Курс многовекторности будет сохраняться

Как всегда внимательно ознакомился с Посланием президента К.К. Токаева и разделил его для себя на две группы интересов. Первый это профессиональный, как международнику (востоковеду, китаеведу) нужно понимать вектор движения собственной страны, так как именно от этого зависит и внешнеполитическая линия. В этом контексте самое главное это месседж про «Нурлы жол». Дело в том, что программа «Нурлы жол» завершила свое действие, и на любой международной встрече у всех зарубежных коллег возникал вопрос: а что дальше? Так как именно на «Нурлы жол» было зациклена инициатива «Один пояс – Один путь», с его трансконтинентальными проектами «Китайский город Иу – Лондон», «Ляньюнган – Дуйсбург», железнодорожный маршрут Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран, Китай – Казахстан – Каспий – страны Кавказа и т.п. И с прошлого года мне на каждой конференции задают этот вопрос. В условиях набирающего обороты противостояния США – Китай тема далеко не праздная, будет ли продолжение или же все повисает до наступления какой-то геополитической определенности. Кстати, буквально на днях общался с коллегами из Белорусского института стратегических исследований, и их этот вопрос крайне волновал, так как там по транзиту, на фоне текущей ситуации, собственные серьезные ожидания экономического и идеологического содержания. В рамках послания очевидно, что курс многовекторности будет сохраняться, причем с поправкой на новые реалии. «Нурлы жол» вступает во второй этап, где за счет привлечения новых стран и компаний задача должна выдержать баланс сил в регионе: «Второй этап «Нурлы жол» должен быть нацелен на закрепление лидирующей роли транспортно-транзитного сектора нашей страны. Конкурентоспособность Казахстана должна расти за счет прорывных инфраструктурных проектов, привлечения новых стран и компаний, повышения уровня сервиса и скорости транзитных маршрутов». В вопросе о создании Агентства по стратегическому планированию и реформам с прямым подчинением Президенту видятся прямые параллели с созданием председателем Си «Центральной комиссии по всестороннему углублению реформ» (中央全面深化改革委员会), что в свое время позволило пятой генерации китайских руководителей взять идею реформ под прямой контроль. Параллели, возможно, спорные, но можно подискутировать. Второй блок – это чисто бытовой, для рядового казахстанца. Мое предложение (в социальной сети) в марте этого года использовать пенсионные средства набрало рекордное количество лайков и репостов. Хоть некоторые упрекали меня в популизме, очевидно, что вопрос по сбережениям давно назрел. И его надо решать. Другое дело, что он поднят уже давно самим президентом, но провисало в силу понятной инерции, а потому хотелось бы надеяться, что Послание даст импульс в этом направлении: «В рамках моего поручения был проработан вопрос использования части своих пенсионных накоплений. Это особенно актуально сейчас, но уже в 2021 году 700 тысяч вкладчиков ЕНПФ смогут использовать часть своих накоплений на приобретение жилья, лечение или для передачи в управление финансовым компаниям». И, конечно, вопрос по онлайн-петициям. Сейчас Фейсбук стал незаменимой силой для того, чтобы голос граждан по тем или иным вопиющим случаям стал слышен. Но его мало. А к петициям до недавнего времени отношение «сверху» было снисходительно-раздраженное. Что, конечно же, не есть хорошо. Другое дело, что по больным темам может возникнуть «война петиций», где граждане будут мобилизовать друг друга, но в условиях низких возможностей для реализации гражданских инициатив в парламенте такой опыт стоило бы пережить. «Надо создать единый легитимный институт онлайн-петиций для инициирования гражданами реформ и предложений. Такой механизм должен быть полностью защищен от каких-либо манипуляций. Правительству во взаимодействии с гражданским обществом предстоит разработать нормативно-правовую базу и решить все технические вопросы, касающиеся этого важного проекта». Адиль КАУКЕНОВ, директор Центра китайских исследований «China Center» qazaquni.kz