Пандемия бездуховности или карантин совести
2020 ж. 01 сәуір
12605
2
У Гая Юлия Цезаря есть парадоксальная мысль. Он писал: “Таков уж свойственный всем недостаток нашей человеческой природы, что вещи неожиданные и неизвестные внушают слишком большую самоуверенность или же слишком большой страх” . Ситуация, которую сейчас переживает мир, еще раз доказывает насколько в этом слове есть доля правды, с другой стороны, и парадоксализм.
Самоуверенность и страх. В чем коллизия этих диллем? Эти понятия имеют противоположные смысловые оттенки. Не будем вникаться в подробности и не будем детализировать. Но сегодняшнее развитие событий, динамика его роста и алгоритим действий мира, связанный с эпидимей коронавируса - это ничуть не вопрос эпидемиологического характера, а скорее всего гуманитарного, безусловно, нравственного характера. Мир открывает новые страницы взаимоотношений, которые прежде всего обусловлены новым отсчетом времени... Человечество столкнулось с проблемами, который имеет “принцип бумеранга”. Как выразился Ницще “мир живет у подножья вулкана.”
Издревле человеческая память несет в себе генетический и исторический код. Порой мы забываем о сущности этих понятий и мировосприятий. Пандемия охватила весь этот мир, все мы, бессильны перед этим вирусом, с каждым днем в мире это ползучее зло растет в геометрической прогрессии. Коронавирус это не только эпидемия, но она стала вопросом гамлетовского характера: быть или не быть. Весь мир ломает голову, как спасти себя и все человечество. Вирус имеет общепланетарный масштаб. Все мы, невзирая на политические системы, невзирая на веры и границы, которые разделяют нас... как будто остановилсь на миг, которое равноценно миллиардам лет.
На карту поставлено будущее, будущее со своими сомнительными перспективами, с никчемными вопросами вроде, “какая цивилизация доминирует в мире – Запад, Восток, Китай или ислам?”. Коронавирус - это прежде всего вирус корон всех правителей супер держав, идеологии демонстрации сил...
В идеале пандемия должна объединить разумную часть планеты... Мир накаляется, трещит по швам, противостояние приобретает новые формы, в виде эпидемии. Не уж то супер державы, гегомоны все и вся не могут найти вакцину против одного вируса?.. В мире накоплено столько арсенала против разрушения человечества, чтобы стереть его с лица земли... Гонка био-, нано-технологий, искусственных интеллектов, информацизация и цифровизация мира не стоит и гроша перед этой пандемией.
Кстати в романе «Чума» Альбера Камю ярко выражен посыл, что всякое зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, всё равно носит болезнь в своём сердце. Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому в финале романе под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, главный персонаж доктор Риэ думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улицы счастливого города». Что подразумевал Камю в своём романе, скорее всего он имел «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В этом смысле роман Камю предостережение, это разговор самим собой. Да, как говорится «История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.» .
“Мир сходит с ума.” Безусловно, мысль не конгениальна, но такова действительность. Все это реалии времени, к сожалению, становятся парадигмой дисбаланса, однажды нарушив законы природы, мы получаем от природы достойный вызов. Человек бессилен перед мироустройством и мирозданием, которое было сотворено Божьим законом. Это неоспоримая истина... Нарушена гармония бытия и сосуществование человека в гармонии с природой. Вот результат новой чумы ХХI века.
Вирус – изменил не только мир и миропорядок, он еще раз напомнил нам, что человек бессилен перед природой, так называемый “сверхчеловек” переступил уже все человеческое, а “принцип бумеранга” неизбежен, как судный день.
Это пандемия, прежде всего пандемия бездуховности.
Один из самых известных мыслителей современности Юваль Харари, размышляя о вызовах стоящих перед человечством, особо подчеркнул как меняются смысл человеческого существования. Возможно ли человеку остаться человеком в этом бушующем мире, когда он уже запрограммирован, когда его деятельность и ежедневный шаг стало матрицей в информационном и биотехнологическом пространстве. Как мы ни говорили о лаврах достижений, о революционной эпохе информационного мира, мы остаемся наедине со своими проблемами как человек, как живое существо. Пандемия развеяла всю иллюзию о современной эпохе как вызов к человечеству.
Мир в карантине. Карантин остановил все движение огромного мира. Закрылись двери, гарницы, наземные, воздушные, надводные сообщения... человеческая физическая коммуникация загнана в тупик, мир замер, замер миг...
Молчание – одолеть молчание. Такой психофизический статус украсит ли человека? Что бунтует в жилах человека, прежде всего как индивида. Можеть быть, смысл жизни, который поставлен в оскорбительные для нее условия. Карантин ни лучший способ выживания и самосохранения, но человечество пока еще не нашло более разумного рецепта кроме карантина перед лицом этой пандемии.
“Зло порождает добро” -это слова Достоевского. Быстротечным мире остановилось циферблаты времени, а возможно это начертено свыше, нам придется остановится на время, заглянуть в душу самому себе: Кто мы? Где мы?.. ( Sapiens – рассказ о том, откуда мы пришли, Homo Deus – о том, куда мы направляемся? ) Куда идем, какова наша органика? Как мы вписываемся в общую картину мира? Что мы из себя представляем? Как нам сохранить самих себя и при этом жить вместе в мире? А ведь у нас ответы на такие элементарные вопросы не были, скорее всего не когда было ответить на эти вопросы. Мы гонялись за чем то, думали о чем то. Но, забыли самих себя. Время дала нам шанс на раздумие, шанс на тайм-аут, это философский отрезок времени...
Мы глубоко убеждены, в том, что стоим у порога не только новых взглядов, новых мыслей, но и изменения сознания всего общества. Думаю, что давно назрела необходимость выработать механизмы воссоздания нашего общего духовного, культурного, экономического и нравственного пространства в новом формате. Скорее через модернизацию общественного сознания, через переформатирование нравственных устоев. Для этого нам нужна, прежде всего, политика нравственного самоочищения. А что скрывать то, наша общество стала полигоном разных взглядов и миропониманий, светского и религиозного и.т.д. Не важно чего бы эти перемены не касались – вопросов ли здоровья или государственной безопасности, экономики или литературы, нам важен вопрос экологии человеческой души и интеллекта. С другой стороны, эти вопросы актуальны, поскольку они прежде всего касаются вопроса самосохранения и выживания человека.
Карантин перед нами ставит формулы, когда ты ответствен за здоровья окружающих, за здоровья нации, за здоровье человечества. Мир не знал такого оборота и такого исхода в своём сосуществование.
Низменным атрибутом пандемии стала карантин и маска.
Это прежде всего, карантин – карантин совести. «Человеческая совесть побуждает человека, - писал когда-то Г. Белинский, - искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.»
Настала время «гольфстрима», мы должны внимательно выслушать себя, уловить не ось времени, а принять преемственность человеческого в человека. Это самое трудное что есть, чем бороться с каким-то вирусом. А, вирус давно уже сидеть в нас, в нашей душе. Имя этого вируса совесть, совесть в карантине. Авось, есть в этом доля правды «голос чистой совести приятнее ста голосов славы.» Да. Аж миллион - миллион раз хочется повторить в след за классиком: «Совесть есть закон законов. Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть.» Здесь ничего убавить и ничего добавить. Вопрос в том, что сможем ли быть предельно честен наедине с самим собой. Где же познаётся истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?
В моем романе «Кара» вышедший в Лондоне есть такая фраза: «Мир – это большой сумасшедший дом, а мы все пациенты». Да, мы «пациенты» этого безумного, безумного мира…Чем вылечить нас, есть ли вакцины, если есть вакцины, как она называется?..
Называние этой вакцины человечность в Человеке, человеколюбие и милосердие… Она действительно поможет миру, чтобы мир стал ещё красивей, она поможет нам, чтобы мы стали ещё добрей…
Султан РАЕВ,
Народный писатель Кыргызстана