Пока президент не скажет, школы не откроют?!

    На проблему дистанционного обучения (ДО) обратил свое внимание президент Касым-Жомарт Токаев и 1 сентября написал в Twitter: «Пандемия наложила негативный отпечаток на начало учебного года в школах и вузах. Но это временное явление. Правительству дано поручение разработать порядок возврата к очной форме обучения с соблюдением санитарных норм, чтобы избежать вспышки опасного заболевания среди детей и молодежи».                      Пока президент не скажет, школы не откроют? Через несколько дней после начала учебы родители обратились к руководству страны с просьбой открыть школы, депутаты в своем запросе озвучили проблемы ДО и указали на необходимость скорейшего возврата к традиционному формату обучения при соблюдении санитарных норм. Ответ не заставил себя ждать. Вице-министр образования и науки Шолпан Каринова уточнила: «На самом деле министерство, так же как и наши родители, педагоги, очень хочет возобновить в штатном режиме работу школ. Поэтому несколько вариантов нами предложены, исходя из эпидемиологической ситуации. В каждом регионе она разная. Поэтому нами предложено открывать школы по решению местных исполнительных органов, также по согласованию с государственными санврачами соответствующих территорий. Считаем, что это самый правильный подход, поскольку страна большая, эпидситуация везде разная». Кажется, ответ исчерпывающий. Однако этот вопрос должны были решить до начала учебного года. Ведь в большинстве стран мира предпочли обычную школу. Еще летом более 70 стран объявили о своих планах по открытию школ. Даже Россия, где эпидемиологическая ситуация в известной мере сравнима с нашей, решила с 1 сентября переходить к традиционному формату. Лишь в Казахстане решили остаться на ДО (кроме начальных классов). Вынужденный переход на ДО обнажил реальное положение дел, и 4 четверть показала неготовность системы образования, учителей, школьников к дистанционке, перебои с интернетом, явное снижение качества знаний и т.д. А ведь в рейтинге лучших стран для воспитания детей Казахстан занял последнее, 73-е, место. Об этом сообщила аналитическая служба Ranking.kz. С образованием тоже ситуация плачевная. В рейтинге лучших стран для образования Казахстан оказался на 70-м месте из 73, расположившись между Ливаном и Мьянмой. Странами с лучшей системой образования признаны США, Великобритания, Канада, Германия, Франция. И в «вирусных» условиях Казахстан не должен искать какой-то особый путь, а взять за основу опыт многих стран, где дети имеют возможность нормально ходить в школу при соблюдении санитарных норм. Получается, наша страна не готова и к традиционной форме обучения? Ведь всем известны санитарные условия открытия школ. Это соблюдение социальной дистанции в 1,5 метра, использование средств индивидуальной защиты – масок, санитайзеров, защитных щитков, зигзагообразная рассадка школьников (по одному человеку за парту) на расстоянии 1,5 метра друг от друга и т.д. Детям, у которых есть хронические заболевания легких, с плохой иммунной системой, сахарным диабетом, рекомендовано перевестись на ДО. У нас же многие школы переполнены. В школе, рассчитанной на 1200 учащихся, могут учиться 2-2,5 тысяч детей, в классах могут по 40-45 человек при норме в 25. Сейчас санитарные нормы требуют, чтобы в классах было по 15 учеников, поэтому дополнительно потребуются помещения и преподаватели, а у нас и раньше была нехватка ученических мест и учителей. Возможно, по этой причине у нас не торопятся с открытием школ. Также есть загруженность общественного транспорта в городах – власти не смогут решить проблему увеличения количества автобусов, чтобы не было скученности пассажиров.        Трудности дистанционного обучения, или учеба на вершине горы И сейчас образование в РК оказалось в сложнейшей ситуации. За 3 года многочисленных «реформ» министра Ерлана Сагадиева уровень образования заметно упал, что отметили даже международные образовательные исследования PISA. Всемирный банк также провел исследование сферы образования в странах Центральной Азии. По его данным, если до пандемии школьники ЦА отставали в знаниях от своих европейских ровесников на полтора года, то после дистанционного обучения этот разрыв увеличился еще на полгода. Это и неудивительно – в некоторых аулах перебои с интернетом или его нет совсем, сельские школьники и студенты «ловили» и «ловят» интернет на крыше или выходили в поля, забирались на близлежащую возвышенность, гору, где «ловит» интернет, чтобы отправить выполненные работы преподавателям. Например, в селе Кумсай Актюбинской области, чтобы поймать связь и попасть на онлайн-урок, дети уходят в степь. А в селе Бестерек в Уланском районе ВКО дети занимаются в горах! Студенты из некоторых аулов из-за отсутствия интернета вынуждены ездить в районные центры на дистанционные лекции, снимать квартиру в городах, а родители школьников с выполненными домашними заданиями – куда-то в соседний аул, где есть интернет, чтобы передать их учителям. Оказалось, образовательные платформы не готовы к ДО. У учителей уходило много времени на то, чтобы загрузить в «Кунделик» информацию по урокам, по домашним заданиям, выставлять оценки. Из-за слабого интернета о видео-уроках забыли. Не говоря о том, что многие учителя (и школьники) испортили свое зрение, постоянно пользуясь смартфонами. И есть опасение, что определенная часть школьников останется без образования, так как не сможет воспользоваться онлайн-образованием. Поскольку система образования и школьники и семьи не были готовы к онлайн-обучению, чисто технически. Если студенты вузов и колледжей, применяя отдельные элементы работы в онлайн-режиме, имели определенный опыт в этом вопросе и были лучше готовы к дистанционке, то учащиеся школ столкнулись с подобной практикой впервые. По мнению учителей, качество образования заметно упало, хотя они были довольны уровнем выполнения домашних заданий в 4-й четверти. Такой парадокс объясняется просто: ведь учитель не знает, сделал ли школьник задания сам, списал ли в интернете или ему помогали родители. В школе знания детей проверяются по устным ответам, письменным заданиям, и каждый школьник на виду учителей и одноклассников. При ДО всего этого нет, соответственно, нет объективной оценки знаний учащихся. Чисто технически дистанционка занимает у педагогов много времени: надо работать с каждым учеником по отдельности – получать от него задания, писать или отправлять устные замечания, при этом не зная, понял школьник урок или нет. По мнению опытного педагога, за стандартное время в ДО школьники успевают выполнять лишь 30 % работ по математике от работ в школьных условиях. Выяснилось, что многие школы не укомплектованы компьютерами, в отдельных селах – перебои или даже отсутствие интернета, что является недоработками Министерства цифрового развития. Оказалось, школьникам не хватает 700 тысяч компьютеров, и многие дети рискуют остаться без базового образования. К тому же компьютерная программа не может оценить способности и потенциал студента – здесь есть свой алгоритм оценивания. Например, если случится кратковременный сбой с интернетом при сдаче письменного теста, то этот тест автоматически «скидывается» из программы, т.е. студент не сможет продолжить это тестирование. В итоге не по вине студента (и преподавателя) у первого появляется задолженность и снижение баллов. Бывают сбои и самой программы. Например, правильный ответ «1,236», студент округляет «1,24», ответ не засчитывается; или наоборот, студент пишет «1,236», а программа округляет «1,24», ответ опять не засчитывается. Нередко тесты не принимаются, когда ответы долго не загружаются, что естественно при одновременной загрузке программы. Необходим переход на офлайн Вообще-то как дополнительное обучение дистанционка давно используется за рубежом, особенно в вузах при определенных условиях. Это вроде советского заочного образования без посещения учебного заведения. ДО позволяет многим получить образование, находясь далеко от вуза. У нас тоже иногда используется, например, в Назарбаев интеллектуальных школах, если школьники находятся за рубежом или по каким-то причинам не могут посещать занятия, находясь в Казахстане. С этой точки зрения есть большой положительный результат от ДО как для школьников, студентов, так и для преподавателей, которые заметно повысили свой уровень владения информационными технологиями, стали активнее пользоваться различными образовательными платформами, программами для подготовки презентаций и обычными месседжерами. Но как постоянная всеобщая основа обучения дистанционка приведет к значительному снижению уровня образования. По этой причине в РК необходимо быстрее возвращаться к традиционному формату обучения, используя ДО по отдельным предметам, например музыка, изобразительное искусство, трудовое обучение и др. Неудивительно, что резко возрос спрос на репетиторов, которые проводят занятия вживую, а также появились частные подпольные «группы продленного дня» для обучения детей в возрасте до 12 лет в офлайн-режиме. Конечно, в вузах ситуация с дистанционным обучением лучше, чем в школах, поэтому там переход к традиционному формату можно ввести попозже. Можно младшие курсы оставить на дистанционке, остальные (с практикой) перевести на очную форму, можно часть занятий перевести на дистанционный формат, часть – на офлайн. Ученики – это человеческие существа, которым для эффективного усвоения знаний нужно общение с учителем, с товарищами по учебе, перенятие жизненного опыта совместного обучения, а не технологии. Через экран смартфона, компьютера знания могут быть переданы лишь частично. Не говоря о лабораторных работах, например, по химии или физике, о спортивных секциях и т.д. К тому же никто не отменял воспитание детей в школе. За постоянной онлайн-коммуникацией кроется новая форма тотального одиночества. Невообразимо, конечно, жить без телефонов, но технология, как и, например, лекарства, могут вылечить, а могут и отравить. Уже сейчас надо готовиться к переходу к офлайн-обучению и даже переходить к школьному обучению в районах, областях, где установится благоприятная эпидемиологическая ситуация. Можно совмещать традиционное обучение с дистанционным. Выбор остается за родителями. Необходимо усиление медицинского осмотра школьников и педагогов, ответственности учителей, родителей и школьников. Дастан ЕЛДЕС      qazaquni.kz