Обнаружен фотоснимок молодого Абая
2020 ж. 10 ақпан
11499
1
Когда мы произносим имя великого поэта, то сразу представляем себе почтенного старца, как будто КУНАНБАЕВ никогда не был молодым. Почему его памятники и портреты выглядят ну почти одинаково. Благодаря «КАРАВАНУ» мы можем представить, каким был Абай в свои 23 года.
Несколько лет назад автору этих строк довелось участвовать в подборе иллюстраций для книги, одним из героев которой был основоположник казахской литературы, поэт и просветитель Абай (Ибрагим) Кунанбаев. Я с головой ушел в поиски портретов этого великого человека. Перелопатив Интернет, а также картотеки Национальной библиотеки и Центрального государственного архива кинофотодокументов и звукозаписей, я обнаружил, что наряду с десятками живописных портретов поэта существует только две фотографии Абая.
В этой связи мне вспомнились строки из статьи замечательного русского прозаика Ю. Домбровского «Творческий подвиг» (журнал «Дружба народов», 1958 г.), посвященной роману-эпопее М. Ауэзова «Путь Абая». Вот эти строки: «Четверть века тому назад в Алма-Ате мне довелось попасть на одну очень любопытную выставку. В краевом музее экспонировались портреты классика казахской литературы Абая Кунанбаева. Это был последний тур конкурса на лучшее изображение поэта. Портретов было много. Помнится, ими были сплошь увешаны три или четыре зала.
Но ушел я с этой выставки разочарованным. Впечатление у меня осталось такое, будто я побывал в большом столичном фотоателье. Со всех полотен на меня смотрело одно и то же лицо, с одним и тем же выражением. И ни одной сюжетной картины, – портреты, портреты, портреты! Менялся фон, слегка варьировались костюмы на человеке, а человек оставался все таким же – пожилым, полным казахом с задумчивым лицом и усталыми глазами.
А потом я прочел стихи Абая, и мне стало по-настоящему неприятно. Стихи были великолепные и очень разные: то страстные и негодующие – в них так и чувствовалось гневное лермонтовское дыхание, – то тихие и задумчивые, то насмешливые, поддразнивающие, с упругими, четкими ритмами. Так неужели, – думал я, листая книгу, – вот этого страстного, бушующего даже и после смерти человека я и видел на выставке? И почему он у них везде старик? Ведь Абай больше четверти века и в пору своего расцвета был молодым и сильным, и красивым. У него тогда не было ни этой одутловатости лица, ни этих скорбных глаз, ни усталой улыбки.
Позже мне объяснили: художники не так уж виноваты. Сохранилась единственная, сделанная за несколько лет до смерти поэта семейная фотография, из биографии Абая известно в основном только то немногое и высокоофициальное, что счел возможным сообщить через пять лет после смерти приемный сын покойного, в первый раз издавая сочинения своего отца…».
Что же изменилось за шесть десятков лет, прошедших со дня публикации этой статьи? Портретов Абая – живописных, графических и декоративных – стало намного больше. Среди них работы художников Леонтьева, Тельжанова, Кенига, Кастеева, Крутильникова, Сидоркина, Мартовой и многих других. Известны и сюжетные картины с изображением поэта.
Но, как это ни печально, наблюдение, сделанное Домбровским в начале прошлого века, оставалось актуальным до сих пор: на большей части картин Абай Кунанбаев изображен пожилым.
Что же касается фотографий поэта, то их на сегодняшний день известно две.
Немаловажное уточнение: две фотографии Абая Кунанбаева, известные широкой публике. Это групповые семейные снимки, сделанные в последние годы жизни поэта. Есть, конечно, картины, а также книжные иллюстрации, где Абай изображен молодым и даже юным. Но, согласитесь, все это не более чем плоды воображения – пусть и высокохудожественного!
Много времени и сил было потрачено мною на поиски портретов Абая, прежде чем я наткнулся на заметку, размещенную на одном из казахстанских сайтов. Она была посвящена открытию в китайской провинции Хубэй выставке, приуроченной к 170-летию со дня рождения Абая Кунанбаева, и содержала поистине удивительную новость: обнаружен фотоснимок молодого Абая.
Как следовало из публикации, уникальная фотография с подписью «Сын Кунанбая – Абай» была найдена казахстанским ученым, основоположником казахстанской школы археологии и этнографии Алькеем Хакановичем Маргуланом в одной из библиотек Ленинграда еще в 1970 году.
Тогда же академик Маргулан и опубликовал его в газете «Қазақ әдебиеті», посвятив большую статью о своем открытии 125-летию со дня рождения Абая Кунанбаева.
Исторический снимок, по свидетельству ученого, был сделан в июне 1868 года, когда Абай в составе депутации казахов прибыл в Омск, чтобы приветствовать царствующую особу – сына императора Александра II Великого князя Владимира, путешествовавшего по России и Западной Сибири.
Описывая обнаруженный фотопортрет, академик Маргулан с восхищением описывал внешность 23-летнего Абая. Ученый обращал внимание читателей на мужественный вид поэта, его статность и широкие плечи. «Особенно, – писал академик, – бросается в глаза гордая посадка его головы. Самое же прекрасное в облике молодого поэта – его высокий лоб, большие добрые глаза и «орлиный» разлет бровей. Глубокий взгляд Абая в момент фотографирования был обращен вдаль. Красивый прямой нос, рисунок губ и форма бровей легко узнаются в чертах лица пожилого Абая», – резюмировал исследователь Маргулан.
Автором портрета Абая ученый называет Исаака Кесслера – омского фотографа, владельца фотомастерской и книжного магазина. Но вот загадка: почему открытие, сделанное Маргуланом еще в 1970 году, столь долгое время оставалось, по сути дела, неизвестным для широкого круга читателей?
По какой причине новость о найденном фотопортрете молодого Абая осталась незамеченной русскоязычной прессой?
Возможно ли, чтобы кто-то из официальных лиц поставил под сомнение подлинность уникального фотоснимка? Маловероятно.
Подозревать ученого с мировым именем в фальсификации или допущенной ошибке не было, да и не могло быть ни малейших оснований. Позволю себе предположить, что причины этого умолчания были скорее политическими. В эпоху пресловутого застоя партийные функционеры неутомимо вытравляли из памяти советских граждан всё, что имело хоть какое-то отношение к ненавистному большевиками самодержавию. А любое отклонение от политики партии решительно пресекалось на самом высоком уровне. И в этом смысле появление статьи Маргулана «Жас Абайдың фотобейнесі» в республиканской газете едва ли вызвало восторг в партийных кругах. Во всяком случае, дальнейшего распространения эта новость не получила.
Опять же, не стоит забывать, что в условиях тоталитарного режима и Мухтар Ауэзов, автор романа-эпопеи «Путь Абая», подвергался гонениям за свои якобы националистические взгляды и отступление от принципов социалистического реализма.
Таким образом, чиновники от культуры могли намеренно «замылить» историю об участии демократа Абая в чествовании сына российского императора.
Как бы там ни было, перед вами – копия подлинного фотопортрета Абая Кунанбаева. Многие из вас увидят его впервые. Стараниями замечательного ученого Алькея Маргулана для нас открыта еще одна – иллюстрированная! – страница жизни великого поэта и просветителя. И, возможно, чудом обретенный облик молодого Абая вдохновит современных ученых, писателей, художников и педагогов на новые творческие изыскания. А на стенах школьных кабинетов вместо официально утвержденных портретов основоположника казахской литературы появятся новые картины, представляющие поэта в пору самого расцвета его жизненных и творческих сил.
Автор статьи выражает искреннюю благодарность Данель Алькеевне Маргулан, вице-президенту Общественного фонда имени академика А. Х. Маргулана, за предоставленные материалы.
Тимур УСТЕМИРОВ
qazaquni.kz