Шесть уроков независимости гражданина РК Адила Ахметова

Вопросы для интервью, посвященного теме 30-летия независимости Казахстана, корреспондент BaigeNews.kz задавал 79-летнему доктору филологических наук, бывшему руководителю отечественной системы образования, экс-послу РК в Великобритании, экс-сенатору, а также писателю и профессору Адилу Ахметову. – Адил Курманжанович! В первые годы независимости вы были ректором Алматинского педагогического института иностранных языков (сейчас КазУМОиМЯ). Далее возглавляли Комитет образования Министерства образования, культуры и здравоохранения РК, а затем снова возглавили КазУМОиМЯ. Расскажите, пожалуйста, что было сделано в 90-е годы Казахстаном для сохранения и развития образовательной системы страны?

Урок первый. Как эмиссары советовать приезжали

– Какие задачи в Комитете образования стояли передо мной? Однажды мне позвонили из Правительства и сообщили, что приехала группа иностранных экспертов, которые хотели бы дать нам советы по реформированию системы нашего образования. Прибыла группа из 5-6 человек, я их принял. Спрашиваю: "С какой целью приехали?" Они: "Помочь хотим вам". Я: "Хорошо, изложите ваши предложения". И один из них говорит: "Оказывается, у вас есть государственные стандарты!". Отвечаю: "Да! Есть и все вузы Казахстана занимаются по государственным стандартам". Они: "Этого не должно быть! Ничего хорошего от этого вы не получите, отмените все стандарты!". Я: "Хорошо, а дальше как? Что вы предлагаете вместо наших стандартов?". Они в ответ: "Ничего!". Это теперь я понял, что тогда они хотели просто развалить нашу систему образования. Если бы мы последовали совету этих "визитеров" и полностью отменили бы госстандарты, то сели бы в калошу и до сих пор бы там сидели. Советы их просто проигнорировал. Худо-бедно, но каждый вуз проводил обучение по государственным стандартам СССР. Отмечу, что система образования СССР была одной из лучших в мире.

Урок второй. Петля Болонского процесса

– Европа 19 июня 1999 г. приняла так называемую Болонскую декларацию. Таким образом, началось продвижение трехступенчатой системы из четырехгодичного бакалавриата, затем магистратуры и потом докторантуры PhD. Если сравнить эту систему с бывшей советской, где обучение во многих университетах было пятилетним… Я сам проучился 10 лет в средней школе, затем 5 лет проучился в вузе и не жалуюсь! Обучение было очень качественным! Что предлагала тогда Европа? Она предлагала гранты вузам в рамках программы Tempus/Tacis для финансирования так называемых совместных проектов, по которым надо было обмениваться знаниями и опытом между европейскими высшими учебными заведениями и учебными заведениями стран-партнеров. Естественно, наши вузы с радостью старались выиграть эти гранты. Как мы рассуждали? Это всё же европейское образование, гранты Евросоюза, надо использовать шанс! Наши вузы составили специальные программы, разработали проекты. И министерство направило меня, поскольку я отлично владел английским языком, в итальянский город Турин, защищать эти проекты от имени всех вузов, которые приняли участие в этом процессе. Что такое бакалавриат? Это, по сути, неоконченное высшее образование. Бакалавру очень трудно устроиться на работу. Сравните, например, наших новых академиков и PhD-докторов с теми, кто получил степень доктора наук в советское время. У докторов PhD в ряде случаев, не во всех, конечно, окажутся посредственные докторские диссертации на уровне обычных дипломных работ прежних рядовых советских выпускников вузов. Раньше, чтобы нам стать доктором наук, нужно было ехать в Москву и 3 года учиться в аспирантуре. Что же получилось в итоге? Все страны СНГ вошли в этот Болонский процесс, переняв эту систему бакалавриата, магистратуры и докторантуры PhD. Таким образом, советская система образования оказалась полностью разрушена.

Урок третий. ЕНТ, коррупция и честные люди

– Почему мы перешли к тестированию? Перешли к тестированию, чтобы полностью исключить человеческий фактор, который присутствовал при сдаче экзаменов экзаменаторам. Тогда вузы принимали студентов через приемные комиссии и систему экзаменов. В комиссиях заседали по 5-6 человек, которые зачастую проталкивали своих подопечных. Поэтому случалось так, что троечник мог поступить в вуз, а отличник легко мог "провалить" экзамен. Поэтому, когда я руководил комитетом образования, то мы приняли решение внедрить тестирование, чтобы исключить человеческий фактор. Нет особого смысла применять тестирование для проверки знаний по литературе, истории, гуманитарным предметам. Человек по этим предметам должен, прежде всего, рассказать и уметь защитить свою точку зрения, в этом один из ключевых смыслов гуманитарного образования. Тестирование в этом направлении абсолютно вредно, поскольку абитуриент зачастую механически получает баллы. Сейчас многие выступают за отмену тестирования. Может быть, нужно вернуться к старой системе экзаменов, но при одном условии: коррупционную составляющую человеческого фактора нужно исключить. Всё начинается со школьного образования. Если школьная база у абитуриента качественная, то поступая в университет он, вместе с ему подобными, сразу поднимает качественный уровень самих вузов. Поэтому реформа, начатая Президентом К. Токаевым, стала очень необходимой и долгожданной. Надеюсь, что двухкратное повышение зарплат педагогам, а также их социального статуса положительно повлияет на рост качества обучения в школах. Тестирование нужно сохранить при приеме абитуриентов в вузы. А вот во всем остальном нужно вернуться к старой системе.

Урок четвертый. Как филолог создал КБТУ

– Будучи послом в Великобритании, я посетил Оксфордский, Кембриджский, Вестминстерский и Абердинский, а также ряд других, в основном нефтегазовых, университетов. Посещал я их по заданию Первого Президента Нурсултана Назарбаева, который поручил мне создать Казахстанско-Британский технический университет в Алматы. Я выполнял его поручение, хотя и являлся по специальности филологом. Меня потом отозвали из Лондона и с 6 декабря 2002 г. я был назначен ректором КБТУ. Президенту я сказал следующее: "Нурсултан Абишевич, Вы же лично являетесь инициатором создания КБТУ! Было бы здорово, если КБТУ получил именно здание бывшего Парламента в Алматы!". Президент засомневался: "Не слишком ли огромным будет это здание для университета?". Пришлось парировать: "Никак нет! Через несколько лет и этого здания станет мало!". В итоге Президент принял решение определить это здание для размещения университета. Сейчас этот вуз является одним из лидеров высшего образования в Казахстане и имеет международный статус.

Урок пятый. Технопарки и семинары Британского совета

– Казахстану нужно активно перенимать опыт создания университетских технопарков, научных парков (science park) и бизнес-инкубаторов у Великобритании. Некоторые такие объекты уже созданы и в нашей стране, но нам нужно еще многому учиться. Что такое технопарк? Это когда каждое уважающее себя крупное предприятие открывает свое представительство в этом университетском учреждении, хотя бы комнату арендует. Целью жестко конкурирующих между собой представителей бизнеса в технопарке является буквально высасывание наукоемких идей из вузов. Далее эти идеи ведь нужно превращать в бизнес, поэтому вузы также создают свои бизнес-инкубаторы, где начинающим предпринимателям-студентам предоставляют офисы, компьютеры, а опытные специалисты из реального бизнеса читают лекции по законодательству и финансам, ведению бизнеса и др. Конечной целью технопарков является создание новых высокотехнологичных бизнесов. К сожалению, мы до этого все никак не дойдем. Поэтому я всегда настоятельно рекомендую посещать на ежегодной основе недельные специальные семинары Британского совета. На эти недельные семинары приглашаются из разных британских вузов лучшие профессора разных специализаций: по юриспруденции, финансам, медицине и самым разным дисциплинам. Спикерами и коучами этих семинаров подбирают, ориентируясь на известный заранее профессиональный состав участников семинаров. Эти семинары дают невероятное обогащение знаниями и новыми идеями. Многие вузы Казахстана до сих пор еще не достигли уровня, чтобы генерировать новые идеи и выращивать отечественных ученых, особенно в технических дисциплинах. Отмечу, что среди казахстанцев очень много талантливых молодых ребят, которые получили качественное образование. Я часто встречался с ними в самолетах, когда вместе возвращались из-за рубежа. Многие являются победителями разных международных олимпиад, многие окончили лучшие университеты мира. А то ведь их таланты потом потухают. Молодых студентов и выпускников нужно поддерживать, именно поэтому нужны технопарки и научные парки, а также бизнес-инкубаторы, чтобы они могли не просто выйти из вуза с корочкой, а уже были бы готовыми специалистами, сумевшими внедрить свои идеи в жизнь на практике!

Урок шестой. Когда будущее "болашакеров" затуманилось

– По программе "Болашак" многие ребята отучились за рубежом. Мы создали для них рабочие места? Если болашаковец не находит себе работу по специальности в Казахстане, то он обязательно уедет за рубеж! Но тут возникает закономерный вопрос – для кого тогда готовились и готовятся кадры по программе "Болашак"? Уверен, что большинство выпускников "Болашака" работают не по своим специальностям. Сколько от этого дисбаланса, от этих просчетов потеряла наша экономика? А ведь кроме "болашакеров" очень много отучившихся самостоятельно в лучших вузах мира. Когда я работал послом в Великобритании, только там обучалось порядка 400 юношей и девушек, причем в Оксфорде, Кембридже или, к примеру, в Лондонской школе экономики, которая является британским аналогом Гарварда. Как состоялась их интеграция с казахстанской экономикой и состоялась ли вообще? Как решить эту проблему? Нужно сделать анализ общего количества этих компетентных специалистов, выявить основные кластеры специализаций и, получив результаты, уже строить соответствующую инфраструктуру — заводы, фабрики, научные и высокотехнологичные предприятия, чтобы использовать этих высококвалифицированных людей по своим направлениям. Причем, это решит проблему не только для выпускников вузов, но и для выпускников колледжей. Тут нужна командная и четкая, скоординированная работа между профильными министерствами и ведомствами, а также с бизнес-ассоциациями и ассоциациями выпускников. – Спасибо, Адил Курманжанович за столь содержательное интервью!                                                       Бейбит САХАНОВ (в сокращении) qazaquni.kz