ЗАЧЕМ КАЗАХСТАНУ ТАКОЙ ЕАЭС?!
2020 ж. 21 мамыр
2448
0
Наконец президент Касым-Жомарт Токаев показал характер – раскритиковал стратегию развития Евразийского экономического союза, заговорил об устранении всяких барьеров, защитил национальные интересы! Это не демарш, а разумный подход к реальной интеграции, и не игра в поддавки с Россией, как было раньше. Пришло время, чтобы бороться за свое место под солнцем не только в своей стране, но и в евразийском пространстве и в регионе.
Стратегия ограничивает независимость РК
19 мая прошло заседание Высшего Евразийского совета, на котором прозвучало системное и критическое выступление главы Казахстана по основным проблемам, которые беспокоят наших граждан в этом союзе: «Но, я думаю, мы должны воспользоваться правом глав государств все же обсудить этот документ дополнительно с тем, чтобы не допустить впредь ошибок и, следовательно, избежать критики со стороны общественного мнения».
Президент страны заострил внимание на давно известной тенденции политизации экономического союза – стратегия в предложенной редакции ограничивает суверенные права независимости и интеграция в базовых отраслях, как здравоохранение, образование и наука может поменять экономическую направленность на политическую, что явно противоречит самой сути создания ЕАЭС.
Токаев раскритиковал и наднациональную структуру – ведь следует аккуратно подходить к вопросам расширения и интеграции, к тому же президенты сами должны обсудить и самостоятельно принять решение, будут ли принимать стратегию или нет: «Представители комиссии уже анонсировали принятие главами государств стратегии («О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года»). Я думаю, что это неуместное забегание вперед. Президентам надо дать возможность обсудить и самим самостоятельно принять решение. Будем ли мы принимать стратегию, это очень важный документ, или нет. Но бывают такие случаи, когда проявляется чрезмерное честолюбие некоторых представителей ЕЭК: дескать, мы подготовили документ, а дело президентов – принять».
Пришло время отстаивать национальные интересы, и Касым-Жомарт Токаев предложил исключить участие представителей евразийской экономической комиссии в переговорах Казахстана с третьим странами, особенно в сфере торговли и инвестиций. «Вообще очень трудно представить, как это будет происходить на практике – на двусторонних переговорах присутствует представитель комиссии? Сфера торговли услугами и инвестиции являются национальной компетенцией, так как не затрагивают интересы других стран. Необходимость отвлечения человеческих и финансовых ресурсов комиссии на эту работу нам, откровенно говоря, не понятна», – заявил президент РК.
К. Токаев справедливо отметил, что не считает оптимальной систему квотирования числа сотрудников штата ЕЭК от каждой из стран. По его словам, гражданам ЕАЭС следует предоставить равный доступ для работы в комиссии, прежде всего исходя из профессиональных компетенций: «Считаю, что квотирование, распределение сотрудников граждан наших стран по процентам не полезно для нашего общего дела. Как это принято во всех международных организациях, объем финансирования комиссии не должен служить основным критерием для формирования штата наднационального органа, поскольку он не обеспечивает соблюдение основных принципов функционирования ЕАЭС».
Глава государства сказал о том, что стратегия в предложенной редакции ограничивает суверенные права независимости и будет отторгнуто казахстанским обществом: «А это приведет к отторжению стратегии национальным общественным мнением, поскольку стратегия ограничит суверенные права правительств и парламента. При этом надо учитывать, что в рамках имеющихся договоренностей между компетентными органами существует широкое поле для административного сотрудничества, обмена информацией о нарушениях и нарушителях. Совместные работы по предотвращению угроз трансграничного характера, пресечению нарушений и преступлений».
Отрицательное сальдо торговли Казахстана
В рамках ЕАЭС РК несет серьезные экономические издержки. Это всевозможные барьеры для наших товаров на пути к российскому рынку. Поэтому глава Казахстана сказал о необходимости на практике обеспечить движение товаров без барьеров и ограничений, а саму идею интеграции следует рассматривать сугубо в энергетическом и финансовом секторах.
Ведь бюджет Казахстана показал наихудший результат в ЕАЭС – получил наибольший дефицит бюджета. Доход бюджета страны в январе-сентябре 2019 г. составил более 7,7 трлн тенге против расхода в 8,5 трлн тенге, дефицит бюджет достиг 813,1 млрд тенге или $2,1 млрд.
При этом во взаимной торговле со странами ЕАЭС Казахстан является преимущественно страной-импортером: ввоз в РК в 2,3 превышает экспорт в страны ЕАЭС. Импорт Казахстана из стран ЕАЭС за год вырос на 7,1% и составил 10,3 млрд долларов; экспорт увеличился лишь на 2%, всего 4,4 млрд долларов. Отрицательное сальдо торгового баланса 5,9 млрд долларов!
То есть мы стали рынком сбыта для ЕАЭС, прежде всего, для товаров из России. А нашу продукцию под всякими предлогами на рынок соседней страны не пускают. И зачем нам нужен такой союз?
Как сказала вице-министр торговли и интеграции РК Жанель Кушукова: «На практике казахстанские производители сталкиваются на региональном уровне с негласными ограничениями и запретами на российских прилавках. Это касается в основном продуктов питания: молочной, пищевой, овощной продукции».
Это старая болезнь: Казахстан из года в год продолжал получать отрицательное сальдо торговли еще в Таможенном союзе. Например, на 2011 г. оно превысило 8,8 млрд долларов, а за 2012 г. – уже 10,9 млрд долларов. При этом наблюдаются «расходящиеся» тенденции, когда и без того отстающая общая сумма казахстанского экспорта снижается, а доминирующая сумма импорта продолжает расти. Т.е. ситуация в производстве не улучшается.
В целом, те принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания союза, в настоящее время все больше и больше оказываются под новыми требованиями, стандартами, нормами и т.д. Изначальные стандарты в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются фикциями, не имеющими фактического применения.
В итоге Россельхознадзор регулярно вводит особые требования для продукции из РК, зачастую более суровые, чем в отношении третьих стран. Смешно сказать, но отдельные условия для экспорта из Казахстана, например сельхозпродукции, в Россию были выгодны для нашей республики до создания ЕАЭС.
Бунт в Евразийском союзе
Соглашательская политика казахстанской делегации проявилась с начала работы по выработке основ Таможенного и Евразийского экономического союзов – отдельные нормы Договоров были не выгодны для нашей республики.
Характерно, что президент РФ Путин на заседании 19 мая никак не среагировал на критику президента РК – Казахстан вел «мирную» политику, поэтому и не было заготовок ответов. Путин затронул лишь проблему цены на газ, которую поднимали Беларусь и Армения.
Иными словами, к предыдущим трениям между Москвой и Минском теперь присоединился и Нур-Султан.
Например, президент Лукашенко 20 сентября 2016 г. обрушился с гневной речью в адрес России и ее руководства и даже пригрозил выходом страны из ЕАЭС. Причина – ВВП страны в январе-августе снизился на 3% к аналогичному периоду прошлого года. «Мы сейчас очень внимательно анализируем наше участие, прежде всего, в ЕАЭС. Нарушается (в ЕАЭС) все, о чем договорились», – сказал Лукашенко, принимая госсекретаря Союзного государства Григория Рапоту.
Свежий пример: когда зимой этого года Беларусь захотела покупать казахстанскую нефть, то Россия не разрешила (?). Хотя Казахстан был готов продавать свою нефть. «Странно: наш союзник не дает согласия на поставку нефти от нашего другого союзника», – сказал тогда Лукашенко.
Получается, России не интересуют интересы других членов союза, кроме своих. Не получив нефть от ЕАЭС, Беларусь стала закупать нефть у США. Это пример того, как Россия диктует свои условия, невыгодные для других членов союза. ЕАЭС – это инструмент давления России на других членов?
В этом смысле показательна позиция президента Александра Лукашенко: он умеет выстраивать диалог с Россией таким образом, чтобы отстаивать свои национальные интересы.
Ведь это ненормальная ситуация: Беларусь, Казахстан входят в ЕАЭС, но при этом имеют больше ограничений со стороны России, чем некоторые страны, которые членами союза не являются, но при этом имеют со стороны России даже определенные преференции.
Например, Узбекистан не является членом ЕАЭС, однако экономические отношения с Россией успешно развиваются. В РУ увеличилось количество российских предприятий, а в России охотно покупают продукцию узбекских сельхозпроизводителей. Получается, Узбекистан для РФ – важный партнер, хотя он не является членом ЕАЭС. Это говорит о том, что возникла эта странная и парадоксальная ситуация.
Естественно, в такой ситуации напрашивается вопрос – что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в ЕАЭС, и не оказалась ли вчерашняя граница более открытой, нежели сегодняшнее ее отсутствие? Это последствия соглашательской политики РК в ТС и ЕАЭС. Получается, Казахстан сам себя добровольно загнал себя в эту ловушку, выбраться из которой будет тяжело.
Для Казахстана необходима экономическая «агрессия» для отстаивания своих интересов, для продвижения своих товаров на рынки ЕАЭС, создания условий для производства.
По итогам саммита по предложению Касым-Жомарта Токаева документ «О стратегических направлениях развития евразийской экономической интеграции до 2025 года» был одобрен в основном, но не принят, некоторые ее положения «требуют дополнительной проработки».
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні