ФЕНОМЕН РОСТА МАШИНОСТРОЕНИЯ РК

ФЕНОМЕН РОСТА МАШИНОСТРОЕНИЯ РК

Поиск новых путей развития

В свое время немало стран с развитым автопромом начинали собирать автомобили из импортных комплектующих, насытили продукцией свой рынок и стали работать на экспорт. Этим самым заложили основу для становления собственной автомобильной промышленности.

Учитывая огромные казахстанские расстояния и аграрную специфику, можно быть уверенным в том, что автомобили, машины, сельхозтехника в стране будут востребованы всегда. В то же время для развития автопрома РК очень важен экспорт, потому что у нас все-таки относительно небольшой рынок.

                            «Казахский Hyundai» вселяет надежду

Недавно наш известный эксперт поделился своим мнением в социальных сетях: «Столкнулся в Ташкенте с неожиданным пиететом к казахстанскому бизнесу. Узбекские друзья поведали, что появилась мода на «Казахские Hyundai». То есть новые машины казахстанской сборки стали ввозить в Узбекистан, и местное население их оценило. Так и говорят: «О! Казахская сборка очень крутая! Деталь к детали! Покраска!» Считается престижным, если удалось себе такой отхватить. Из чувства патриотизма не стал рассказывать, что из нашего там только прикрученные колеса, воздух и резиновые полики. А приосанился и заметил: «Да, Hyundai мы делаем». Сама фраза «казахский Hyundai» уже вселяет надежду! Даешь казахский Айфон или Самсунг! Однако, шутки шутками, но я сам езжу на Hyundai сборки Сарыаркинского завода и надеюсь на увеличение доли локализации».

Действительно, в настоящее время углубление локализации и расширение ее масштабов в машиностроении – одна из ключевых проблем отрасли. Сейчас средний уровень локализации автопрома составляет 33%. Ведь локализация производства является одним из основных механизмов реализации импортозамещения и роста отечественной экономики. Локализация будет способствовать увеличению казахстанского содержания, созданию новых рабочих мест, использованию местного сырья, подготовке кадров и т.д. Эти имеющиеся проблемы – на повестке дня и ждут своего разрешения.

В свою очередь, отечественные предприятия должны увеличивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. Более того, в Казахстане планируется развитие автокомпонентной базы.

К тому же для страны это эффективное вложение капитала. Деньги Казахстана, не инвестированные в реальный сектор экономики, сельское хозяйство, транспорт, средний и малый бизнес, в итоге все равно уходят в другие страны для их экономики.

По этой причине своевременно создание Фонда развития промышленности. Фонд функционирует, и он обеспечит долгосрочное кредитование со ставкой от 3%, которое позволит машиностроительному бизнесу иметь доступ к длинным и дешевым деньгам. Подобные фонды действуют в России, Белоруссии, США. Возможно, будет финансирование фондом под 1% научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ на казахстанских производствах.

Актуальная задача – создание собственной материальной базы машиностроения. Очень важно при дальнейшем улучшении потенциала и роста в целом обрабатывающего сектора промышленности обеспечить качественным сырьем. Сегодня отечественные машиностроители вынуждены закупать сырье в основном из-за рубежа.

Председатель правления Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев предложил предусмотреть в ближайших планах строительство сталелитейного завода в стране: «Сегодня мы ежегодно импортируем до 700 тысяч тонн заготовок из легированных сортов стали и чугунного литья. Деньги уходят за рубеж».

По его словам, строительство сталелитейного завода решит сразу несколько задач, в том числе снизит цену материалов, увеличит казахстанское содержание и повысит конкурентоспособность отечественных предприятий на внутреннем и экспортном рынке. Вопрос строительства сталелитейного завода особенно актуален в этом году, когда наблюдается рост цен на импортные материалы на 50%.

                    Подготовка кадров – это один из узловых вопросов

Пришло время поиска новых путей развития машиностроения, перехода количественных параметров в качественные. В то же время имеется дефицит кадров. Например, предприятиям машиностроительных отраслей требуются квалифицированные кадры, которые отечественная система образования не поставляет в должном объеме. На самом деле, подготовка кадров – это один из узловых вопросов во всей отрасли.

Тут нужна кропотливая, скоординированная работа между профильными министерствами и ведомствами, с учебными заведениями, бизнесом, предприятиями машиностроения, молодежью и т.д.

Характерно, что эту тему поднимал на IX Форуме машиностроителей Казахстана и генеральный директор ГК «Ростех», председатель общественной организации «Союз машиностроителей России» Сергей Чемезов: «Союз машиностроителей России помогает предприятиям реального сектора, вузам и научным организациям в установлении тесных связей. Мы реализуем комплекс образовательных и научных проектов, нацеленных на подготовку и выявление талантливой молодежи, формирование научно-технической элиты. Среди наших проектов: многопрофильная инженерная олимпиада «Звезда», международный молодежный промышленный форум «Инженеры будущего», всероссийская акция «Неделя без турникетов», многие другие. Инициативы Союза машиностроителей России рассчитаны на далекую перспективу, поскольку подготовка квалифицированных специалистов требует много времени. Приглашаю поучаствовать в наших проектах молодежь из Казахстана».

Здесь следует отметить, что среди топ-10 престижных профессий в мире 40% так или иначе имеют прямое отношение к машиностроению – это нанотехнологи, IT-специалисты, технические и исполнительные директора в различных отраслях промышленности, пилоты. В странах Европейского союза организация общего и профессионального образования и разработка образовательной политики все больше опираются на динамичное и гибкое социальное партнерство.

В этом плане актуально предложение председателя правления СМК Мейрама Пшембаева усилить развитие дуального образования и конструкторских бюро. Дуальное обучение – это такой вид обучения, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая – на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы. Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального оборудования. Важнейший компонент – наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

В частности, М.Пшембаев обозначил эту задачу в интервью в конце 2020 года: «В рамках Дорожной карты машиностроения на 2019-2024 гг. поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами. Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель. Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся. Данная система обучения является одним из возможных способов объединения интересов бизнеса, будущего специалиста и государства. Дуальная система обучения практикуется в ряде стран, особенно в Германии, Австрии, Швейцарии, Дании, Нидерландах и Франции, в последние годы в Китае» (https://primeminister.kz/ru/news/interviews/po-itogam-10-mesyacev-t-g-obem-proizvodstva-otechestvennogo-mashinostroeniya-vyros-na-17-intervyu-s-m-pshembaevym-10115818).

                        Перспективное сотрудничество СМК и НУ

12 сентября 2019 года в рамках VII Форума машиностроителей Казахстана в Нур-Султане прошел конкурс по робототехнике среди школьников. Организаторами форума выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке АО «Самрук-Қазына».

Это очень своевременная и востребованная идея СМК: производственники сами обратили внимание и пригласили школьников, занимающиеся робототехникой, на такой конкурс. Ведь ответственные работодатели должны разглядеть юные таланты, дать им возможность расти и видеть в них своих будущих компетентных специалистов и менеджеров.

Команды-победительницы получили солидные денежные призы для новых стартов. Подобные конкурсы востребованы, они должны проходить на постоянной основе, и талантливых ребят надо собирать со всей страны. По российскому примеру также можно проводить всевозможные форумы, олимпиады по теме машиностроения среди школьников и студентов.

Такие конкурсы рождают закономерный вопрос: а будут ли в будущем для этих дарований соответствующие специальности и рабочие места?

В этом плане представляется перспективным сотрудничество Союза машиностроителей Казахстана и «Назарбаев Университета»: на форуме машиностроителей РК была демонстрация научных разработок кафедры робототехники и мехатроники «Назарбаев Университета».

С 2011 года «Назарбаев Университет» готовит специалистов по «робототехнике и мехатронике» – около 30 человек в год.

В Казахстане медленно, но все-таки внедряются роботы на производстве, отчасти в медицине. В основном это роботы-манипуляторы. Такие есть на автосборочном предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, они используются для сварочных и покрасочных работ. Сварочные манипуляторы были установлены на открывшемся заводе в Атырау, есть манипуляторы на заводе Astana Solar.

Молодых специалистов «Назарбаев Университета» работодатели охотно берут на разные предприятия, например, ранее несколько выпускников работали на заводе Тальго и других.

Оказалось, интеллектуальную систему видеонаблюдения и видеоаналитики для контроля дорожного движения «Сергек» разработали в «Назарбаев Университете». Систему внедрили в Нур-Султане, Алматы и других городах Казахстана. Например, в Нур-Султане установлено и подключено 13 000 камер; смонтировано 300 линейных участков, контролирующих скоростной режим и выделенную полосу «buslane»; а также 400 перекрестков, на которых контролируется скоростной режим, стоп-линия и проезд на красный сигнал светофора.

Уже есть факты применения системы видеонаблюдения для раскрытия преступлений хулиганского характера.

По словам профессора кафедры робототехники и мехатроники «Назарбаев Университета» Алмаса Шинтемирова, наиболее конкурентоспособными мы можем быть в сегментах протезирования и беспилотников.

Вот как разъясняет национальные особенности роботизации Алмас Шинтемиров: «Медицинская робототехника, 3D-протезирование – технологии с высокой добавленной стоимостью, но если эти продукты проектировать и изготавливать в Казахстане, то они будут стоить в разы дешевле, пусть даже с несколько меньшим функционалом по сравнению с зарубежными аналогами. Мы хотим начать с меньшего по сложности – реабилитации верхних конечностей. Повторюсь, этот рынок еще никем не занят ни у нас, ни в России, и если планомерно заниматься развитием данной области робототехники, то можно выйти на передний край. Второе направление – беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы. Территория у нас огромная, население сравнительно небольшое, особенно в удаленных от городов регионах и сельской местности, месторождений природных ископаемых много. Благодаря беспилотникам можно разрабатывать большое количество месторождений, осваивать земли сельхозназначения, привлекая минимум работников по примеру RioTinto в Австралии, где уже работают беспилотные самосвалы в карьерах» (https://kapital.kz/business/64593/kazakhstan-poboretsya-za-svoy-kusok-mirovogo-rynka-robototekhniki.html).

В самом деле, беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы были бы для нашего машиностроения новым направлением, не говоря о медицинском протезировании.

Есть еще актуальная для Казахстана тема: военные роботехнологии. В этом направлении возможно сотрудничество с турецкими специалистами. Учитывая большую протяженность наших границ, в армии понадобятся мобильные роботы для патрулирования границ, системы кругового видеоконтроля.

                       Время университетских технопарков

Выпускники «Назарбаев Университета» подходят по квалификации и для спутникового завода «Казкомоса», с которым были переговоры по подготовке кадров. В Нур-Султане планировали построить «космический городок» и завод по производству и испытанию космических аппаратов. Однако завод не заработал до сих пор.

Кстати, в городах появились кружки робототехники, в которых работают и выпускники данного университета. Школьники ходят в технические кружки с самых юных лет, и за это время они становятся настоящими экспертами.

Иными словами, есть научный потенциал «Назарбаев Университета» в этой сфере, который пока слабо востребован, хотя есть заинтересованность в научном сотрудничестве в будущем у производственников. По этой причине у нас должны появиться предприятия, на которых могли бы работать выпускники НУ.

Известно, что внедрение промышленных роботов эффективно лишь при больших объемах выпуска, на поточных линиях. У нас пока нет таких производств. При выполнении мелких партий и единичных заказов предприятиями внедрение роботов экономически невыгодно, потому что они очень дорогие.

Казахстану нужно активно перенимать опыт создания университетских технопарков, научных парков и бизнес-инкубаторов у развитых стран. Некоторые такие объекты уже созданы и в нашей стране, как в НУ, но пока их очень мало. При «Назарбаев Университете» есть технопарк – там наши выпускники также создали свои стартапы, пытаются делать образовательных роботов.

Что такое технопарк? Это когда каждое уважающее себя крупное предприятие открывает свое представительство в каком-либо университете. Конечной целью технопарков является создание новых высокотехнологичных бизнесов. У нас пока этого нет.

В этом плане технопарк «Назарбаев Университета» может помочь бизнесу своими инновационными разработками. По этой причине перспективно сотрудничество Союза машиностроителей Казахстана и «Назарбаев Университета».

                                                                   Дастан ЕЛДЕС

                                                                   qazaquni.kz