Перейти к прозрачному механизму формирования ТС ввозимых товаров

Депутаты «Ак жола» просят минфин перейти к прозрачному механизму формирования таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с международной практикой – соответствующий запрос фракции озвучила 30 сентября Екатерина Никитинская.                                                                                Первому заместителю                                                                                Премьер-министра РК                                                                                Смаилову А.А.

Уважаемый Алихан Асханович!

В ДПК «Ак жол» обращается все большее число предпринимателей по вопросам неправомерных корректировок таможенной стоимости ввозимых товаров, сырья, материалов и оборудования. По информации участников ВЭД с 1 апреля т.г.  индексы таможенной стоимости (ИТС) увеличены практически по всем товарам в диапазоне от 3-х до 18 раз. Документы, указывающие на отсутствие взаимосвязи между продавцом и покупателем, а также документы, подтверждающие реальную стоимость ввозимых товаров в виде прямых контрактов с производителями, свифтов банковской оплаты, экспортных деклараций, прайс-листов и инвойсов заводов изготовителей, предыдущие ГТД по этим же товарным позициям, не признаются сотрудниками таможенных постов в качестве основания для определения таможенной стоимости. Сегодня бизнесу фактически предоставлено только два варианта таможенной очистки товаров: либо по цене таможенного органа, либо через внесение финансового обеспечения на депозит таможенного органа с последующей длительной процедурой (до 2-х месяцев) доказывания достоверности заявленной таможенной стоимости исключительно в центральном аппарате КГД МФ РК и многомесячным ожиданием возврата денежных средств. В результате таких «таможенных очисток» предпринимателям в это непростое время помимо оплаты груза, импортных пошлин и налогов приходится отвлекать значительные оборотные средства для предоставления обеспечения, оплаты незапланированных расходов по СВХ, простою вагонов н неустоек за срыв контрактных обязательств, что в итоге приводит к неизбежному удорожанию производимой продукции и сжатию спроса. Сегодня охват стоимостными профилями таможенных органов составляет более 90% всей номенклатуры товаров. Грузы практически для всех видов производств по умолчанию попадают в красный и желтый коридоры, независимо от страны происхождения товаров. Получается, что практически все у нас в стране завозится недостоверно. Хотя обоснованность подобного тотального досмотра и корректировок не документально не подтверждается. В мировой практике по стоимости, заявленной участниками ВЭД, ввозится более 90% товаров и только в 5-10% случаев применяются контрольные цены. До настоящего времени бизнес-сообщество не может добиться ясности в вопросах – каким образом, на основании каких источников формируются ценовые индикаторы, и кто из участников ВЭД должен подлежать данному виду таможенного контроля, а кто нет.  Такой административный подход не может считаться приемлемым, поскольку ставит компании в положение неопределенности размеров таможенных расходов, по сути, отрицая возможность нормального финансового управления бизнесом. В последние годы, благодаря эффективному государственному контролю, пост-таможенному аудиту, конкуренции в стране начала действовать прозрачная и надежная экосистема, стимулирующая добросовестных поставщиков. Это позволяло компаниям и государству работать с минимальными формами контроля, регулирования и издержек при осуществлении внешней экономической деятельности. «Новые» методы контроля являются несправедливой и непосильной ношей для предпринимательского сообщества, не соответствуют международной практике, создают дополнительные административные барьеры, негативно сказывается на инвестиционном климате государства. Фракция ДПК «Ак жол» считает необходимым в условиях сложной экономической ситуации, вызванной пандемией коронавируса, в сжатые сроки:
  • перейти к субъектно-ориентированной практике построения системы рисков при ввозе товаров, исходя из истории компании, добросовестности исполнения ею налоговых и таможенных обязательств, возможности проверки в рамках пост-таможенного контроля и т.п.;
  • обеспечить преобладающее применение контрактной стоимости сделок в качестве основы определения таможенной стоимости ввозимых товаров в соответствии с Генеральным соглашением по тарифам и торговле, Таможенным Кодексом Союза и соответствующими решениями Коллегии Евразийской экономической комиссии;
  • перейти к открытому (прозрачному) механизму формирования индексов таможенной стоимости (ИТС) с предварительным информированием участников ВЭД об актуализированных данных и основаниях, повлекших изменения.
Просим поддержать наши предложения. С уважением, Депутаты фракции ДПК «Ак жол» qazaquni.kz