Пандемия  бездуховности или карантин совести

 У Гая Юлия Цезаря есть  парадоксальная мысль. Он писал: “Таков уж свойственный всем недостаток нашей человеческой природы, что вещи неожиданные и неизвестные внушают слишком большую самоуверенность или же слишком большой страх” . Ситуация, которую сейчас переживает мир, еще раз доказывает насколько в этом слове есть доля правды, с другой стороны,  и парадоксализм. Самоуверенность и страх. В чем коллизия  этих диллем? Эти понятия  имеют  противоположные смысловые оттенки. Не будем вникаться  в подробности и не будем  детализировать. Но сегодняшнее развитие событий, динамика его роста и алгоритим действий мира,  связанный  с  эпидимей коронавируса -  это ничуть не вопрос эпидемиологического характера, а скорее всего  гуманитарного, безусловно, нравственного характера. Мир открывает новые страницы взаимоотношений, которые прежде всего  обусловлены  новым отсчетом  времени... Человечество столкнулось с  проблемами,  который  имеет “принцип бумеранга”.  Как выразился Ницще  “мир живет у подножья вулкана.”   Издревле человеческая память несет  в себе генетический и исторический код. Порой мы забываем о сущности этих понятий  и мировосприятий. Пандемия  охватила весь этот мир, все мы, бессильны перед этим вирусом, с каждым днем в мире это ползучее зло растет в геометрической прогрессии. Коронавирус это не только эпидемия, но она стала вопросом гамлетовского характера: быть или не быть. Весь мир ломает голову, как спасти  себя и все человечество. Вирус имеет общепланетарный масштаб. Все мы, невзирая на политические системы, невзирая на веры и  границы, которые разделяют нас... как будто остановилсь на  миг, которое равноценно миллиардам лет.   На карту поставлено будущее, будущее со своими сомнительными  перспективами, с никчемными вопросами вроде,   “какая цивилизация доминирует в мире – Запад, Восток, Китай или  ислам?”. Коронавирус - это прежде всего вирус корон всех правителей супер держав, идеологии  демонстрации сил... В идеале   пандемия должна   объединить разумную часть планеты... Мир накаляется, трещит по швам, противостояние приобретает новые формы, в виде эпидемии. Не уж то супер державы, гегомоны  все и вся не могут найти вакцину против одного вируса?.. В мире накоплено столько арсенала против разрушения человечества, чтобы стереть его  с лица земли... Гонка био-, нано-технологий,  искусственных интеллектов, информацизация и цифровизация  мира  не стоит и гроша перед этой пандемией.             Кстати в романе «Чума» Альбера Камю  ярко выражен посыл,  что всякое  зло — это нечто неотделимое от человека, и даже тот, кто не болеет, всё равно носит болезнь в своём сердце. Люди доброй воли способны победить конкретное зло, но они не могут его уничтожить как категорию мироздания. И поэтому в финале романе   под радостные возгласы горожан, которые празднуют освобождение от страшной болезни, главный персонаж доктор Риэ   думает о том, что эта радость временная, он сознаёт, что «… возможно, наступит день, когда на горе людям, чума разбудит крыс и пошлёт их умирать на улицы счастливого города». Что подразумевал Камю в своём романе, скорее всего он имел «общечеловеческий» и вневременной подтекст. В этом смысле роман Камю предостережение, это разговор самим собой.  Да, как говорится «История повторяется дважды — сначала в виде трагедии, потом в виде фарса.» . “Мир сходит с ума.” Безусловно, мысль не конгениальна, но  такова действительность. Все это  реалии  времени, к сожалению,   становятся  парадигмой   дисбаланса, однажды нарушив законы природы, мы получаем от природы достойный вызов. Человек бессилен перед мироустройством  и мирозданием, которое было сотворено Божьим законом. Это неоспоримая  истина... Нарушена гармония бытия и сосуществование человека в  гармонии  с природой. Вот результат  новой чумы ХХI века. Вирус – изменил не только мир и миропорядок, он еще раз напомнил нам, что человек бессилен перед природой, так называемый “сверхчеловек”  переступил уже все человеческое, а  “принцип бумеранга” неизбежен, как судный день. Это пандемия, прежде всего пандемия бездуховности.    Один из самых известных мыслителей современности Юваль Харари, размышляя о вызовах стоящих перед человечством, особо подчеркнул как меняются смысл человеческого существования. Возможно ли человеку остаться человеком в этом бушующем мире, когда  он уже запрограммирован, когда его деятельность и ежедневный шаг  стало матрицей  в  информационном  и биотехнологическом пространстве. Как мы ни говорили о лаврах достижений, о революционной эпохе информационного мира, мы остаемся наедине со своими проблемами как человек, как живое существо. Пандемия  развеяла всю иллюзию о современной эпохе как вызов к человечеству. Мир в карантине. Карантин остановил все движение огромного мира. Закрылись двери, гарницы,  наземные, воздушные, надводные сообщения... человеческая физическая коммуникация загнана в тупик, мир замер, замер миг... Молчание – одолеть молчание. Такой психофизический статус украсит ли человека? Что бунтует в жилах человека, прежде всего как индивида. Можеть быть, смысл жизни,   который поставлен  в оскорбительные для нее условия. Карантин ни лучший способ  выживания и самосохранения,  но человечество пока еще не нашло более разумного рецепта кроме карантина  перед лицом этой пандемии.      “Зло порождает добро” -это слова Достоевского. Быстротечным мире остановилось циферблаты времени, а возможно это начертено свыше, нам придется остановится на время, заглянуть в душу самому себе:  Кто мы? Где мы?..  ( Sapiens – рассказ о том, откуда мы пришли,  Homo Deus – о том, куда мы направляемся? )  Куда идем, какова наша органика? Как мы вписываемся в общую картину мира? Что мы из себя представляем? Как нам сохранить самих себя и при этом жить вместе в мире?  А ведь у нас ответы на такие элементарные вопросы не были, скорее всего не когда было ответить на эти  вопросы. Мы гонялись за чем то, думали о чем то. Но, забыли самих себя. Время дала нам шанс на раздумие, шанс на  тайм-аут, это  философский отрезок времени...       Мы глубоко убеждены, в том, что   стоим у порога не только новых взглядов, новых мыслей, но и изменения сознания всего общества.  Думаю, что давно назрела необходимость выработать механизмы воссоздания нашего общего духовного, культурного, экономического и нравственного пространства в новом формате. Скорее через модернизацию общественного сознания, через переформатирование нравственных устоев.   Для этого нам нужна, прежде всего, политика нравственного самоочищения. А что скрывать то, наша общество стала полигоном разных взглядов и миропониманий, светского и религиозного и.т.д. Не важно чего бы эти перемены не касались – вопросов ли здоровья или государственной безопасности, экономики или литературы, нам важен вопрос экологии человеческой души и интеллекта.  С другой стороны, эти  вопросы актуальны, поскольку они  прежде всего касаются  вопроса самосохранения  и выживания  человека.         Карантин перед нами ставит формулы, когда ты ответствен за здоровья окружающих, за здоровья нации, за здоровье человечества. Мир не знал такого оборота и такого исхода в своём сосуществование.        Низменным атрибутом пандемии стала карантин и маска.       Это прежде всего,  карантин – карантин совести. «Человеческая совесть побуждает человека, - писал когда-то Г. Белинский, -  искать лучшего и помогает ему порой отказываться от старого, уютного, милого, но умирающего и разлагающегося — в пользу нового, сначала неуютного и немилого, но обещающего свежую жизнь.»        Настала время «гольфстрима», мы должны внимательно выслушать себя, уловить не ось времени, а принять преемственность человеческого в человека. Это самое трудное что есть, чем бороться с каким-то вирусом. А, вирус давно уже сидеть в нас, в нашей душе. Имя этого вируса совесть, совесть в карантине.  Авось, есть в этом доля правды «голос чистой совести приятнее ста голосов славы.» Да.  Аж миллион - миллион раз хочется повторить в след за классиком: «Совесть есть закон законов. Совесть — это социальный стыд, а стыд — это природная совесть.»  Здесь ничего убавить и ничего добавить.    Вопрос в том, что сможем ли быть предельно честен наедине с самим собой. Где же познаётся истинное величие человека, как не в тех случаях, в коих он решается лучше вечно страдать, нежели сделать что-нибудь противное совести?     В моем романе «Кара» вышедший в Лондоне есть такая фраза: «Мир – это большой сумасшедший дом, а мы все пациенты». Да, мы «пациенты» этого безумного, безумного мира…Чем вылечить нас, есть ли вакцины, если есть вакцины, как она называется?..    Называние этой вакцины   человечность в Человеке, человеколюбие и милосердие… Она действительно поможет миру, чтобы мир стал ещё красивей, она поможет нам, чтобы мы стали ещё   добрей… Султан РАЕВ, Народный писатель Кыргызстана