Общетюркская повестка во внешней политике Казахстана
2021 ж. 28 желтоқсан
2949
0
Прошедший 12 ноября т.г. в Стамбуле восьмой саммит Совета сотрудничества тюркоязычных государств, как известно, завершился преобразованием данной международной структуры в Организацию тюркских государств (ОТГ). Причем речь идет не просто об ее переименовании, но и о выходе на качественно новый уровень развития. Свою роль в этих процессах играет и Казахстан, для которого активное участие в деятельности данной организации является одним из приоритетов в области региональной и многосторонней дипломатии. Об этом материал в Тuranpress.kz.
Следует отметить, что изначально общетюркскую повестку задала Турция, чему благоприятствовали распад в 1991 году Союза ССР и образование новых независимых государств. Одним из первых шагов Анкары в данном направлении стало создание в 1992 году Турецкого агентства международной кооперации (ТИКА). Основной его целью было координирование деятельности по оказанию Турцией экономической помощи другим тюркоязычным странам, развитию с ними совместных проектов и программ, содействие их интеграции в мировое хозяйство и т.д.
В этих условиях новое содержание получила сформулированная еще в Османской империи идеология пантюркизма, обосновывающая необходимость политической консолидации тюркских стран и народов на основе их этнической, языковой и культурной общности. В частности, бывший президент Турции в 1993-2000 гг. Сулейман Демирель в свое время заявлял о «турецком мире, простирающемся от Адриатики до Великой китайской стены».
Практическую реализацию соответствующих планов Турция начала с проведения 30 октября 1992 года в своей столице первого саммита глав тюркoязычных государств с участием президентов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана, Туркменистана и Узбекистана. Их турецкий коллега Тургут Озал, в частности, призвал приложить максимум усилий для укрепления и развития отношений между братскими странами, имеющими общие исторические и культурные корни. Всего в 1992-2009 гг. было проведено 9 таких саммитов.
Вместе с тем Турция не смогла стать своего рода «старшим братом» для Казахстана и других центральноазиатских государств. Основными причинами этого следует считать недостаточное ее присутствие в данном регионе, отсутствие необходимых для своего влияния финансово-экономических ресурсов и, как следствие, неспособность конкурировать здесь на равных с другими ключевыми внерегиональными игроками (Китай, США, Россия). Правда, с каждой из стран Центральной Азии у Турции сложился свой уровень взаимовыгодных отношений.
Фактически общетюркскую повестку у Турции постепенно стал перехватывать Казахстан. Прежде всего, это проявилось в создании в июле 1993 года Организации по совместному развитию тюркской культуры и искусства (ТЮРКСОЙ). Причем соответствующее соглашение было подписано в Алматы.
Основными целями организации являются развитие и укрепление связей между тюркоязычными странами в сфере культуры и искусства, совместное осуществление соответствующих программ и проектов, сохранение, систематизация, изучение, исследование и популяризация на международном уровне общих духовных ценностей и современных достижений. С 2008 года генеральным секретарем ТЮРКСОЙ является экс-министр культуры РК Дюсен Касеинов.
Впоследствии на прошедшем 17 ноября 2006 года в Анталье (Турция) 8-м саммите глав тюркоязычных стран президент РК Нурсултан Назарбаев выступил с идеей создания Парламентской ассамблеи тюркоязычных стран (ТюркПА). Реализация этой идеи состоялась в 2008 году. На втором пленарном заседании ТюркПА, прошедшем 27-28 апреля 2011 года в Астане, председательство в этой структуре перешло от Азербайджана к Казахстану.
Примечательно, что спустя почти 10 лет данная ситуация повторилась вновь. По итогам 10-го пленарного заседания в ТюркПА, прошедшего 28 сентября т.г. в Туркестане, председателем данного объединения стал Казахстан. От лица страны соответствующие обязанности исполняет председатель Мажилиса Парламента РК VII созыва Нурлан Нигматулин.
Еще более важным событием стало создание вновь по инициативе казахстанского лидера Совета сотрудничества тюркоязычных государств (ССТГ), или Тюркского совета. Соответствующее решение было принято по итогам 9-го саммита глав тюркоязычных стран, прошедшего 3 октября 2009 года в Нахичевани (Азербайджан).
Для выполнения целей и задач вновь созданной организации были образованы ее руководящие (Совет глав государств) и рабочие (Комитет старших должностных лиц, секретариат) органы.
Примечательно, что первый саммит ССТГ при участии президентов Азербайджана, Казахстана, Кыргызстана и вице-премьера Турции Бекира Боздага прошел 21 октября 2011 года в Алматы. По его итогам была принята декларация, определяющая основные принципы и направления сотрудничества стран-участниц.
11 сентября 2015 года уже в столице Казахстана был проведен пятый саммит Тюркского совета. Важным для как республики, так и для самой организации стал ее шестой саммит прошедший 3 сентября 2018 года в Чолпон-Ате (Кыргызстан).
Участие в нем президента Узбекистана Шавката Мирзиёева и премьер-министра Венгрии Виктора Орбана ознаменовалось присоединением первой из этих стран к ССТГ и получения второй статуса наблюдателя. Генеральным секретарем организации был избран один из ведущих казахстанских дипломатов Багдад Амреев.
Одним из решений седьмого саммита Тюркского совета, прошедшего 15 октября 2019 года в Баку (Азербайджан), стало присвоение первому президенту РК Нурсултану Назарбаеву пожизненного статуса Почетного председателя ССТГ.
Следует отметить, что деятельность Казахстана по продвижению общетюркской повестки связана не только с внешней политикой. Так, важным решением руководства страны стало переименование в 2018 году Южно-Казахстанской области в Туркестанскую с центром в городе Туркестан. В свою очередь, это положительно отразилось на дальнейшем развитии и благоустройстве данного города.
Не случайно, что неформальный саммит ССТГ, прошедший 31 марта этого года в онлайн режиме, завершился признанием Туркестана как духовной столицы Тюркского мира. Причем именно на этом мероприятии Нурсултан Назарбаев предложил переименовать ССТГ, а также подготовить и принять программный документ «Тюркское видение-2040», что и было осуществлено на стамбульском саммите.
В свою очередь, действующий президент РК Касым-Жомарт Токаев предложил своим коллегам по Организации тюркских государств усилить сотрудничество по таким приоритетным направлениям, как использование возобновляемых источников энергии, развитие водородной энергетики, водная и продовольственная безопасность, эффективное и справедливое использование трансграничных водных ресурсов, развитие рынка «зеленого» капитала, решение проблем глобального потепления и увеличение численности городского населения в данных странах.
Уже в одной Декларации Восьмого саммита Организации тюркских государств заложена довольно солидная повестка для дальнейшего взаимодействия тюркских государств и развития самой ОТГ. Немаловажно также присоединение к ним Туркменистана в качестве наблюдателя. С учетом географических факторов, скорее всего, реализация общетюркской повестки будет осуществляться по таким двум направлениям, как Турция-Азербайджан и тюркская часть Центральной Азии.
Причем активно развивающееся с 2018 года в формате ежегодных консультативных встреч глав центральноазиатских государств многостороннее взаимодействие в данном регионе будет способствовать и продвижению тюркского вектора.
В этих условиях Казахстан имеет большие возможности встать в авангарде рассматриваемого процесса. Причем как самостоятельно, так и в рамках возможного политического тандема с Узбекистаном. Подписание по итогам недавнего государственного визита Шавката Мирзиёева в Казахстан Декларации о союзнических отношениях двух стран объективно стимулирует Нур-Султан и Ташкент к объединению усилий по продвижению и центральноазиатской, и общетюркской повестки.
Андрей ЧЕБОТАРЕВ