Как поднять сельское хозяйство

Как поднять сельское хозяйство

Хотел поделиться своими мыслями о проблемах и перспективах развития многострадального нашего сельского хозяйства и села.

Надо останавливать разработку Национального Проекта!

Он очень похож на все предыдущие Программы и ничего не даст селу и сельскому хозяйству.

Надо вначале разработать и утвердить Указом Президента РК Национальную Стратегию развития агропромышленного комплекса (АПК) и сельских территорий РК на период до 2050 года.

Причём разработку Национальной Стратегии надо поручить не уполномоченному органу – МСХ РК, а, например, Агентству РК по стратегическому планированию.

В Стратегии должны быть глобальные вещи.

1) Государство должно определиться с вопросами реагирования на глобальное изменение климата, на его последствия для сельского хозяйства страны.

2) Деградация почвы – это тоже задача государства.

3) Новые сорта, новые породы с учетом изменения климата и деградации почвы.

4) Кардинальное изменение структуры сельского хозяйства страны. Нужно существенно увеличить долю сферы услуг в сельском хозяйстве с нынешних 0,3% до 30-35% в общем объёме валовой продукции отрасли. Именно неразвитость сферы услуг является основной причиной главной проблемы села и сельского хозяйства – низкой эффективности, проще говоря, низкой доходности отрасли.

Из-за неразвитости сферы услуг фермеры вынуждены продавать свою продукцию по цене в разы ниже рыночных, при этом приобретают необходимые им товарно-материальные ценности (ТМЦ) – ГСМ, удобрения, технику, запчасти, пестициды, ветпрепараты, а также покупают услуги по ветеринарии, защите растений, мелиорации, сельхозводоснабжению, механизации дороже их рыночной стоимости.

В результате, как говорят специалисты, на сельском хозяйстве зарабатывают все, кому угодно, но только не сами сельчане.

Сфера услуг или инфраструктура сельского хозяйства должна создаваться самими сельхозтоваропроизводителями (СХТП) при стимулирующей поддержке государства.

Международный опыт говорит, что наилучше всего в качестве инфраструктуры проявили себя кооперативы, именно сельские сервисно-потребительские кооперативы (ССПК). Надо внимательно присмотреться к опыту Германии, Израиля, Швеции, Китая, Японии. Там работают ССПК.

Я не говорю о Производственных кооперативах (ПК). Опыт ПК был в Советском Союзе. ПК – это колхозы. Сегодня ни один сельский труженик добровольно не пойдёт в ПК.

А вот принимать участие в создании ССПК, работать с ним на основании договоров наши СХТП, крупные, средние, мелкие СХТП в форме юридического лица (АО, ТОО, того же ПК), Крестьянские хозяйства (КХ) и личные подсобные хозяйства будут.

Потому что, во-первых, несмотря на участие в создании ССПК, все СХТП сохранят свою полную юридическую, финансовую, материальную, хозяйственную самостоятельность!

Во-вторых, если увидят свою выгоду от сотрудничества с ССПК, когда будут продавать свою продукцию и покупать ТМЦ по справедливым ценам.

5) Реформирование системы субсидирования и кредитования, других мер господдержки сельского хозяйства.

Приведу простой пример. Подавляющее большинство крестьян перед весенне-полевыми работами покупают, в первую очередь, и только лишь ГСМ. По той простой причине, что ГСМ не растёт у него на огороде.

На остальное – семена, удобрения, пестициды, запчасти, технику – у него просто нет денег! Поэтому фермер вынужден сеять одни и те же семена по 20-30 лет, не применяя удобрения, пестициды для защиты растений, на старой технике. Поэтому почти 70 лет средняя урожайность на зерновых остаётся на одном и том же уровне – 12-13 ц/га. Надои на одну корову 2 300-2 500 кг! Откуда при таких показателях у сельчан будут доходы?

Поэтому субсидии надо максимально направлять на удешевление кредитов для крестьян максимум до 2-4% годовых. При этом кредиты должны быть сроком не менее одного года – с 1 апреля по 31 марта, чтобы сельчане могли до посевной купить все, что им нужно и продать свою продукцию в феврале-марте, в период максимальных цен. Это по зерновым культурам. По другим видам сельхозпродукции можно предусмотреть другие сроки.

Надо удешевлять стоимость ГСМ в 2 раза – с 200 до 100 тенге/литр. Причём удешевлять все 365 дней в году, а не только перед весенне-полевыми и осенне-уборочными работами.

Надо субсидировать затраты фермеров на комбикорма и кормовые культуры. Мы давно перестали кормить животных комбикормами, но при этом требуем от них мясо и молоко! Откуда они у них возьмутся? Попробуйте кормящую мать кормить чёрным хлебом и голимой водой и посмотрим, чем же она будет вскармливать своё дитё!

6) Особо в Стратегии нужно оговорить о мерах госстимулирования реальной интеграции аграрной науки, образования и производства, о научном, кадровом, информационно-маркетинговом обеспечении сельчан, разработать и утвердить Программу создания Национальной системы обучения сельских жителей навыкам ведения хозяйства, реорганизовать Национальный аграрный научно-образовательный центр (НАНОЦ) из акционерного общества в Государственный некоммерческий фонд с включением в его Попечительский совет зарубежных специалистов.

Может тогда аграрные наука и образование не будут зависеть от прихотей того или иного чиновника. В мире есть лучшие примеры, которые можно взять за основу развития нашей науки и образования – ИНТА (Аргентина), ЭМБРАПА (Бразилия), ИНРА (Франция).

Хочу привести пример: успех сельского хозяйства Израиля основан на двух столпах – инновации и кооперация.

70 лет назад в Израиле продукты питания распределялись по карточкам. Это были первые годы ее независимости.

Страна получала продовольственную гуманитарную помощь. Сегодня Израиль практически полностью обеспечивает себя, а его сельскохозяйственный экспорт достиг нескольких миллиардов долларов.

Общая площадь страны всего 22 тысяч кв км или 2,2 млн га и из них лишь 20% или 400 тысяч га пригодны для сельского хозяйства. Для сравнения: в Казахстане в одном районе такие площади.

С разработкой Национальной Стратегии нельзя торопиться. Надо основательно все изучить, каждое село, каждый район, каждую область. Привлечь для этого ученых, докторантов и магистрантов агроуниверситетов.

Можно потратить на это 1,5-2 года.

Приступить к реализации Стратегии с 1 января 2023 года или даже с 1 января 2024 года.

Мне могут задать вопрос: «Ты забыл, что 31 декабря 2021 года заканчивается нынешняя Госпрограмма АПК? Что делать в 2022 году, в 2023 году?».

Отвечу: «Ничего страшного. У нас бюджетное финансирование осуществляется как по программам, так и по Законам. Законы у нас есть! В конце концов, крестьяне зачастую производят сельхозпродукцию не благодаря, а вопреки «помощи» чиновников!»

Все указанные мною выше 6 пунктов государство должно взять на себя, фермеры сами не справятся.

Во второй половине 2022 или в первой половине 2023 года можно в рамках Стратегии разработать 8 Национальных Проектов:

1) «Зерновые культуры и продукты их переработки». Зерновые должны оставаться стратегическим направлением.

2) «Плодоовощные культуры, картофель и продукты их переработки». Здесь надо разбираться: Казахстан даже на половину не обеспечивает себя овощами собственного производства.

3) «Масличные культуры и продукты их переработки». Очень много вложено сюда за последние 15 и результаты неплохие.

4) «Мясо и мясопродукты».

5) «Молоко и молокопродукты». Мы не обеспечиваем себя ни молокопродуктами, ни мясопродуктами.

6) «Производство продукции овцеводства и продуктов ее переработки». Овцеводство может стать не просто брендом страны, а лидером по валютной выручке.

7) «Развитие социальной и инженерной инфраструктуры села». Категорически нельзя рассматривать развитие сел и сельского хозяйства в отрыве друг от друга.

8) «Кадровое, научное, информационно-маркетинговое обеспечение». Без кадров, без науки, без информации, без распространения знаний ни одна страна не смогла добиться успехов в сельском хозяйстве.

В МСХ надо вернуть Комитет развития сельских территорий.

Надо принять Закон РК «О личных подсобных хозяйствах». ЛПХ надо придать легитимность и приравнять с юридическими лицами и КХ в качестве получателей господдержки.

ЛПХ производят почти 50% вала сельского хозяйства, без ВСЯКОЙ помощи государства!!!

При этом в ЛПХ заняты около 3,5 млн жителей села - 1,7 млн ЛПХ умножьте на 2 человека хотя бы, муж и жена. Вот вам 3,5 млн занятых в ЛПХ на селе!!!

И, что, такая армада самозанятых в ЛПХ не нуждается в Законе?

Отдельно к вопросу кооперации СХТП.

Государство должно вести политику по стимулированию кооперации сельчан, не важно каких – мелких, средних, крупных хозяйств.

Например, созданный в 2013 году ЕЗХ – Единый зерновой холдинг, который был призван вместе с Продкорпорацией работать на экспорт зерна.

ЕЗХ – кооператив в чистом виде республиканского масштаба!!!

Далее, в 2014-2015 годы в 4 областях – Акмолинской, Костанайской, Павлодарской областях и СКО создали кредитные кооперативы. В них вошли средние хозяйства. Они сообща брали кредиты в банках под гарантию КазАгро.

Это кооперативы на областном уровне с участием средних хозяйств. Насколько мне известно, в Павлодарской области такой кооператив «Ертіс Агро» собирался купить или даже купил общий для всех элеватор.

На районном уровне можно было бы кооперировать мелкие КХ.

А на уровне села кооперативы ЛПХ.

                                                                           Толеутай РАХИМБЕКОВ,

                                                                            доктор экономических наук