У партии "Ак жол" достаточно политических тяжеловесов

НЕ СТОИТ ЛЕПИТЬ ИЗ КАРЛИКА ФРАНКЕНШТЕЙНА!

Намедни на сайте Informburo.kz вышло интервью так называемого независимого политического консультанта Максима Казначеева о том, какие шансы у "Ак жола" в предстоящих выборах и чем запомнилась партия во время работы в парламенте.

Вообще удивительно, что именно «Ак жолу» было уделено внимание Казначеева. Казалось бы, это хорошо. В предвыборный период читателю интересно было бы узнать об одном из лидеров предстоящей кампании. Но, думается, цель у этого интервью была иная – власть опасается назойливого «Ак жола» и старается принизить политический вес этой партии. В том числе и с помощью таких «мнений экспертов».

В целом, интервью, мало тянет на сенсацию, скорее, смахивает на попытку оправдать перевоплощение партии "Бірлік" в «Adal» и с неуклюжим противопоставлением её набирающему ход «Ак жолу».

«… В рамках начинающейся кампании появляется определённый конфликт интересов между партией "Ак жол", представляющей интересы бизнеса, и партией «Adal», которая недавно провела ребрендинг. «Adal» тоже делает ставку на бизнес и работает в тесной связке со структурами Национальной палаты предпринимателей. Получается, что у нас две политические силы пытаются выйти на одну и ту же целевую группу электората. Победу одержит та, которая сможет сформировать более весомый, более представительный партийный список», - заверил Казначеев.

Странное умозаключение для человека, считающего самого себя политическим консультантом. Тем более, независимым. Ведь кому, как ни этому консультанту (а судя по интервью, Казначеев консультирует адаловцев) не знать, что ребрендинг партии «Бірлік" на практике означает её развал. В лучшем случае, ей удалось слепить преемницу – как это было с предыдущими партиями. Напомним, "Бірлік" возникла в 2013 году путем слияния двух карликовых партий - "Адилет" и "Руханият".

Все предыдущие годы «Бірлік» не подавала никаких признаков политической жизни, поэтому неудивительно, что в обществе партия не пользовалась ни известностью, ни популярностью. Предвыборная работа "Бірлік" ограничилась расклейкой агитационных материалов в специально отведенных местах. Та программа, с которой партия вышла к избирателю не внушала особых симпатий, так как имела достаточно отстраненный характер и не затрагивала наиболее актуальных проблем и вопросов, волнующих казахстанцев.

Предприниматели не слышали ни одной инициативы этой партии в свою поддержку. Единственное, на что делает упор Казначеев – это то, что в «Адал» вошло несколько функционеров НПП. Причём, из числа бывших чиновников, а не бизнесменов. От бизнеса там разве что представлены овцеводы.

Между тем, только за последние несколько недель «Ак жол» выступил в защиту терроризируемых «мониторинговыми» проверками объектов МСБ, потребовал от правительства начать переговоры с ВТО о сохранении преференций для казахстанских поставщиков для иностранных инвесторов, выступил с призывом прекратить уголовные преследования предпринимателей за экономические нарушения. Эти и другие подобные темы двигает только «Ак жол», и никто больше.

О какой конкуренции «Ак жолу» в защите интересов бизнесменов может идти речь?

Что там дальше у Казначеева? Консультант «Adal» уверяет, что «Ак жол» «выдаёт желаемое за действительное», когда позиционирует себя конструктивной оппозицией.

«Это легко проверить. Мы можем поднять все непопулярные социальные инициативы, которые принимались нынешним составом парламента и увидеть, что поддержка "Ак жола" у этих инициатив тоже была. Поэтому говорить о том, в чём там заключалась конструктивность их оппозиции, становится сложным», - с апломбом заверил Казначеев.

Вообще-то «Ак жол» и не заявляет себя «социальной» партией, его сфера - развитие экономики и предпринимательства. Социальная тематика всегда была в приоритете у экс-коммунистов. Видимо, у эксперта есть проблемы с пониманием функционального различия этих подходов: либеральная (правоцентристская) идеология никогда не акцентируется на социальной тематике, её забота - рыночная экономика и открытая конкуренция.

Насколько известно, как раз в этой части «Ак жол» активно выступал за поддержку малого и среднего бизнеса, добивался снижения процентной ставки Нацбанка и рефинансирования кредитов для предпринимателей. Эти инициативы вы называете непопулярными? Партия жестко критиковала Нацбанк, минздрав, минобразования, фискальные органы за действия в период пандемии. А где тут ваш «Адал», г-н Казначеев?

Что касается претензий на «оппозиционность» - то это всякого рода эксперты приписывают «Ак жолу» такие устремления. Партия себя к оппозиции не причисляет. Даже на вчерашнем съезде, который прокомментировал Казначеев на 24.кз, ни в программе партии, ни в выступлениях участников ни разу не прозвучали слова, где «Ак жол» заявил бы себя оппозицией. И это тоже понятно: бизнес не любит ссориться с властью. Даже споря по конкретным вопросам, бизнесмен предпочтёт не жечь мосты с теми, от кого зависят его заказы и налоги.

По мнению Казначеева, «Ак жолу» необходимо «почистить имидж». «…всё-таки партийный список нуждается в появлении трёх-четырёх крупных политических тяжеловесов, известных бизнесменов. Это бы пошло партии на пользу», - уверен он.

Какие ещё нужны тяжеловесы? В партии они уже имеются - Азат ПеруашевКазбек ИсаДания ЕспаеваБерик Дюсембинов... Продолжить партийный список? У кого ещё есть такие фигуры?

Назовите хоть одну сопоставимую фигуру у «Адала»? Там просто не с кем сравнивать.

Казначеев явно путает понятия «политические тяжеловесы» и «узнаваемые лица», что странно для якобы эксперта. Можно напихать в партийные списки известных актеров, спортсменов и звезд ТикТока, которых наверняка люди будут узнавать, но от этого партия не станет более весомее в политическом смысле.

Только у одного из таких политических тяжеловесов партии, а именно главного редактора газеты «Казах уны» Казыбека Иса казахоязычной аудитории больше, чем у некоторых главных новостных каналов. Кстати, это признал и Айдос Сарым, который, наверняка, сейчас тоже является политическим консультантом, правда, в «Нур Отане». А у Дюсембинова только один депутатский запрос по Ашаршылыку (Великому голодомору) вызвал поддержку у сотен тысяч потенциальных избирателей.

Вчера, на съезде «Ак жол» озвучил свою предвыборную программу. Кстати, никто из выступавших даже не вспомнил про «Adal». Было много критики в адрес монополии власти, и, в частности, о том, что нет веры акимам, которые возглавляют филиалы партии власти. А про «Adal» ни слова. Может потому, что считает ее карликовой, вспоминая про «Бірлік"?

Ведь партия «Ак жол» насчитывает 20-летнюю историю и давно состоялась, как субъект политики, в отличие от новорождённых «джентльменов», которые, видимо, воспринимают госуправление, как игру в КВН. Г-н консультант Казначеев, учите матчасть! Реальная политика сильно отличается от КВН.

Есть старая, проверенная временем истина: готовиться к выборам следует не за день до объявления их начала, а на следующий день после завершения предшествующей избирательной кампании. Именно этот фактор стал определяющим для стабильной поддержки избирателями «Ак жола», который уже трижды (с 2004 г.) проходил в мажилис. Такого результата нет ни у одной другой партии, кроме самой партии власти.

Так что новоявленным «адаловцам» нужно учиться и возможно, пробовать сотрудничать, а не лепить из карликов Франкенштейна.

Источник: Телеграм-канал «Злобная татешка»