РК: Вместо экспорта сырья – аккумуляторы, трансформаторы и …роботы

Наша жизнь стремительно меняется на глазах, и кто не успеет на «поезд современности», тот может остаться на обочине истории. В последние десятилетия развитие технологий вышло на некую финишную прямую. И проиграет тот, кто не сумеет вовремя перенять стремительные изменения в этой сфере, перестроить экономику, используя их, адаптироваться к ним. СМК и будущее робототехники В наши дни можно оплачивать коммунальные услуги, проводить банковские операции, покупать товары в интернет-магазинах, не выходя из дома, пересылать документы в электронном виде, можно учиться, работать онлайн и др. Технологии позволяют быстро передвигаться: покупать билеты на поезд или самолет онлайн, отслеживать движение общественного транспорта, планировать маршрут авто с помощью функции онлайн-поиска, видеть загруженность транспорта на городских дорогах и выбирать более или менее свободный маршрут и т.д. Развитие новых технологий в медицине неизбежно ведет к значительному продлению жизни в будущем, в том числе и использование роботов. Они уже используются при сложнейших операциях, не говоря об искусственных конечностях. В настоящее время в сфере робототехники революции происходят чуть ли не каждую неделю, разрабатываются все более совершенные механизмы. Роботы спасают людей, работают в экстремальных условиях, заменяют живое общение, исследуют планеты Солнечной системы и т.д. В сфере робототехники на данный момент решается самая важная задача: как оснастить робота искусственным интеллектом. Поэтому в развитых странах робототехнике начинают обучать с 4-6 лет. 12 сентября 2019 г. в рамках VII Форума машиностроителей Казахстана в Нур-Султане прошел конкурс по робототехнике среди школьников. Организаторами форума выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК, Союз машиностроителей Казахстана при поддержке АО «Самрук-Қазына». Это очень своевременная и востребованная идея СМК: производственники сами обратили внимание и пригласили школьников, занимающиеся робототехникой, на такой конкурс. Ведь ответственные работодатели должны разглядеть юные таланты, дать им возможность расти и видеть в них своих будущих компетентных специалистов и менеджеров. Команды-победительницы получили солидные денежные призы для новых стартов. Возможно, в этом году пандемия помешала для проведения такого конкурса, но такие конкурсы востребованы, и ребят надо собирать со всей страны. Такие конкурсы рождают закономерный вопрос: а будут ли в будущем для этих дарований соответствующие специальности и рабочие места? В этом плане представляется перспективным сотрудничество Союза машиностроителей Казахстана и «Назарбаев Университета»: на форуме машиностроителей РК была демонстрация научных разработок кафедры робототехники и мехатроники НУ. Национальные особенности роботизации С 2011 г. «Назарбаев Университет» готовит специалистов по «робототехнике и мехатронике» – около 30 человек в год. В Казахстане медленно, но все-таки внедряются роботы на производстве, отчасти в медицине. В основном это роботы-манипуляторы. Такие есть на автосборочном предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, они используются для сварочных и покрасочных работ. Сварочные манипуляторы были установлены на недавно открывшемся заводе в Атырау, есть манипуляторы на заводе Astana Solar. Выпускники НУ подходят по квалификации и для спутникового завода «Казкомоса», с которым были переговоры по подготовке кадров. В Нур-Султане планировали построить «космический городок» и завод по производству и испытанию космических аппаратов. Однако завод не заработал до сих пор. Оказалось, интеллектуальную систему видеонаблюдения и видеоаналитики для контроля дорожного движения «Сергек» разработали в НУ. Систему внедряют в Нур-Султане, Алматы и других городах Казахстана. Например, в Нур-Султане установлено и подключено 13 000 камер; смонтировано 300 линейных участков, контролирующих скоростной режим и выделенную полосу «buslane»; а также 400 перекрестков, на которых контролируется скоростной режим, стоп-линия и проезд на красный сигнал светофора. Уже есть факты применения системы видеонаблюдения для раскрытия преступлений хулиганского характера. Кстати, в городах появились кружки робототехники, в которых работают и выпускники данного университета. Школьники ходят в технические кружки с самых юных лет, и за это время они становятся настоящими экспертами. Иными словами, есть научный потенциал «Назарбаев Университета» в этой сфере, который пока слабо востребован, хотя есть заинтересованность в научном сотрудничестве в будущем у производственников. По этой причине у нас должны появиться предприятия, на которых могли бы работать выпускники НУ. Известно, что внедрение промышленных роботов эффективно лишь при больших объемах выпуска, на поточных линиях. У нас пока нет таких производств. При выполнении мелких партий и единичных заказов предприятиями внедрение роботов экономически невыгодно, потому что они очень дорогие. По словам профессора кафедры робототехники и мехатроники НУ Алмаса Шинтемирова, наиболее конкурентоспособными мы можем быть в сегментах протезирования и беспилотников. Вот как разъясняет национальные особенности роботизации Алмас Шинтемиров: «Медицинская робототехника, 3D-протезирование – технологии с высокой добавленной стоимостью, но если эти продукты проектировать и изготавливать в Казахстане, то они будут стоить в разы дешевле, пусть даже с несколько меньшим функционалом по сравнению с зарубежными аналогами. Мы хотим начать с меньшего по сложности – реабилитации верхних конечностей. Повторюсь, этот рынок еще никем не занят ни у нас, ни в России, и если планомерно заниматься развитием данной области робототехники, то можно выйти на передний край. Второе направление – беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы. Территория у нас огромная, население сравнительно небольшое, особенно в удаленных от городов регионах и сельской местности, месторождений природных ископаемых много. Благодаря беспилотникам можно разрабатывать большое количество месторождений, осваивать земли сельхозназначения, привлекая минимум работников по примеру RioTinto в Австралии, где уже работают беспилотные самосвалы в карьерах» (https://kapital.kz/business/64593/kazakhstan-poboretsya-za-svoy-kusok-mirovogo-rynka-robototekhniki.html). Вузов, соответствующих НИШ, РФМШ, БИЛ (КТЛ) как следующее звено образования, у нас мало – НУ, КБТУ, КИМЭП и еще пара-тройка вузов и все. В итоге многим остается уехать учиться за рубеж и даже остаться там после учебы. Ведь кроме дефицита сильных вузов у нас неразвитая экономика, которая не имеет подходящих производств для таких «по-английски» образованных кадров. Говорят, некоторые болашаковцы работают в ЦОНах, а многие из них остаются за «бугром». В итоге – порочный круг: школьная система образования Казахстана раньше готовила будущих студентов для российских вузов (будущих специалистов для соседней страны), а сейчас готовит и для Европы, США и т.д. Казахстану нужно активно перенимать опыт создания университетских технопарков, научных парков и бизнес-инкубаторов у развитых стран. Некоторые такие объекты уже созданы и в нашей стране, как в НУ, но пока их очень мало. Что такое технопарк? Это когда каждое уважающее себя крупное предприятие открывает свое представительство в каком-либо университете. Конечной целью технопарков является создание новых высокотехнологичных бизнесов. У нас пока этого нет. Аккумуляторная экономика Казахстана Но мало создать новые высокотехнологичные предприятия. Необходимо вместо экспорта сырья переходить к экспорту несырьевых товаров и услуг. Ведь у нас тотальная зависимость от иностранных производителей в такой стратегической сфере, которая напрямую связана с обеспечением нашей страны важнейшими товарами, начиная от бытовых приборов и заканчивая средствами производства и вооружением. Такая ситуация зависимости особенно высветилась в этом «карантинном» году. Конечно, в последние годы в Казахстане делается многое, чтобы преломить ситуацию и выйти из «нефтяной иглы». Например, Казахстан стал экспортировать электровозы, тепловозы в Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Украину. Наши светофоры регулируют движение транспорта в ряде стран. Как отметил Женис Касымбек в 2017 г., в то время министр по инвестициям и развитию: «Автомобили, собранные в Казахстане, экспортируются в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай. Ведется работа по продвижению пассажирских вагонов, рельсов и продукции военно-промышленного комплекса казахстанского производства на экспорт. Выросли поставки трансформаторов отечественного производства на 60%. Объем экспорта 21 млн. долларов США. Недавно запущенный Уральский трансформаторный завод экспортирует 96% доли своей продукции за рубеж». Как он заключил, также наблюдается тенденция по увеличению экспорта аккумуляторов до 1,2 млн. штук почти на 35 млн. долларов. Аккумуляторы начали экспортировать на Ближний Восток, Кавказ и Беларусь. Недавно вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы заявил, что в 2020 г. утвердили Дорожную карту по ускоренному продвижению экспортной продукции, и в нее из машиностроительной продукции попали трансформаторная продукция и аккумуляторы. Если в этом году приоритетным продуктом экспорта была пищевая продукция, то в следующем году будет продукция машиностроения. Азамат Аскарулы также сказал, что мы не можем напрямую давать субсидии, нашли выход – экспортерам вместо субсидий возмещать транспортные расходы через операторов, на рекламу, сертификации. К тому же мы можем не только нарастить наш экспорт, но и встроиться в региональные цепочки добавленной стоимости, создавая совместную экспортно ориентированную продукцию. К примеру, по статистическим данным в структуре импорта России, казахстанские трансформаторы занимают всего 11%, аккумуляторы – 15%, а текущий экспорт трансформаторов составляет 24,2 млн долларов США, аккумуляторов – 40,5 млн долларов США. Это говорит о значительном объеме рынка России по данным продуктам. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz