МАЖИЛИС РК: ПЛАТОНОВ ВЫСТУПИЛ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ, ДАНДИБАЕВ – НА РУССКОМ

МАЖИЛИС РК: ПЛАТОНОВ ВЫСТУПИЛ НА КАЗАХСКОМ ЯЗЫКЕ, ДАНДИБАЕВ – НА РУССКОМ

А ЧТО БУДЕТ, ЕСЛИ В МАЖИЛИСЕ Я ВЫСТУПЛЮ НА ТУРЕЦКОМ ЯЗЫКЕ?

В ходе обсуждения законопроекта на пленарном заседании Мажилиса 22 сентября заместитель министра обороны Республики Казахстан Тимур Дандибаев ответил на русском языке на вопрос депутата Дархана Мынбай, заданный на казахском. Лишь на вопросы некоторых депутатов чиновник ответил на ломанном казахском языке. Мы попытались это понять.

Депутат Мажилиса, известный тележурналист Артур Платонов выступил с дополнительным сообщением о законопроекте на казахском языке. Отрадно, что казахский язык Артура был лучше казахского вице-министра. Я письменно высказал это мнение и поблагодарил Артура Станиславовича.

Говоря об Артуре Платонове, мы вспоминаем дискуссию, в ходе которой 30 октября 2012 года впервые в стране был принят «Кодекс этики журналиста Республики Казахстан». Тогда я, дважды поставив на голосование, включил в статью 1 «Профессиональный долг» Кодекса требование «СОХРАНЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ».

Тележурналист Артур Платонов был среди тех, кто поддержал мое предложение. В то время Ерлан Байжанов, не знающий своего родного языка, тогдашний глава государственного издания «Нур-Медиа», щедро финансируемого государством, которое по определению непосредственно отвечало за интересы государства (воспринимайте это как национальные интересы), был единственным, кто выступал против данной статьи.

Оказалось, что такого же мнения о казахском языке Артура придерживалась и депутат Мажилиса Наталья Дементьева, всегда говорящая только на государственном языке.

Да, выступление Артура Платонова на государственном языке было примером для многих депутатов и руководителей министерств, особенно для наших казахских депутатов, которые регулярно говорят на языке другого государства. Я сказал Артуру, пришедшему ко мне в офис сказать «Спасибо!» за мою благодарность: «А теперь сделайте депутатский запрос по-казахски». Арекең сказал, что он к этому стремится.

Желаю успехов Артуру Станиславулы, в свое время снявшему мощный фильм в благодарность за мужество и доброту миролюбивого казахского народа, который в трагическое время для многих народов приютил их в своих и таки стесненных условиях, поделился последним куском хлеба и дал возможность выжить.

Только на прошлой неделе на презентации нового законопроекта в комитете Мажилиса по социально-культурному развитию заместитель министра здравоохранения, главный санитарный врач Ерлан Киясов тоже ответил на русском языке на вопросы депутатов, заданные на казахском языке.

В ответ на мой вопрос он стал быстренько отвечать по-русски, что впору можно было остановить его: «Извините, господин вице-министр! Я задал вам вопрос на государственном языке, прошу вас отвечать на государственном языке!» Казахский вице-министр в казахском парламенте затруднился отвечать, будто вопрос был на редком иностранном языке, и выкрутился, что позже ответит письменно.

3 февраля этого года на пленарном заседании министр национальной экономики Асет Ергалиев как ни в чем не бывало тоже отвечал на русском языке на вопросы депутатов, заданных на казахском языке, что депутату Берику Дуйсембиеву пришлось выступить с критикой по этому поводу. А мне – включить этот факт в свой депутатский запрос фракции «Ак жол» «Мемлекеттік тілдің мәртебесін анықтайтын уақыт жетті» («Пора определить статус государственного языка»). Таким способом общими усилиями фракции «Ак жол» тогда нам удалось приостановить такую практику.

Весной на круглом столе по вопросам образования в Комитете Мажилиса по социально-культурному развитию почти все руководители и их подчиненные, в том числе вице-министр Бибигуль Асылова, говорили по-русски, что нам пришлось сделать предупреждения и раскритиковать в прессе.

Подобных моментов в Мажилисе много. 11 марта 2020 года на пленарном заседании Мажилиса депутат Наринэ Микаелян задала ряд вопросов вице-министру цифрового развития, инноваций и аэрокосмической промышленности Асхату Оразбеку на государственном языке.

Несуразность языковой ситуации в том, что вице-министр Асхат Оразбек на вопрос депутата некоренной национальности на государственном языке Республики Казахстан ответил не на государственном, а на государственном языке Российской Федерации. Спикер Мажилиса Нурлан Нигматуллин наказал его за нелепость такой ситуации. Наверное, мало кто из руководителей министерств не получил предупреждения от спикера из-за государственного языка ...

По правде говоря, председатель Мажилиса Нурлан Нигматуллин официально ведет обсуждение проблем на заседаниях только на государственном языке. Депутатам любой национальности слово предоставляется только на казахском языке. Записи на главном экране Мажилиса пишутся только на государственном языке, казахским алфавитом на латинице.

В других странах, кроме нашей, законодательная власть, парламент строго соблюдают законы страны, а депутаты и министры говорят только на государственном языке. Говорить на языке другой страны равносильно нарушению закона или даже преступлению. В свое время член турецкого парламента лишился своего мандата за цитирование только двух слов в пословице на другом языке. Это страна, которая уважает себя и умеет уважать других!

А наши министры продолжают отвечать на вопросы на государственном языке на языке России.

Кто поверит, что представители Министерства обороны, которые не могут защитить свой язык, могут защитить свою страну?

Как руководители здравоохранения, не знающие казахского языка, будут лечить больных казахов?

Как в сфере образования не владеющие казахским языком специалисты будут учить казахов?

В заседаниях комитетов, фракций, рабочих групп и собраниях в Мажилисе также должны придерживаться законов государства, проводиться на государственном языке, отдавая приоритет государственному языку.

В противном случае: а что будет, если в Мажилисе я выступлю на турецком или узбекском языке, раз Платонов выступил на казахском языке, Дандибаев – на русском?

Проблему принятия закона о государственном языке фракция партии «Ак жол» поднимала с 2012 года, а в прошлом году на национальном портале «Qazaquni.kz» в поддержку такого закона за месяц подписывали 126 тысяч человек. Доживем ли до дня, когда будет принят такой закон!?

Қазыбек ИСА,

депутат Мажилиса Парламента Республики Казахстан