ИСПЫТАНИЕ ДУХА

Не зря у нас в Казахстане действует Программа «Рухани жаңғыру», которая была разработана на основе положений статьи Елбасы «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», опубликованной 12 апреля 2017 года. В ней обозначена основная цель нации на новый исторический период: сохранить и приумножить духовные, культурные ценности и другие приоритеты.

Как говорится, бери быка за рога. А потому, начнем нашу статью с заветов предков. Так что такое Рух? На этот вопрос исчерпывающий гениальный ответ дал известный казахстанский философ Избасар Ергалиев, к сожалению, рано ушедший от нас…

В чем суть его идеи?

В пирамиде Избасара Ергалиева все вышележащие слои воздействуют на нижележащие. То есть, РУХ (ДУХ), находясь на вершине пирамиды, влияет абсолютно на все: РЕЛИГИИ, ФИЛОСОФИЮ, КУЛЬТУРУ, НАУКУ, ОБРАЗОВАНИЕ, ЭКОНОМИКУ и на КАЖДОГО ЧЕЛОВЕКА в отдельности. Он пронизывает абсолютно всё в жизни человечества. Так, дух великого Абая, чей 175-летний юбилей пришелся на 2020 год, пронизывает: традиционные верования казахов; прочтение философского наследия Ходжи Ахмеда Яссауи; традиции, обычаи и культуру казахского народа; научный потенциал отечественных исследователей; учебный процесс в вузах; предпринимательское дело и жизнь каждого человека, чьей настольной книгой являются «Слова назидания» Абая. Полны оптимизма слова Абая, обращенные к нам, сегодняшним жителям земли Казахстана:

«Кто собран в делах, в чувствах собран, Основа есть благополучия в том.

Тем не менее, Не может душа жить, не зная веселья и смеха. Кто трудится с пользой, тот и посмеяться способен».

Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Многие ученые выделяют три вида духовного производства: науку, искусство и религию. Некоторые философы склонны добавлять к ним еще и мораль, политику и право. Так, Далай Лама, выступая в 2013 году в Лозаннском университете в Швейцарии, говорил о том, что существует понятие духовной этики, из постулатов которой вытекают трактования всех религиозных учений мира. Будучи в карантине, современные казахстанцы в полной мере испытывают своеобразную проблему «одиночества в толпе». Проблему «одиночества в толпе», знаменитый японский писатель Кобо Абэ рассматривает в своих завораживающих историях, где герои живут в полуфантастических ситуациях, до предела обостренных и возникающих на грани между вымыслом и явью.

У всех нас есть книги, которые хочется перечитывать, время от времени. Ты неожиданно вдруг понимаешь, что книгу, которую ты уже читал, обязательно перечитаешь еще раз. Так, герой романа-притчи «Человек-ящик», принесшем Кобо Абэ всемирную славу, делает попытку найти спасение от окружающего мира, укрывшись в доме-ящике, который он носит на себе, создав, тем самым, иллюзию независимости от общества. Имя японского писателя Кобо Абэ не только приобрело всемирную славу, но и вошло в список величайших писателей XX века. Основная тема его произведений: «я» и «другие» - сегодня неожиданно оказалась удивительно близка огромному количеству людей.

Сегодня, по правилам карантина, мы ходим в масках, держим социальную дистанцию при общении. Кобо Абэ в своем романе «Человек-ящик» пишет: «Понятно, без лица, а также вне общества, человек утрачивает себя. Но как трактовать облачение в ящик? Чтобы быть надлежащим образом одетым для улицы, необходимо, кроме того, обеспечить себя тремя кусками плотной ткани и одной парой резиновых сапог. Пустой ящик из гофрированного картона должен быть метр в длину, метр в ширину и метр тридцать в высоту - тогда он подойдет любому. Лучше всего использовать стандартный ящик. Во-первых, его легко достать. Во-вторых, это самое главное, - отличить такой ящик от других, практически, невозможно. Действительно, почти все люди-ящики, точно сговорившись, используют именно такие ящики - видимо, если ящик чем-то выделяется, это снижает анонимность его владельца. Хроническая болезнь человека-ящика - паралич подвластного сердцу чувства направления. В такие минуты ему кажется, что земная ось отклонилась, и это вызывает у него тошноту, как при морской болезни. Да, чтобы не забыть, еще одно важное добавление. Самое главное при подготовке ящика - оставить в нем достаточно пустого места для своих записей. Хотя нет, пустого места всегда будет достаточно. Как усердно ни делай записи, заполнить пустое место целиком все равно не удастся. Меня всегда удивляет, что некоторые записи значат столько же, сколько пустое место. Ящик, по виду простой обычный куб, на самом деле, если посмотреть на него изнутри, представляет собой запутанный лабиринт с замысловато петляющими дорожками. И сколько ни мечись в ящике, он - еще один слой кожи, покрывший твое тело, - изобретает все новые и новые дорожки в своем лабиринте, в которых окончательно запутываешься. Когда путеводных нитей много, то пусть существует столько правд, сколько путеводных нитей».

Благодаря романам Абэ Кобо нам хочется видеть связь между «вчера» и «сегодня», а также между «сегодня» и «завтра»! Воистину, одной из таких его книг является «Женщина в песках». Песок иногда сравнивают с водой - он ведь течет. Как и вода, он отрицает форму. Как и вода, он движется - пусть даже его волны не более одной восьмой миллиметра. Но, в воде можно плыть, а в зыбучих песках и утонуть легко. Он коварен, а бороться с движущимся песком - это всё равно, что море вычерпывать. Это своеобразный символический призыв к читателям к стойкости в сложных жизненных ситуациях и, которые казахстанцы наблюдают сегодня.

Современные жители европейских стран сравнивают борьбу с короновирусом с настоящей войной против пандемии. И сразу на память приходит знаменитый роман Эрих Марии Ремарка «На Западном фронте без перемен». Тяжело читать строки самого романа, повествующие о военных событиях Первой Мировой войны, но очень тяжело думать, что в Испании и Англии, Германии и Франции и сейчас идет самая настоящая война медиков, полицейских, властей с невиданной эпидемией, и там круглосуточно дежурят в больницах точно такие парни, как герои Ремарка, лечат больных и видят, как гибнут тяжелобольные, потрясая в сердцах кулаками от бессильной злобы на тех, чьи, порой, неумелые и запоздалые действия порождают ужас, своего рода, войны в наше, вроде бы такое прогрессивное время.

Вынужденно находясь в замкнутом пространстве в своих квартирах и домах, многие начинают нервничать, обижаться друг на друга и даже впадать в истерику… А ведь беда, часто заключается лишь в глупой разрушительной неспособности просто поговорить по душам. Позвонить и не соврать. Донести мысль и чувства, а не тонуть в самобичевании. Закатить скандал, а не хлопнуть дверью. Читая роман Франсуазы Саган «Немного солнца в холодной воде», все так же хочется решительных мудрых поступков от персонажей этой книги, и все так же обретается понимание, что жизнь не терпит идеальных сценариев.

В своей знаменитой повести «Маленький принц» Антуан де Сент-Экзюпери говорит о воде, как символе жизни. Вода - утоляет жажду затерянных в песках людей, она - источник всего существующего на земле, она - пища и плоть каждого - это та субстанция, которая дает возможность возрождения. В нынешнее время возможность возрождения дает нам кладезь духовной культуры – библиотеки, с их собранием знаменитых книг.

Обезвоженная пустыня – это символ мира, опустошенного хаосом, разрушением, человеческой черствостью, завистью и эгоизмом. Это мир, в котором человек умирает от духовной жажды. Сент-Экзюпери показывает, что человек часто живет только ради материальной оболочки, забывая о духовных стремлениях. Только детская душа и душа Художника не подвержены меркантильным интересам и, соответственно, Злу. Отсюда, в творчестве этого романтика прослеживается культ детства. Но главная трагедия героев Сент-Экзюпери не столько в том, что они подчинены материальному миру, сколько в том, что они «растеряли» все духовные качества и стали бессмысленно существовать, а не жить в полном смысле этого слова. Только человек с богатым внутренним миром и, стремящийся к духовному самосовершенствованию, имеет право называться Личностью. Читая эту книгу, создается впечатление, что автор «предвидел» будущие экологические катастрофы (нынешняя пандемия Covid -19) и предупреждал о бережном отношении к родной и любимой планете.

В своем литературном произведении Сент-Экзюпери говорит и о дружбе. В авторской системе ценностей тема дружбы занимает одно из главных мест. Только дружба способна растопить лед одиночества и отчужденности, так как, она основывается на взаимопонимании, взаимодоверии и взаимопомощи, - то, что так важно сегодня казахстанцам, находящимся в условиях карантина и Чрезвычайного Положения.

Книга «Маленький принц» остается актуальной и в сегодняшнем дне; многие проблемы, поставленные в ней, являются вечными. Это произведение читается на одном дыхании и воспринимается легко. Смысл афоризмов «Маленького принца» заключается в том, что всегда необходимо действовать. Жить нужно, согласно законам совести. Маленький принц подает пример людям, показывает, как нужно заботиться о своей планете. На своей планете главный герой постоянно выпалывает, как сорняки, баобабы. Иносказательно

человеческую лень. Маленький принц словно говорит читателю, что всегда необходимо бороться со всем темным, что находится в твоей натуре, а в противном случае, лень и злые мысли захватят все твое пространство.

Маленькому принцу очень нравится фонарщик. Ведь фонарщик, зажигая по вечерам свет, делает что-то не для себя, а для других. В этой повести содержится очень много скрытых истин, относящихся к жизни людей. Повествование несет в себе простые истины, без знания которых наша жизнь не будет полной и насыщенной.

Огромный оптимизм вселяет прочтение книги Пауло Коэльо «Алхимик», из-за тех истин, которые изложены в ней настолько просто, что в повседневной жизни мы их не замечаем, а пытаемся все усложнить. В повествовании говорится о том, что у каждого человека свой путь и Вселенная будет направлять на него. И тут все будет завить от личности, встанет ли он на этот путь или нет, пройдет его до конца или остановится на пол-пути. Одно но, если он сойдет с него, то будут посланы знаки, что бы путь продолжился. Как тут не вспомнить слова Второго Президента РК К.Токаева, сказанные им в пользу КУЛЬТУРЫ: «Вся молодежь сейчас находится по домам. Министерствам образования, культуры и спорта нужно продумать дистанционную организацию их созидательной активности, проводить онлайн соревнования, лекции и другие обучающие мероприятия». В этой связи, учреждениям культуры, в том числе, библиотекам принадлежит огромная роль в деле поддержания, прежде всего, молодежи в их стремлении к знаниям, духовному развитию, особенно, в нынешней сложной ситуации борьбы с короновирусом.

Бывают случаи, когда книге предначертано появиться в твоей жизни. И в условиях, когда мы имеем дело с внезапно обвалившимися ценами на нефть, стагнацией мировой экономики на фоне короновирусной пандемии, наш взгляд, конечно, обращается к «Финансисту» Теодора Драйзера. Вообще, я рекомендовала бы ее к прочтению всем молодым

предпринимателям Казахстана или тем, кто только хочет начать свое дело и посвятить себя бизнесу. Главный герой этого романа - Френк считает, что человек может занимать только две позиции: позицию силы и позицию слабости. И Френк, разумеется, выбирает первую. Автор показал, как смотреть в лицо своим страхам, никогда не усомняться в своей силе и значимости. В то же время, в книге ярко проиллюстрированы последствия слишком рискованных поступков в экономике, что весьма актуально сейчас применительно к казахстанской промышленности, испытывающей двойной удар: от падения цен на нефть и пандемии.

Люди сидят дома на карантине, но это не значит, что все службы жизнеобеспечения не трудятся с огромным напряжением. Такой романист, как Артур Хейли, является знатоком, так называемых, производственных романов. В своих литературных произведениях он стремится показать ситуацию в какой-либо отрасли «изнутри». Так, в романе-бестселлере Артура Хейли «Аэропорт» показан вымышленный город, где находится крупнейший аэропорт, который неожиданно накрывает снежный буран, и поэтому все службы работают в экстренном режиме. Аэропорт можно назвать произведением искусств нашего времени, в этой книге представлена очень интересная развертка сюжета и она читается на одном дыхании. Это литературное произведение будет интересно всем тем, кому интересна жизнь, оно затрагивает те вопросы, с которыми мы очень часто сталкиваемся и в жизни и в отношениях. В книге присутствует переплетение - в одну множества сюжетных линий, жизни героев, которая натягивает тебя как струну и держит в напряжении до последней страницы романа.

В сложные времена для сохранения стойкости духа знаменитый художник и писатель Николай Рерих призывал черпать силы в природе. Так, в своей повести «Пламя» он пишет: «Вообще помни о Севере. Если кто -

нибудь тебе скажет, что Север мрачен и беден, то знай, что Севера он не знает. Ту радость, и бодрость, и силу, какую дает Север, вряд ли можно найти в других местах. Но подойди к Северу без предубеждения. Где найдешь такую синеву далей? Такое серебро вод? Такую звонкую медь полуночных восходов? Такое чудо северных сияний?» И слова Льва Николаевича Толстого, сказанные Рериху по поводу его первой картины - «Гонец», сегодня вполне звучат как напутствие для нас, казахстанцев, испытывающих, как и население многих стран мира, объективные трудности: «Случалось ли вам в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесет. Так и в области нравственных требований, - надо рулить всегда выше - жизнь все равно снесет. Пусть ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывет». Не зря, наш Флаг Республики Казахстан изображает парящего высоко в небе орла! Нам всем надо быть над ситуацией, сохранять спокойствие и веру в действия властей.

Именно, великий дух человека, который воспевал казахский философ и гуманист Абай, выражая в нравственной формуле: «Адам бол! – Будь человеком» всегда будет и останется высшим этическим постулатом для каждого из нас.

Умитхан Муналбаева, Қазақ үні