РК: Машиностроение в условиях мобилизационной экономики
2020 ж. 14 желтоқсан
2415
0
19 марта президент Касым-Жомарт Токаев заявил: «Надо быть готовым к любым, причем не самым благоприятным, даже к самым худшим вариантам развития, включая и модель мобилизационной экономики. Надо быть готовыми ко всему».
Форум в условиях COVID-19
Мобилизационная экономика, условно говоря, это экономика в экстремальных условиях военного, послевоенного времени, чрезвычайных ситуациях и др., когда возникают «тотальные войны» и государству необходимо задействовать весь имеющийся потенциал. Мобилизационная экономика подразумевает максимальную защиту от внешних факторов.
В самом деле, мы находимся в условиях «биологической войны» с элементами «гибридной войны», притом эта «война» со многими неизвестными. Ведь закрытие границ диктует новые условия выживания – каждая страна надеется только на себя, на свои ресурсы, производство, кадры и т.д. Например, сейчас даже развитые страны ощутили большую зависимость от китайских поставок комплектующих изделий, сырья, готовой продукции, финансов и т.д.
У нас «осадное» положение, которое требует соответствующего отношения к экономике. Например, в самом начале Отечественной войны СССР смог быстро поставить свою экономику на военные рельсы. Или в Китае в наше время быстро перестроили экономику и начали массовое производство средств защиты и оборудования для их производства, поставляя свою продукцию во все страны мира.
Поэтому надо быстро перестраивать промышленность, сельское хозяйство, науку, медицину и т.д.: вместо продажи сырья – открывать различные производства, в кратчайшие сроки мобилизовать все силы для производства самых востребованных товаров от ниток, тканей до тракторов.
В этом плане было актуально обсуждение проблем машиностроения в условиях COVID-19 на VIII Форуме машиностроителей Казахстана, который прошел 17 сентября 2020 г. в онлайн формате. Организаторами мероприятия выступили Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК и Союз машиностроителей Казахстана.
В последние годы машиностроение стало одной из динамично развивающихся отраслей обрабатывающей промышленности и вышло на лидирующие позиции: даже в «вирусных» условиях эта отрасль показала рост – 14% в этом году.
Выступления спикеров на Форуме в известной мере показали, что в таких форс-мажорных обстоятельствах на первый план выдвигаются оптимизация финансовых, материальных средств, перестройка экономической системы страны, защита отечественных производителей от внешних игроков, подготовка кадров и др. И в то же время необходимо грамотно разработать планы развития машиностроения в новых условиях.
Машиностроение в условиях мобилизационной экономики
Например, председатель Союза машиностроителей Казахстана Мейрам Пшембаев отметил ряд системных барьеров в отрасли, требующих оперативного решения: «Зависимость от поставщиков сырья и комплектующих из других стран приводит к сбою работы отечественных предприятий и снижает их конкурентоспособность. На наш взгляд, для решения данной проблемы необходимо создавать и развивать базовые производства, такие как современные литейные и кузнечные производства».
Мейрам Пшембаев обратил внимание и на такую проблему: с 1 января 2021 г. отменяется требование по местному содержанию в товарах недропользователей, а в закупках работ и услугах остается на уровне 50%. «Крупные недропользователи это условие соблюдают, но делают это не через один раз, а даже через три. Теперь учитывая, что индустриальные сертификаты ставятся на утрату, по-моему, ситуация будет такова, что россияне получают 15%-ную скидку у себя на территории, будут участвовать в казахстанских конкурсах и иметь конкурентное преимущество», – отметил Пшембаев.
По какой причине россияне имеют 15%-ную скидку, а наши не имеют?!
Министр индустрии и инфраструктурного развития Бейбут Атамкулов дал понять, что ведомство занимается разработкой стимулов для повышения конкурентоспособности предприятий, в то же время меры поддержки не должны противоречить принципам конкурентоспособности в рамках ВТО и ЕАЭС.
«Напоминаем, что скоро к нам придут производители товаров и оборудования со всего света и российские компании тоже. Но мы будем работать в этих условиях с учетом своих национальных интересов. Хоть понятие местного содержания будет исключено из оборота, но в своем менталитете и восприятии вопросов именно технологической и экономической национальной безопасности мы будем работать над тем, как поддерживать своих производителей», – заверил Атамкулов.
Поэтому необходимо изучить конкретные механизмы поддержки производителей в разных странах мира в условиях COVID-19, чтобы использовать их у нас. Потому что проведенный МИИР анализ показывает, что наличие требования по местному содержанию «имеет слабый успех».
К тому же пандемия коронавируса и месяцы локдауна внесли свои корректировки в отрасль, и министр отметил: «Были нарушены цепочки поставок и много ограничений по перемещению. Все это говорит о чем, что мы, испытав этот период, сегодня очень ясно понимаем, что нужна поддержка отечественных производств и предприятий. Кроме того, сами недропользователи уже поняли, что им необходимо размещать заказы в Казахстане. Мы сейчас работаем над этим».
Приоритетный продукт экспорта – продукция машиностроения
Да, на Форуме были выступления чиновников, которые скептически отнеслись к росту местного производства, ссылаясь на положения ВТО с определенными ограничениями для местных производителей.
Между тем меры господдержки производителей обговариваются в правилах в ВТО – это мировая практика. Например, программа льготного кредитования действует в Аргентине с 2007 г. и предполагает субсидирование процентной ставки по кредитам мелких и средних фермеров.
Отрадно, что на Форуме машиностроителей участники обсудили проблемы снижения стоимости материалов и комплектующих в отрасли, вопросы местного содержания в деятельности крупных иностранных недропользователей, продвижение экспорта продукции и т.д.
По этой теме лидер партии «Ак жол» Азат Перуашев провел панельную дискуссию с участием руководителей Миннацэкономики, Минэнергетики, Мининдустрии, Минторговли, «Самрук-Казына», НПП и СМК.
Проблема в том, что условие инвестконтрактов неприменимо к уже действующим предприятиям. В ходе дискуссии вице-министр МНЭ Ж.Мадиев высказался, что эта льгота может применяться только к транспортному (сборка автомобилей) и сельхозмашиностроению.
Перуашев с этим не согласился: поддерживать нужно и действующие предприятия. Иначе какой смысл запускать новые, если после ввода в строй они потеряют конкурентоспособность?
Как отметил депутат, нашим естественным преимуществом является наличие богатых природных ресурсов, и иностранные инвесторы активно используют бурильное и нефтегазовое оборудование, горную технику, металлургическое и силовое оборудование.
Многое из этого может и должно производиться у нас, и отказывать в господдержке этих подотраслей машиностроения – значит заведомо отдавать доходы от наших природных богатств иностранным производителям оборудования.
Вице-министр рассказал о существующих мерах, которые, однако, не решают вопроса в данной практической плоскости.
Перуашев напомнил, что даже в развитых странах, где нет нехватки в промышленных предприятиях и инвестициях, меры инвестподдержки по-прежнему значительно превосходят наши. Например, в Германии и ряде стран ОЭСР применяется возврат до 50% инвестиций после реализации проекта.
«В отечественном предпринимательском кодексе также закладывалась подобная мера, но ни один инвестор не смог ею воспользоваться. Хотя попытки были. А теперь решено от нее и вовсе отказаться в пользу т.н. возврата «через зачет налогов». Но это разные вещи, и эффект от такой поддержки несопоставим. Поэтому нужны новые решения», – подчеркнул Перуашев.
Его позицию поддержали член правления СМК П.Беклемишев и зампредседателя НПП А.Мамбетаев.
Вице-министр МИИР Т.Жанжуменов отметил, что его министерство поддерживает применение таких преференций действующими предприятиями в рамках их модернизации и расширения производства.
Обсуждение показало существующие разногласия бизнеса и госорганов, и острой является тема местного содержания в закупках недропользователей.
Ведь в цивилизованной практике иностранные инвесторы, эксплуатирующие природные богатства страны пребывания, помимо уплаты налогов, обязываются растить местные руководящие кадры, создавать с местным бизнесом совместные сервисные компании, договариваться с производителями используемого оборудования о создании местного производства заменяемых узлов и деталей к этому оборудованию, с передачей лицензий и технологий, обучением специалистов и т.д.
«Все это входит в понятие офсетной политики, о необходимости законодательного регулирования которой мы говорим все годы в парламенте. А если взамен невосполнимых природных богатств страна не получает ни загрузки местных производителей, ни знаний, ни технологий, то какой смысл от таких инвесторов? Да, на заре независимости Казахстан активно продвигал свои ресурсы, шел навстречу инвесторам, что дало мощный импульс развитию страны. Но с тех пор наша страна стала другой, экономика ставит новые задачи», – добавил Перуашев.
Вице-министр торговли и интеграции Азамат Аскарулы в своем выступлении отметил, что в этом году утвердили Дорожную карту по ускоренному продвижению экспортной продукции, и в нее из машиностроительной продукции попали трансформаторная продукция и аккумуляторы. Если в этом году приоритетным продуктом экспорта была пищевая продукция, то в следующем году будет продукция машиностроения.
Азамат Аскарулы также сказал, что мы не можем напрямую давать субсидии, нашли выход – экспортерам вместо субсидий возмещать транспортные расходы через операторов, на рекламу, сертификации.
В условиях «биологической войны» необходимо изучить международную практику: все страны ВТО защищают своих производителей, есть неписанные законы государств (между строк в законах) по их защите. Поэтому надо изучать такие механизмы, в том числе и в ЕАЭС, где наши партнеры используют много методов, а наши госорганы не хотят двигаться дальше.
Форум призвал разработать новые предложения, чтобы оказывать помощь отечественным предприятиям.
Дастан ЕЛДЕС
qazaquni.kz