ФЕНОМЕН РОСТА МАШИНОСТРОЕНИЯ РК

ФЕНОМЕН РОСТА МАШИНОСТРОЕНИЯ РК

                    Машиностроение должно стать двигателем экономики

В условиях распространения пандемии COVID-19, карантина, закрытия границ, приостановки или закрытия многих предприятий, торговых войн и санкций, кризиса в СМИ появилась новость о том, что Казахстан возглавил список стран, в которых за 2020 г. выросло машиностроение по сравнению с прошлыми годами на фоне глобального спада в отрасли.

Эта новость вселяет надежду на преодоление кризиса и свидетельствует о том, что в даже самых неблагополучных условиях можно поднимать производство, если грамотно его организовать.

                                          Рост в условиях пандемии

Ведь закрытие границ диктует новые условия выживания – каждая страна надеется только на себя, на свои ресурсы, производство, кадры и т.д. Поэтому надо быстро перестраивать промышленность, сельское хозяйство, науку, медицину и т.д.: вместо продажи сырья – открывать различные производства, в кратчайшие сроки мобилизовать все силы для производства самых востребованных товаров – от ниток, тканей до тракторов.

В этом плане было актуально обсуждение проблем машиностроения в условиях COVID-19 на IX Форуме машиностроителей Казахстана, который прошел 22-23 сентября 2021 г. в Нур-Султане в онлайн-формате. Организаторами мероприятия выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Союз машиностроителей Казахстана (СМК).

В последние годы машиностроение стало одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности и вышло на лидирующие позиции: даже в «вирусных» условиях эта отрасль показала рост. Если в 2020 г. рост отрасли составил 14%, то в этом году – 24%, установив своеобразный рекорд.

«Объем производства в отрасли за 8 месяцев текущего года вырос на 24 % по сравнению с аналогичным периодом 2020 г. и составил 1,4 триллиона тенге. Мы прогнозируем, что по итогам этого года впервые превысим 2 триллиона тенге», – заявил Мейрам Пшембаев, председатель правления СМК.

Как отметил М.Пшембаев, особенно динамичный рост отмечается в таких секторах, как сельскохозяйственное машиностроение – рост на 300%, железнодорожное – на 45%, электротехническое – на 28%, горно-металлургическое и нефтегазовое – рост по 11 %.

По данным СМК, на сегодня в отрасли работают более 3 тысяч предприятий, на которых занято более 119 тысяч человек. В целом за 10 лет индустриализации в машиностроении реализовано 135 проектов на 400 млрд тенге, в планах до 2025 г. – 14 проектов на 160 млрд тенге.

Выступления спикеров на Форуме показали, что в таких форс-мажорных обстоятельствах на первый план выдвигаются оптимизация финансовых, материальных средств, перестройка экономической системы, открытие новых и модернизация действующих предприятий, обеспечение сырьем отечественных производителей, их защита от внешних игроков, подготовка кадров и др., а также разработка планов развития машиностроения в новых условиях.

                          Феномен роста машиностроения РК

Как ни парадоксально, пик подъема машиностроения пришелся на период распространения пандемии – из-за сбоя поставок оборудования, машин и т.д.

Кризис – это поиск выхода из него, в том числе и возможностей для роста. Как известно, в китайском языке иероглиф «кризис» имеет значения «опасность», «точка изменения» и «возможность». Иными словами, в такие периоды появляются проблемы, и решение этих проблем выводит организацию на новый уровень развития, в данном случае машиностроение РК.

В самом деле, пандемия КВИ и месяцы локдауна внесли свои корректировки в отрасль, были нарушены цепочки поставок и много ограничений по перемещению. И на уровне организаций, правительства, парламента пришло понимание, что нужна всесторонняя поддержка отечественных производств и предприятий. Сами недропользователи уже поняли, что им необходимо размещать заказы в РК.

Феномен рекордного роста машиностроения раскрыл председатель правления ТОО «Maker» Жанибек Байгабелов на примере Карагандинского литейно-машиностроительного завода. Это успешная модернизация завода с привлечением лизинговых средств, приобретение новых станков и приборов, что позволило расширить ассортимент продукции и выполнить заказы клиентов, и др.

Успех КЛМЗ в трактовке Ж.Байгабелова: «При поддержке государственной программы «Производительность – 2020» с 2014 г. по 2017 г. была проведена масштабная модернизация завода с привлечением лизинговых средств фонда «Развития промышленности» на сумму свыше 13 млрд тенге, 76 % из которых уже возвращены фонду. В результате модернизации произведена установка 53 новых станков и 230 дополнительных приборов. Успешная модернизация позволила расширить ассортимент до 12 тысяч наименований продукции. Сейчас мы производим около 1 млрд тенге продукции ежемесячно. Наибольший рост объема производства завода + 53 % пришел именно на пик пандемии из-за сбоя зарубежных поставок оборудования. Заводская команда из 60 конструкторов и технологов в очень сжатые сроки разработала техническую документацию для освоения нового оборудования. Это позволило своевременно обеспечить продукцией наших основных заказчиков».

В целом наши машиностроительные предприятия экспортируют продукцию в Россию, Китай, Азербайджан, Таджикистан, ОАЭ, Туркменистан и др. С 2017 г. Казахстан экспортирует электровозы, тепловозы в Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Украину. Наши светофоры регулируют движение транспорта в ряде стран, а аккумуляторы пользуются большим спросом за рубежом.

Организовано производство новых видов продукции – локомотивы, грузовые и пассажирские вагоны, железнодорожные колеса и оси, стрелочные переводы, насосов и другое нефтегазовое оборудование.

Стали выпускать новые виды аккумуляторов с использованием новых технологий, имеются договоры с Италией, ОАЭ, поставки в Россию, Беларусь, Узбекистан, Кыргызстан, Таджикистан, а также Китай, Германию.

В производство были привлечены транснациональные инвесторы, появились новые бренды. Отрасль своевременно отреагировала на карантинные меры, связанные с пандемией КВИ, внедрив онлайн продажи автомобилей и тем самым сохранив цепочку реализации произведенной продукции.

Отрадно, что на Форуме машиностроителей участники обсудили проблемы снижения стоимости материалов и комплектующих в отрасли, вопросы местного содержания в деятельности крупных иностранных недропользователей, продвижение экспорта продукции и т.д.

                    Машиностроение должно стать двигателем экономики

Форум машиностроителей – это в первую очередь рабочая площадка для развития кооперационных связей. Здесь находят друг друга потенциальные партнеры и составляют соглашения. Это своего рода ярмарка промышленных предприятий, где компании находят поставщиков, смежников и партнеров, с которыми им удобнее выходить на различные рынки.

Но Форум – это и дискуссионная площадка, где озвучиваются многие проблемы, и собравшиеся спикеры и специалисты по мере возможностей пытаются их решить общими усилиями.

Например, лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев провел панельную дискуссию с участием руководителей Миннацэкономики, Минэнергетики, Мининдустрии, Минторговли, «Самрук-Казына», НПП и СМК, где задал острые вопросы в адрес Ассоциации автомобильного бизнеса Казахстана и Министерству индустрии и инфраструктурного развития РК.

«В последнее время в обществе бурно обсуждаются льготы, которые предоставляются вашему сектору экономики. И при этом фактически ставится под сомнение, что члены вашей Ассоциации реально производят что-то, возникают претензии: завозится готовая техника, даже колеса готовые, только их прикрутить надо. Государство это субсидирует, возвращает налоги и применяет другие меры финансовой поддержки, это прямой ущерб для экономики страны. Вы можете прокомментировать такие заявления?» – обратился Перуашев к Анар Макашевой, вице-президенту Ассоциации казахстанского автобизнеса.

В итоге выяснилось: если какие-то условные предприятия не перейдут от «прикручивания колес» к реальному производству, они обязаны вернуть все льготы в бюджет.

Такие панельные дискуссии хороши тем, что обсуждаются не только планы на будущее, но и то, что конкретно было достигнуто за прошедший период. И в рамках данной работы предлагаются новые механизмы поддержки машиностроителей. Например, дорожная карта по развитию машиностроения актуализируется, и промежуточные ее итоги и перспективы развития на будущее обсуждали в рамках одноименной сессии на IX Форуме.

Вице-министр индустрии и инфраструктурного развития РК Марат Карабаев рассказал о трех главных результатах реализации Дорожной карты. Первый – это разработка законопроекта о промышленной политике, который находится на рассмотрении Мажилиса. Законопроект отражает многие вопросы, поднимаемые предпринимателями. Второй – создание Фонда развития промышленности. Фонд функционирует, и он обеспечит долгосрочное кредитование со ставкой от 3%. Третий – обеспечение сырьем отечественных машиностроителей. Данный механизм разработан, предусмотрен в законопроекте, сейчас механизм работает в пилотном режиме.

Теперь, по словам М.Карабаева, Дорожная карта актуализируется. Из секторов машиностроения наибольший рост показывает автомобилестроение – в 2020 г. было выпущено 75 тысяч автомашин, в этом году запланирован выпуск 100 тысяч. Из 93 тысяч автомобилей, реализованных у нас в 2020 г., 67 тысяч – отечественного производства. Из покупаемых новых автомобилей одна треть – казахстанского производства. В 2020 г. было экспортировано свыше 8 тысяч легковых автомашин, в этом году планируется экспортировать 15 тысяч, а в 2022 г. – 30 тысяч автомашин.

В РК за последние несколько лет фактически создали основу для развития автопрома, для которого очень важен экспорт, потому что у нас небольшой рынок. В свое время были планы производить 300 тысяч машин в год.

Конечно, это пока большая цифра, однако ситуация благоприятствует для роста машиностроения и увеличения экспорта. И задача СМК, правительства, парламента работать в одном русле, чтобы машиностроение РК стало двигателем экономического роста, занятости и экспорта.

                                                                                            Дастан ЕЛДЕС

                                                                                            qazaquni.kz