниках», - пояснил Тен.

В одном из интервью нашему порталу Тен высказал мнение, что хорошие специалисты в преподавании казахского в стране есть, но их единицы и десятки, но никак не сотни и не тысячи.

«Я открыто и прямо утверждаю, что в Казахстане практически не умеют преподавать казахский язык. Поэтому отчасти мы и находимся в такой ситуации, что русскоязычное население так и не выучило казахский язык. Несмотря на то что казахский является одним из наилегчайших языков в мире. Есть такой миф, который разыгрывается вокруг казахского, что это наитруднейший язык. Это миф чистой воды. Да, казахский язык богатый, плюс к этому он – один из самых легких языков», - рассказывал тогда Тен.

Тогда же специалист назвал три проблемных фактора при изучении казахского языка.

«Итак, первое – нежелание людей. Но тут нужно копать поглубже. Обычно человек с детства не знает казахского. Но почему? Нет среды, с ним не разговаривают, нет нужды. Потому, уже выросши, выучить язык намного сложнее. Даже если люди хотят, это сложно. Идут к учителям, учителя им не помогают, люди перегорают, и в итоге раздражение к языку становится еще сильнее. Получается такой порочный круг.

Второе – сама академическая неподкованность преподавательского состава страны. Нельзя с полной уверенностью утверждать, что все поголовно не умеют преподавать, но в большей части это так. Есть единичные преподаватели, и они уникальны. Я работаю с тремя преподавателями, они лучше меня знают казахский, но у меня есть алгоритмы, как это делать. Большой проблемой является академическая неподкованность учителей в преподавании казахского языка именно как иностранного языка. Ошибочно учить некоторых людей казахскому языку как родному. Нужно объяснять все с нуля.

Ну и третье – отсутствие языковой среды и, как следствие, языковой надобности и интересного языкового контента. Посмотрите на русское теле- и радиовещание, как они интересно дублируют фильмы – прекрасные русскоязычные дубляжи. А что дублируется на казахский язык? Русский язык больше входит в умы детей, чем казахский», - отметил Тен.

           Казахский язык больше не является языком «сельской местности»

За популяризацию, осовременивание и развитие казахского языка в Сети выступает и активная казахстанская молодежь. Существует множество интернет-проектов, где активисты объясняют правила лингвистики, запрашивают у различных компаний информацию на государственном языке и озвучивают зарубежные фильмы, представляют юмористический и познавательный контент.

Например, группа Qazaq Grammar на своей странице в Instagram, у которой 37 тысяч подписчиков, публикует познавательные материалы, интересные факты о казахском языке, юмористические посты. По словам автора проекта Нурсултана Багидоллы, Qazaq Grammar - это образовательный проект, который ведут два энтузиаста. Они хотят слышать литературную речь и способствовать сохранению языковых правил.

«Во время учебы в университете я заметил, как общаются студенты. Даже те, кто владеет казахским языком, не могут говорить чисто, не допуская ошибок. Если так будет продолжаться, то казахский язык может постигнуть судьба пиджинизированных языков (языки с упрощенной грамматикой и сокращенным словарем. - Прим. авт.) или креольского языка. Мы хотим изменить эту ситуацию. Это и побудило начать проект. У проекта нет источников финансирования, кроме поддержки читателей. Мы финансируем его сами, есть донаты от читателей», - приводит слова Багидоллы Радио Азаттык.

Авторы Qazaq Grammar считают, что ломают стереотипы вокруг казахского языка, публикуя мемы и юмор на тему языка. По их словам, казахский язык больше не является языком «сельской местности», он стал современным языком.

                                               Калька разрушает язык

Лингвист Назгуль Кожабек открыла telegram-канал «Казахский язык без кальки» для тех, кто владеет казахским языком. Автор рассказывает о распространенных грамматических ошибках, речевых кальках. Она говорит, что проект нацелен на сокращение числа текстов, написанных «по-русски казахскими словами».

 «Казахский язык необходимо очистить от заимствований из русского языка, иначе наши дети не смогут читать книги тридцатилетней давности. Медиа, учебники, литература – всё стало языком кальки. «Калька обогащает язык» – это отговорка ленивых. Калька разрушает язык. От всего не избавиться, но хочется, чтобы происходило постепенное очищение», - рассказывала Кожабек.

Созданный год назад канал сейчас насчитывает более шести тысяч читателей.

 «Я хотела создать проект для журналистов, пишущих на казахском языке, и SMM-специалистов. Потому что они повторяют одни и те же ошибки. Думаю, что telegram-канал хорошо развивается. Люди не ожидали, что многие сразу подпишутся. Но аудитория хорошо отреагировала, когда поняла, зачем нужен канал, и поняла, что он полезен. Самое отрадное, что директора, главные редакторы крупных медиаресурсов, издательств зарегистрировали всех сотрудников редакций. Получается, что всё было не зря», - считает автор.

                        Что можно сказать в заключение?

Если подвести итоговую черту под всем вышесказанным, то реальная картина говорит о том, что в теме изучения казахского языка все большая роль закрепляется за современными парадигмами, нежели за традиционной формой обучения путем заучивания и письма, что весьма рационально и оправданно.

Безусловно, столь широкое разнообразие оригинальных методик, смелых подходов и креативных идей вырисовывает положительную динамику и заинтересованность гражданских позиций в отношении такого важного вопроса, как развитие государственного языка. Тем более, как показал горький опыт, на поддержку от государства в этом вопросе уповать уже не следует.

Что ж, теперь каждый житель нашей страны волен выбрать более комфортный и подходящий для себя метод, и это не может не радовать.

                                                                  Ахмет ТАЛАПУЛЫ (в сокращении)

                                                                  qazaquni.kz