РК: как противостоять радикальным течениям ислама

0
1462

В современных условиях непростых взаимоотношений между государствами глобальный мир с его ускоряющейся динамикой актуализирует вопросы сохранения и обновления духовно-ценностных ориентиров общества, требуя особого типа сознания нации, которое основано на духовности народа и его традициях. Эти условия требуют определения и реализации значимых и масштабных задач по дальнейшему сохранению национальной идентичности, связанной с традициями и обычаями, языком и культурным наследием казахского народа. Об этом рассказывает elorda.info.

Так, Первый президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев одним из ключевых направлений модернизации общественного сознания определяет формирование единой Нации сильных и ответственных людей посредством духовного обновления.

В этой связи Елбасы одним из условий модернизации нового типа обозначает сохранение своей культуры, собственного национального кода, отмечая, что: «Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации. Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа. Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами. Мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха – это только часть нашей духовной культуры. Знать и гордиться историей своего края – дело нужное и полезное. Вот только забывать о гораздо большем – о принадлежности к единой и великой нации – нельзя».

Действительно, в процессе изучения этногенеза и этнографии народа Казахстана, можно увидеть, что исламская культура и духовность является неотъемлемой частью многовековой истории Евразийского края.

Сегодня Казахстан – светское государство. Вместе с тем, наличие религиозных и национально-культурных традиций является исторической реальностью, поскольку пересечение культур и традиций сказалось на развитии исламской культуры и исламской традиции казахского народа, которое сформировалось в Казахстане при соединении традиций прошлого и современного. Имея долгую историю, казахстанская культура стремится к развитию, культурной адаптации своих ценностей, в то же время стремится сохранить национальное содержание.

Ислам, являясь основой религиозной духовности казахского народа, на первых стадиях распространения вполне соответствовал духовным и культурным запросам казахского народа. Он осуществил свой объединяющий потенциал и ускорил процесс национальной и религиозной самоидентичности казахов.

Мыслителями и учеными, оказавшими влияние на распространение ценностей исламской культуры и философии на территории казахской степи, были: Абу-Наср Аль-Фараби, Ходжа Ахмет Яссауи, Махмут Кашгари, Мухаммед Хайдар Дулати, Жусуп Баласагун, Абай Кунанбаев, Шакарим Кудайбердиев и др. Именно они донесли до нас сокровищницу исламской цивилизации, которая в дальнейшем усвоилась среди казахского народа.

В своих повседневных формах ислам представлял собой систему религиозных канонов и ритуалов, а также определенный образ жизни, совокупность правил поведения и обычаев, которых придерживалось большинство казахского населения.

Как и у других народов, принявших ислам, у казахов он был тесно связан с древними религиозными верованиями: тенгрианством, шаманизмом, тотемизмом и другими религиозными представлениями, сложившимися задолго до появления ислама. То есть, ислам в Казахстане развивался в синтезе с доисламскими вероучениями и традициями, сформировав своеобразный симбиоз, соответствующий современной и духовной культуре общества.

Это связано с тем, что, проникая в ту или иную этнокультурную среду, ислам, сталкиваясь с местными обычаями и традициями, подвергался их активному воздействию, что придавало ему характерные для данной среды черты.

Как отметил венгерский востоковед И. Гольдциэр: «Сам официальный ислам с самых первых этапов своего существования дал доказательства тому, что его дальнейшее существование связано с переосмыслением и переработкой существовавших до него языческих религиозных элементов».

Такого мнения придерживаются и казахстанские ученые, которые утверждают, что: «Под влиянием распространяющегося на территории Казахстана ислама, определенные идеи были либо трансформированы, либо утеряны. Но, тем не менее, влияние тенгризма ощущается, что дает основания для исследователей утверждать, что ислам в Казахстане имеет специфические отличия и тенгрианство сохраняет определённые позиции в духовной сфере казахской культуры».

В период, когда Казахстан входил в состав СССР, в результате правящей атеистической идеологии ислам развивался на бытовом уровне и сохранился в качестве народной традиции, где главной опорой были традиционные ценности казахского народа. Эти ценности, находящие свое выражение в национальных обычаях, обрядах, прошли испытание временем, помогли народу сохранить свою культуру, национальную самобытность и религиозную идентичность.

Во времена советского Казахстана религия не только отчуждалась от политической и общественной жизни, но и подвергалась гонениям, последствием которого стало увеличение количества людей с атеистическим мировоззрением. Отсутствие религиозной практики и воспитания как одного из элемента духовного воспитания привело к потере преемственности в понимании исторической роли и места религии в жизни человека.

Религиозный плюрализм, разнообразие новых религий, новая интерпретация ортодоксальных религиозных догматов привело к неправильному пониманию и отношению верующих к историческому содержанию религии и ее развитию, а также стала причиной превосходства религиозной идентичности над общей индивидуальной. По мнению казахстанских ученых, это является своего рода причиной приобщения верующих к разным формам религиозного экстремизма, нетрадиционным религиозным течениям, не соответствующих исторической вере и религии.

Так, в настоящее время в Казахстане имеют место новые религиозные течения и учения, влияющие на религиозность общества. В частности, традиционный ислам в Казахстане подвергается влиянию салафизма – религиозного направления, призывающего ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины, отвергать устоявшиеся обряды и традиции казахского народа как «бидаа», т.е. нововведения в исламе.

По сути, фундаменталисты, претендующие на «очищение» ислама, утверждают, что именно они обладают монополией на истину и позиционируют себя как хранители подлинной религиозной традиции, основы которой они защищают.

 

Иными словами, фундаменталисты, видящие мир черно-белым, четко разделяют добро и зло, грань между которыми абсолютна. Желающий спастись, по их мнению, не должен идти ни на какие компромиссы. Такая позиция естественным образом порождает авторитаризм и тягу к насилию.

Фундаменталисты провозглашают себя носителями особой миссии, порученной им Богом. Отсюда вытекают все черты фундаменталистских движений, в том числе непрекращающиеся и хорошо организованные попытки обратить свою веру нерелигиозных и нефундаменталистски настроенных людей.

Указанное порождает своего рода защитный механизм сохранения идентичности – требование культивировать традиционную для Казахстана форму исламской религиозности, в которой культура казахского народа, традиции, обычай, ритуалы переплетены с исламом и сунной пророка.

Говоря о воздействии чуждых идеологических влияний на культуру нашего народа, Нурсултан Назарбаев справедливо утверждает, что: «Источниками духовных ценностей народа являются язык, история, самобытная культура, рукописное наследие. Это работы ученых древности, эпическое наследие, музыка, фольклор, традиции, архитектурные памятники – вообще весь культурный мир казахов, который доносит до нас национальный код наших предков. Сегодня это воссоздается и сохраняется, в том числе, благодаря расширению казахстанской источниковедческой и информационно-исторической базы копиями уникальных артефактов и архивных материалов. Только духовность, этические нормы, традиционные и культурные ценности имеют потенциал противостоять религиозному фундаментализму, экстремизму и терроризму».

Действительно, преемственность поколений, знание и уважение многовековых традиций своего народа помогут оградить молодежь от пагубных действий, формируя иммунитет к чуждой нам радикальной идеологии. Изучение истории и обычаев и традиции есть ключ к пониманию самобытности казахского этноса, а мудрость прошлого есть бесценное богатство настоящего.

                                                                                         Абдуллов БЕКСУЛТАН

                                                                                            qazaquni.kz

 

 

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз