НАШ МУДРЫЙ ШЕФ!

НАШ МУДРЫЙ ШЕФ!

Жизнь учёного может быть яркой, богатой, разнообразной, насыщенной, увлекательной, известной, успешной и счастливой. Я думаю, такой является жизнь ученого, основателя сравнительной педагогики в Казахстане, родоначальника общественно-государственного партнерства в образовании страны доктора педагогических наук, академика, почетного профессора ряда академии и вузов страны и ближнего зарубежья, члена Исполнительного комитета Всемирного совета обществ по сравнительному образованию, Кусаинова Аскарбека Кабыкеновича. 

Да, многие знают профессора, как ученого компаративиста. Я бы хотела остановиться на деятельности Аскарбека Кабыкеновича, как основателя, Председателя правления Общественного Объединения «Академия Педагогических Наук». АПН Казахстана была создана в 2004 г. и это реальный кейс становления в казахстанских реалиях успешного, самофинансируемого, самостоятельного научного центра, реализовавшего консолидацию ученых со всех просторов нашей страны в разработку и обсуждение вопросов реформирования национальной системы образования. За период существования Академии под руководством профессора А.Кусаинова были реализованы более 20 научных и социальных проектов. Академия стала центром свободного обсуждения и выработки рекомендаций по совершенствованию управления качеством образования, были организованы десятки конференций, форумов, выборов новых членов Академии, издается собственный научный журнал «Вестник АПН Казахстана», проведена колоссальная работа по повышению квалификации и имиджа педагогических работников. И Бренд Академии связан с персональным брендом профессора Аскарбека Кусаинова. 

Работая бок о бок с Аскарбек Кабыкеновичем, я бы охарактеризовала его как уникальную личность и уникальность его в следующем:

– высокий патриотизм и преданность педагогическому делу;

– талантливый ученый, с неповторимым и своеобразным почерком в исследованиях, привлекающий не только научными публикациями, но и завораживающими выступлениями на конференциях и форумах;

– мудрый руководитель, переживающий не одну реформу в сфере образования, не одну кадровую перестройку в стране, но не устающий удивляться и познавать новое, обучать нас терпению и добру;

– прекрасный преподаватель, общению которого стремятся студенты, магистранты и докторанты, уважают и ценят за сочетание удивительного оптимизма, веры и требовательности;

– очень романтичный человек, любящий путешествия, знающий иностранный язык и ценящий познание стран, готовый и сегодня собраться в путь, чтобы встречаться с людьми, чтобы быть в мире событий;

– счастливый человек, потому что есть большая научная семья, которая любит, уважает и боготворит им.

Направления работы Академии неразрывно связаны и переплетены в направлениях научной школы Аскарбека Кабыкеновича. Значимость его научных работ никогда не теряла своей актуальности, потому что практически все они были посвящены злободневным вопросам становления национальной модели образования. Это были вопросы образовательной политики, реализуемой в стране, содержания образования и учебников, содержания подготовки педагогических кадров, проблемы перехода на 12-летнее обучение, духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи, качества процесса образования, управления системой образования. И все они получали живой отклик в научно-педагогическом сообществе и среди населения.  

Первая научная работа профессора Кусаинова А.К. по сравнительной педагогике была выполнена в 1996 г. на тему «Развитие образования в Казахстане и Германии (сравнительно-педагогическая характеристика)». В последующие годы исследования профессора расширились. В 2004 г. под его руководством была издана книга «Национальные системы образования: общая характеристика, структура» на основе изучения опыта США, Германии, Франции, Великобритании, Канады, Японии и Китая. Далее в 2005 г. появляется монография «Развитие образования: проблемы и перспективы», где рассматриваются реформы образования, реализуемые в ведущих странах мира по всем ступеням образования. Практически все работы профессора отличаются глубоким комплексным и системным анализом мирового образовательного пространства, где каждый читатель вольно или невольно проводит самостоятельно параллели в контексте реформ казахстанский системы образования.

Научным достижением в данном направлении являются обоснованные и примененные профессором Кусаиновым А.К. схемы и алгоритмы анализа и сравнения образовательных систем: государственная политика в области образования; общественное поле изменений; законодательное обеспечение реформ; финансирование и экономика образования; содержание подготовки педагогических кадров; содержание образования; процесс воспитания.

Научный язык Аскарбека Кабыкеновича очень прост и понятен, логика изложения научного материала без излишеств и на основе доказательной базы. В целом, как классик детективных героев Шерлок Холмс, он искусно доводит научную проблему на язык функционалов, и на язык соискателей, и на понимание ученого сообщества. И как пишет член-корреспондент РАО, профессор М.В. Богуславский, Аскарбек Кабыкенович – большой патриот, стремящийся преодолеть социально-экономическое, ментальное (я бы еще добавила семантическое) расстояние и вывести Казахстан в число передовых стран мира. 

Большинство научных единомышленников и оппонентов Аскарбека Кабыкеновича солидарны в том, что он преподносит репрезентативны материал на основе обширного эмпирического материала. Тому свидетельством является наиболее крупная научная монография, получившая многочисленные отклики среди зарубежных ученых, как «Качество образования в мире и в Казахстане (2014 г.)». И здесь тоже надо отметить дальновидность и своевременность именно такой стилистики, обусловленной новыми вызовами прагматичной концепции управления образованием.

Можно писать бесконечно и удивляться умению нашего любимого Аскарбека Кабыкеновича мастерски преподносить научный материал, но более емко и лучше, чем Г.Бельгер никто не скажет: книги «… Аскарбека Кусаинова … достойны внимания; они вызывают к деянию, они определяют путь к конкретному действию и созданию; они вселяют надежду».

Мы искренне поздравляем своего профессора, руководителя (ШЕФА) и основателя Академии Педагогических Наук Аскарбека Кабыкеновича Кусаинова с юбилеем и желаем, чтобы его новые гениальные идеи и концепции достигали желаемых целей!

БУЛАТБАЕВА АЙГУЛЬ АБДИМАЖИТОВНА,

Главный ученый секретарь Академии,

д.п.н., ассоциированный профессор