Религии объединяли кочевников, а не разделяли их

Представители западной цивилизации считали кочевников варварами, однако спустя века, заплатив страшную цену за собственную слепоту, через войны и человеческие жертвы пришли к тому, что можно было много столетий назад заимствовать у номадов – веротерпимость, уважение к культурам других народов. Об этом рассуждает автор Еxclusive.kz. Духовная культура народа отражает его целостное представление о мире, этические ценности, которые находят выражение в традициях, социальном устройстве, поведенческих нормах, предъявляемых ко всем представителям общества требованиях. Веками, из поколения в поколение передаваемые нравственные императивы составляют культурный код народа и выступают его объединяющим и цементирующим началом. Открытость номадов миру выражена не только в интересе к новому, способности быстро перенимать по-настоящему ценное, но и в уважении к тому, что значимо и дорого для других народов. Яркий тому пример – веротерпимость кочевников. Ряд ученых полагает, что лишь с формированием общемировой религии прекратятся проблемы межцивилизационных отношений. Эту проблему номады решили изначально – равным и терпимым отношением к любой религии. Например, в столице Золотой Орды Сарае функционировали мечети, православные, католические, несторианские, григорианские церкви, буддийские храмы и синагоги. Более того, среди кочевников в разные эпохи были приверженцы самых разных религий: несторианство, буддизм, ислам и др. Однако этот факт не становился разъединяющим началом, во многом потому, что все кочевники одинаково хранили и придерживались завещанных предками ценностей, традиций, норм общежития, продиктованных образом жизни и способами выживания в сложных природных условиях. Степь не знала религиозных войн. Кочевники, приходя на новые земли, внедряли методы управления (составляли элиту многих стран), брали дань за защиту границ, налаживали безопасные торговые пути, вдоль которых росли города, несли инновации и др. При этом они не меняли образа жизни людей, их язык, традиции и религию. История религиозной нетерпимости западной (христианской) цивилизации насчитывает много веков. Христиане, пройдя путь преследований со стороны языческой власти Рима, уже в I в. начинают противостояние с иудеями, считая себя истинными сынами Завета. Религиозные войны, расколы, конфликты продолжались в средневековой Европе до XVII века: крестовые походы (конец XI в.- конец XVII в.), инквизиция, реформация (XVI-XVII вв.). Сначала войны велись против мусульман, потом между католиками и протестантами. Сегодня человечество осознало, что дальнейшее развитие цивилизации возможно лишь при условии сокращения степени вмешательства человека в мир природы. Хищническое отношение к природе обернулось против человечества. Оседлый человек, называя себя рабом Божьим, видел себя хозяином природы, стремясь завоевать, покорить, обуздать ее, поставить ее себе на службу. Это обусловило противопоставление человека, человеческой цивилизации природе и его хищническое, потребительское отношение к ней. Чем это закончилось, теперь стало очевидно – нещадная эксплуатация природы привела к нарушению экологического баланса на Земле, к стремительно приближающейся экологической катастрофе. Кочевник, называя себя сыном Бога, считал себя не хозяином природы, а тем, кто наследует ее от отца-творца. И это наследие следовало хранить и передавать следующему поколению. Кочевник, осваивая новые пространства, принимал природу без страха, и потому не пытался покорить, победить ее как нечто враждебное, а искал гармонии с ней, свое место в ней. Он принимал и подчинялся ее законам, и это позволяло ему выживать и получать все необходимое для жизни, не нанося природе вреда.   Это отношение к окружающему миру нашло отражение в мифологии кочевников, основополагающими понятиями которой были Небо Тэнгри (мужское, отцовское, небесное начало) и Природа - земля Умай (женское, материнское, земное начало). Человек не просто существовал между Небом и Землей, а был зависим от них, признавал их силу и подчинялся ей. Природа-мать кормила человека, давала ему кров и защиту. Небо-отец звал к свободе, учил ориентироваться в пространстве по звездам и мог сурово наказать человека. Именно поэтому кочевник стремился жить в гармонии с окружающим его миром. Насилие над природой было чуждо кочевнику, который видел себя частью ее. Пространство, которое населяли номады, обусловило не только их образ жизни и способ хозяйствования, но и традиции, ценности. Живя в гармонии с природой, во многом завися от нее, сообразуя с ней кочевой образ жизни, перенимая у нее способ мироустройства, кочевники создали культурные артефакты. Образы природы, животных в орнаменте и, шире, в изобразительном искусстве кочевников совершенно неслучайны. Они представляют особой знаковую систему для выражения связанного с природой мировоззрения кочевников. Так, ёмким символом пространства Земли и Космоса выступает юрта кочевника, которая, по сути, есть модель вселенной. Юрта гармонично вписывается в картину окружающего мира, имея полукруглые, обтекаемые формы, без вызова (сравните шпили Европы, устремленные вверх, вонзающиеся в Небо). Открытый простор вокруг юрты без отгорожения от окружающего мира – признак встроенности в окружающую природу. Мир юрты сливается с пространством и космосом. Аул уходит с места, не оставляя следов разрушения. Окружающая природа, дающая человеку приют, до него прихода и после него остается неизменной. Умение номадов влиться в природу, разумно пользоваться ею, а не изменять ее под себя, сегодня становится особенно актуальным. Минимализм, практичность, экологичность, высокая функциональность были свойственны быту кочевников. Материальность, приниженность быта преодолевалась дополнительной семантикой, подчеркнутым символизмом и философичностью, что выражалось в том, что вещи вмещали гораздо больше, чем то, что лежало на поверхности. Многие предметы быта были наполнены сакральным смыслом, духовностью. Понимание этого позволяло прочитывать символику орнаментов, инкрустации, узлов, плетений, тамг, знамен, деталей и украшений одежды и т.д. Так, юрта, среди многих других функциональных назначений, выполняла функцию часов. Шанырак, связующий жилье кочевника с космосом, был не просто отверстием для освещения и циркуляции воздуха, выхода дыма, но и выполнял, кроме прочего, функцию циферблата: перекрест его жердей 3 на 3 дает 12 делений, дневной и ночной круг которых отражает сутки. По перемещению лучей солнца по предметам внутри юрты, порядок которых был строго определен, определялось время дня. По движению солнечных лучей и появлению в ясные ночи в круге шанырака того или иного светила определялось время. Номады не создавали живопись и скульптуру, но они создавали музыку, песню – то, что не требовало материального выражения, было доступно всем, быстро распространялось на огромные территории, при этом заключало именно духовное содержание. Образ жизни и мышления определили отношение кочевников к материальному, к богатству. Все необходимое для жизни кочевники изготовляли равно столько, сколько сами потребляли. Кочевник не занимался накопительством вещей и в оценке вещи исходил из ее практической ценности. Безусловно, баи, бии, султаны или богатые рода имели больше табунов и отар, но они тот же вели образ жизни, что и большинство (кочевка, устройство быта, пища и пр.), соблюдали те же традиции и законы (гостеприимства, взаимопомощи, уважение к старикам, верность слову и др.). Кроме того, богатство кочевника было изначально ограничено наличием пастбищ, и потому любое состояние имело разумные пределы. Так, образ жизни кочевников не только удерживал их от чрезмерного накопительства, но и сформировал сдержанное отношение к богатству. Тот факт, что состояние в виде скота можно было потерять внезапно (угон или его падеж), утвердило понимание того, что сила состоит не в богатстве, а в народе, уважении людей, многочисленности материально благополучных родов, способных оказать поддержку. Принципиальное отличие кочевников и оседлых в отношение к материальным благам обусловило разницу их ценностных ориентиров и взаимоотношений внутри социума. Приоритет материальных ценностей был и остается одним из проблем западной цивилизации, на всем протяжении истории которой возникали бунты, революции, социальные конфликты именно из-за значительного разрыва между бедными и богатыми. Запад так и не смог найти способ справедливого распределения. Запад в своем развитии следовал ценностям своей культуры и, увы, совершил ошибочный поворот, отдав предпочтение материальному. Сегодня западная цивилизация вновь сталкивается с вполне объяснимой проблемой – разрыв между богатыми и бедными. Эти доминирующие ценности Запада предопределили формат его отношений с другими странами. Материальная культура – следствие духовной, как цивилизация – следствие и продолжение определенной культуры. Если материальная культура оторвана от духовной, то называть ее собственно культурой проблематично. Материальная культура должна нести в себе духовное начало, быть воплощением идей, знаний, ценностей человека и общества, равно как и духовная культура может быть выражена в овеществленной, опредмеченной форме, т.е. воплощена в предмете, знаке, образе. В противном случае духовное бытие исчезает, и остается только материальный быт. Что касается наших нуворишей с рабской душой, то следует сказать, что их выбор ошибочного пути материального обогащения не принесет добра. Глупо становиться на путь, который уже показал свою ущербность. Преступно насаждать ценности, не свойственные нашему народу, делать его заложником в достижении низких целей кучки нищих духом, нравственно развращать и насаждать народу ложные ценности потребительского общества, лишенного духовного начала. Западная цивилизация потратила десятки веков на совершенствование, поиск лучшего мироустройства, прошла долгий путь преодоления собственных заблуждений, ошибок, преступлений. Философские искания сотен мыслителей, широкая просветительская деятельность, десятки идеологических учений и концепций, закаты Европы и ее модерны - все это, наконец, привело к пониманию важности веротерпимости, бережного отношения к природе, пагубности главенства материального над духовным. Западная философия очень долго, витиеватыми путями идет к ценностям номадов. К слову, кочевая цивилизация не была разрушена изнутри, ее ценности не потеряли своей актуальности, она была разрушена именно извне, колонизаторской политикой, направленной на искоренении культуры, традиций, системы права, мировоззрения номадов. Сегодня западная цивилизация снова в поиске, перед вызовом. Устойчивость прежнего мышления и, как следствие, отсутствие кардинальных перемен кроется в основании западной цивилизации – ее культуре, которая формировалась в Средние века. Что касается номадов, то сформированные ими ценности по-прежнему актуальны – веротерпимость, гармоничное сосуществование с природой, приоритет духовного над материальным, отказ от чрезмерного потребления и накопительства.  

                                                  Айнаш МУСТОЯПОВА

qazaquni.kz