«Его называли святым»: феномен Машхур Жусупа Копеева

0
198

 

 

 

 

            

 

 

 

 

Тысячи паломников со всего мира приезжают за исцелением в мавзолей Машхур Жусупа Копеева. Еl.kz рассказал о феномене казахского святого.

В нескольких километрах от поселка Баянаул Павлодарской области, в местности Ескельды, расположен мавзолей известного казахского мыслителя, философа, историка и поэта Машхур Жусупа Копеева. 28 июля 2018 года потомки философа отпраздновали его 160-летний юбилей. В этот день из разных областей в урочище Ескельды приехало более пяти тысяч человек, было установлено 35 юрт, а местные ремесленники организовали продажу изделий ручной работы.

«Его называли святым», – рассказывает правнучка Машхур Жусупа, профессор Павлодарского государственного университета, кафедры истории Казахстана – Лаура Жусупова. – Тело дедушки оставалось нетленным на протяжении многих лет после его смерти. Он сам говорил, что его тело сможет пролежать так 40 лет, просил только летом менять белый саван. Именно это удивительное явление привлекало сюда большое количество людей.

Чтобы остановить паломничество в 1953 году ЦК Компартии принял решение разрушить мавзолей. Позднее он был восстановлен и приведен в соответствие с требованиями ЮНЕСКО, тогда в Ескельды был открыт музей. Машхур Жусуп писал на нескольких языках –  чагатайском, арабском, казахском, фарси, и русском. К сегодняшнему дню, его труды изданы в 20 томах, некоторые из которых переведены на английский язык.

Лаура Жусупова объяснила, что все потомки Машхур Жусупа носят разные фамилии из-за того, что в годы репрессии им не разрешали поступать на учебу. Всех, кто носил фамилию Копеева, считали сыновьями врага народа и сразу же отчисляли.

Мы всю свою жизнь посвящаем изучению трудов нашего дедушки. Я работаю над этим со студенческих лет с 1995 года. У меня и докторская и кандидатская посвящена дедушке. Он скитался по всему Казахстану, не появлялся дома годами. Все, что он собирал в этих скитаниях, он записывал. Чтобы сохранить его рукописи, люди прятали их у себя в годы репрессий и до сих пор приносят их нам. Часть его рукописей оцифрованы и доступны в интернете.

По словам Лауры Жусуповой, рукописи сохранились еще и потому, что были написаны чернилами с добавлением мышьяка. Сегодня и цвет чернил сохранился в первозданном виде.

Часть рукописей представлена в музее имени Машхур Жусупа Копеева. Здесь же его личные вещи – табакерка, портмоне, монеты, очки, одежда, посуда, детали конской сбруи.

Остальную часть здания, где расположен музей, занимает гостиница на 40 мест. Она построена на деньги спонсоров. Администратор заведения Сауле Канышова рассказала, что здесь созданы все условия для комфортного отдыха паломников.

Наша гостиница открылась в 2016 году. У нас есть два номера VIP, одна комната рассчитана для пенсионеров и людей с ограниченными возможностями. В распоряжении путников 3, 4 и 5-местные номера. Есть столовая и кухня, оборудованная современной техникой. Только готовят посетители сами. Проживание в номере стоит 5000 тенге в сутки с человека.

Больше всего паломников летом. Едут из Астаны, Караганды, Павлодара, России и даже Германии, в основном люди просят об исцелении, часто о рождении детей.

В прошлом году приезжала молодая пара, – вспоминает Сауле Канышова. – В этом году они приехали уже с ребенком.

При мавзолее есть и бесплатная гостиница на 20 мест, столовая на 10 человек. За ней присматривает правнук Машхур Жусупа Асет Пазылов, он живет в Ескельды с момента открытия мавзолея в 2006 году, говорит, что из-за отсутствия свободных комнат, иногда людям приходится ночевать в машинах.

Раньше за всем следила моя бабушка, а когда она состарилась, я сменил ее. Два года я обучался, как правильно встречать и провожать людей, теперь я объясняю им, как правильно поклоняться.

А есть определенные правила?

Конечно. Люди должны понимать, что они едут не гулять и отдыхать. Когда мы заходим в мечеть или в церковь, мы признаем Бога, а когда мы приезжаем в святые места, мы поклоняемся и просим очищения. Нельзя приходить сюда в шортах. Обязательно должны быть длинные рукава. У женщин должна быть длинная юбка и голову надо покрывать платком. Обязательно, перед совершением паломничества нужно сделать омовение. Здесь мы тоже предоставляем путникам условия, чтобы они могли подняться в мавзолей чистыми. Без этого мы наверх не пускаем. В мавзолее люди сами молятся. Здесь нет имама, нет лекаря. Люди исцеляются своей верой. Чудеса бывают разные, главное, чтобы приходили с верой, – продолжает Асет Пазылов. – Я видел людей, которые приехали на инвалидной коляске, а ушли своими ногами, видел тех, к кому вернулось зрение, видел людей у которых после посещения мавзолея дедушки появились дети, которых ждали 20 лет. Ночевать в мавзолее нельзя, на ночь мы закрываем мазар. Среди паломников встречаются фанаты, которые поклоняются разным духам, а мы этого не допускаем. Вера должна быть в Аллаха. И вообще дед не говорил, здесь ночевать, он сказал: «Приходите, заходите». Проводить здесь ночь и делать жертвоприношение не обязательно. Можно просто зайти в мавзолей, потом чай попить и уйти.

Мавзолей Машхур Жусупа находится достаточно далеко от крупных населенных пунктов, сюда не ходит общественный транспорт, дорога грунтовая, зимой ее заносит снегом и проехать сюда сложно. Однако на строительство дороги уже выделены средства и в 2019 году здесь будет асфальт.

В день юбилея ученые презентовали цифровую версию 20-томника Машхур Жусупа Копеева и представили его рукописи, хранящиеся в Академии наук в Алматы. Также был проведен айтыс и байга, спонсором которой выступили потомки Машхур Жусупа.

У дедушки три сына и две дочки, говорит Асет Пазылов. – А внуков и правнуков еще больше. Многие из них живут в поселке Жанажол здесь рядом. На праздники мы все стараемся приезжать сюда.

Правнучка Машхур Жусупа, Меруерт Абусеитовна член-корреспондент Национальной академии наук, профессор, доктор исторических наук института востоковедения рассказала, что ее предок был знатоком в литературе, истории и этнографии.

Машхур Жусуп Копеев начал учебу в очень раннем возрасте, он оставил нам богатое наследие, на изучение которого потребуется еще много лет. Он описывал традиции и быт казахов, узбеков, киргизов и других народов. Его труды изучают ученые из других стран. Профессор университета Киото из Японии Токо Фудзимота годами здесь работала и изучала его рукописи.

Айман Айтешева Карагандинской области рассказывает, что про Машхур Жусупа слышала, но в этих краях никогда не бывала. Во сне она получила приглашение в мавзолей Машхур Жусупа. По словам женщины, ей вручили три приглашения в виде открыток. Смотрящий за мавзолеем пояснил что это означает, что она должна приехать сюда трижды. К тому времени Айман очень хотела внука, и вместе с дочерью приехала сюда.

В первый раз мы приехали в начале сентября. Мы были в мазаре, почитали Коран, сделали пожертвование. Как выяснилось позже, к концу сентября дочка уже ждала ребенка.

После она приехала в Ескельды, чтобы накрыть дастархан по случаю рождения внука. Женщина утверждает, что имя малыша ей тоже подсказали во сне. Однажды она проснулась с уверенностью, что внука нужно назвать Айбаром. И когда мальчик появился на свет, его так и нарекли.

Мой дед в своих рукописях писал, что есть в этих краях такой дед Машхур Жусуп, тело которого оставалось нетленным на протяжении нескольких лет после его смерти. Раньше я не верила в такое. Я работала на руководящих должностях, и была атеисткой. Но потом все резко изменилось. У моего мужа отказали обе почки, ему даже давали инвалидность. И мы просили всевышнего, чтобы он дал нам здоровья, чтобы поставить наших детей на ноги. Тогда мы с мужем стали ездить по святым местам. Куда нам сердце укажет дорогу, туда и едем, – вспоминает Айман. Я бы сама никогда не поверила. Посмотрите на мужа моего, – указала она на мужчину, который за столом ел арбуз. Теперь он чувствует себя хорошо. Никакого гемодиализа он больше не проходит, здоровье наладилось. Мы читаем пятикратный намаз, держим оразу. Всевышний нам помогает.

Сам мавзолей расположен на возвышенности, к которой ведут 73 ступени, символизирующие годы жизни Машхур Жусупа Копеева. Поднимаясь можно прочесть его строки, высеченные на каменных плитах, расположенных по краям лестницы.

Мавзолей состоит из двух комнат. Одна изначально предназначалась для путников, в ней лежали личные вещи Машхур Жусупа, которыми паломники могли воспользоваться. В другой покоится тело Машхур Жусупа под гранитным надгробием. Войдя в этот зал, паломники читают молитву, прикасаются к надгробию, прося об исцелении и благополучии, оставляют пожертвование.

Рядом с мавзолеем расположено еще несколько захоронений, где покоятся родственники Машхур Жусупа.

                           Анастасия ДЗЮБАК

qazaquni.kz

 

Пікір жазу

Пікіріңізді енгізіңіз!
мұнда сіздің атыңызды енгізіңіз