Врач о наркомании: Дать шанс, перспективу молодежи
2019 ж. 18 қараша
2161
0
У хорошего моего знакомого случилась беда – сын «подсел» на наркотики. Он кореец, выращивал лук и, конечно же, подолгу отсутствовал дома. Сын, подросток, был представлен самому себе, деньги в семье водились. Маму уже не слушался. Девочки, выпивка, компании и т.д.
Думаю, многие сталкивались с этой бедой или знают такие семьи. Это трагедия. Боль, которую каждая семья носит в себе, иногда всю жизнь. Так вот, мой знакомый обратился к нам за помощью. Мы рассказали ему все наши методы лечения этой зависимости и какие вообще существуют. Он внимательно выслушал и ушёл.
Позже мы узнали, что он приковал сына дома к батарее, сам кормил с ложки, пока у того не закончилась так называемая «ломка», после чего забрал его с собой на работу, в поле. Как работают корейцы на луке, многие, наверное, знают. Это адский труд. Под палящим солнцем, согнувшись буквой «Г», целый день полоть этот самый лук – это пытка. Я раз попробовал и поклялся никогда не есть этот продукт. Это так, к слову.
Так вот. Сын буквально пахал и жил вместе с рабочими. Отец насильно заставлял его делать самую тяжелую работу. Через полгода они оба вернулись на зимовку, и уже от слова «наркотик» сына воротило наружу.
Он стал продолжателем дела отца, сейчас владеет стабильным бизнесом.
Однако таких «хэппи-эндов» мало, конечно. По работе приходилось встречаться с тяжелейшими случаями. Сын зарезал мать, убил отца и т.д. Таких воспоминаний очень много. За каждым стоит человеческая трагедия и материнские слёзы.
Сразу скажу, что с этим злом встречается каждый нормальный пацан в своей жизни. Этот бизнес работает веками и прочно сидит в криминальной карте любого государства. Кто-то смог его победить? Нет, к сожалению.
Поэтому методы «вербовки» новых клиентов работают в этом бизнесе безотказно. В молодом возрасте хочется попробовать всё. Особенно запретное. Мало ли, что говорят взрослые. Раз это есть – значит, всё не так плохо, так же? «Нюхни», «Курни», «Да за один раз ничего не случится», «Ты чё, не пацан?» и т.д. Эти слова в компании пацанов являются более действенными, чем все наши лекции и ролики на тему: «Скажи нет наркотикам!». Ты должен быть в этой стае и жить её законами. Иначе потеряешь уважение.
И многие пробуют. У многих наступает тошнота, рвота. Некоторые с первого раза кайфуют. Потом ещё, ещё и всё. Ты – наркоман. Быстро и надолго. Курение анаши, то есть марихуаны, это обычное явление в молодёжной среде. Модно.
И чем круче государство закручивает гайки в этом вопросе, тем выше цены и моднее становится курение. Даже в Китае, где расстреливают. Там нет наркоманов? Есть, и даже очень много. Поэтому их отстреливают.
Этот бизнес за столетия приспособился к любому режиму, любым традициям и религиям. Можно закрыть наглухо границы, как СССР или Северная Корея, всё равно он проскользнёт через них и будет существовать в обществе. Откуда при СССР, в далёком ауле, где я жил, были наркотики? Однако были же. Так что ясно одно – в борьбе между наркоманией и государством всё равно побеждает наркомания, в той или иной степени.
Причин тут много, и вы о них прекрасно знаете. И винить полицию в бездействии бесполезно. По сути алкоголизм – это тоже разновидность наркомании. Мы не раз объявляли войну и проигрывали. А после нашего поражения она распространялась с особым размахом. Так и наркомания.
Многие страны решили бороться по-другому. Легализовали лёгкие виды наркотиков. Марихуану, например. Правильность этого решения оспаривать тяжело. Каждый сам выбирает свой путь.
Но в моих беседах с пациентами они часто смеялись над нашими потугами. Потому что каждый вид наркотиков – это отдельный кайф и каждый выбирает его сам. «Это как пить коньяк или пиво», – говорили мне они. – «Вы же не пьёте только пиво или водку. Иногда то, иногда это. И вообще глупо, что анаша – это первый шаг к тяжёлым наркотикам, тут каждый сам выбирает на свой вкус и цвет». И они открыто говорили нам, где берут и за сколько. А что милиция, не знала? Конечно, знала. Ловила, сажала. А они как грибы, возникают опять то там, то тут. Да и многие сами их «крышевали». Им же тоже надо жить.
И начинаешь понимать суть этого кайфа. Не надо искать тут какие-то мотивы, как трудности в семье, обществе, государстве и т.д. Это как мода. Хочешь – не хочешь, а она есть. Вот зачем тот пацан так одет и гвоздь воткнул себе в нос? Попробуй, пойми. Или татуировка на все участки тела? Чёрт его знает.
Вспомните себя. Хиппи, клёши, колокола и т.д. Зачем? Нас гоняли, ругали тогда, и это при Советском Союзе! А что говорить о сегодняшнем времени?
Так и наркомания. Рок-н-ролл, секс и наркотики. Светский ужин, звёздный статус и наркотики. Война, кровь, смерть и наркотики и т.д. и т.п.
Раз это высокодоходный бизнес, значит, всегда есть и будут те, кто будет им заниматься. Как проституция или торговля оружием. Поймать человека именно в тот момент, когда он нуждается в чём-то ещё, чего не было – вот в этом как раз этот бизнес и преуспевает. Попробуйте угадать у кого что на уме именно сейчас, в эту минуту.
Мы все знаем тех, кто умер от наркотиков. Это знакомые, одноклассники, сокурсники, артисты, знаменитости. Их много, всех не перечислишь.
То есть, это зло касается всех без разбора. Его употребляют и нищие, и богатые. Разница только в способе употребления и виде наркотика. И тут выбор огромный. Тут наркобизнес изощряется, как только может. Хочешь таблетки – пожалуйста, сироп? – не вопрос, укол? – ради бога, порошок? – проще некуда. Только плати. Денег нет? Бери в долг, потом отдашь или отработаешь.
И что делать? – спросите вы. Да, вопрос очень тяжёлый. И решение не простое, если оно вообще есть.
Но, главное – мы должны сначала понять, что это не проблема только здравоохранения или полиции. Это проблема всего нашего общества. Как бы мы того не желали, определённая часть нашего общества выберет себе этот путь, потому что есть доступ. Потому что это есть вообще.
А можно ли это ликвидировать? Вряд ли. Зачем пацаны нюхают клей и прочую гадость? Даже ещё не зная про наркотики. Глотают таблетки, «крокодилы», а нынче вообще всевозможные смеси, зачем?
Потому что есть спрос и предложение. Или наоборот. Тут разницы нет. Раз есть бизнес, значит, всегда будут покупатели и продавцы.
Ряд стран сами осознанно подсаживают своих наркоманов из нелегального наркотика на легальный. Их тоже много, не хотелось бы рекламировать. Тоже вроде неплохая идея. Все и всё под контролем. Хочешь? – приходи, регистрируйся и получи. И кайфуй. Пока не сорвешься на героин и не умрёшь от передозировки или СПИДа. Так они все и умирают.
Редко кто из наркоманов доживает до 30 лет. Это судьба, которую они выбрали. И не смогли выбраться.
Но надо признать, что в то (наше) время наркоман был скорей всего исключением из правил. Их было мало. Единицы. И если спросите, почему они выбрали этот путь, отвечу сразу и не задумываясь – стало модно.
Почему-то на каком-то этапе нашего развития стала модной тюремная тематика.
Романтизация образа отсидевшего рецидивиста стала культивироваться в обществе, особенно среди молодых. Тюремный жаргон стал модным среди всех, даже среди студентов.
Это был конец 80-х, и начинались уже смутные времена, может, поэтому. Наркобизнес сразу почуял это и «надавил на газ». Вместе с жаргоном стало модно и обкуриваться, и, конечно же, колоться. Многие перешли туда и умерли молодыми.
Позже начал агрессивно насаждаться среди молодёжи образ крутого рокера. А как же без наркотиков? Пожалуйста, вот они. И потом началось подлинное безобразие. Сейчас редко не встретишь фильма, где нет наркомана. И этот образ даже романтизируется, высвечивается с разных сторон. Кокаин, доза, бабло и многие другие термины стали ассоциироваться с образом того же Аль Пачино или даже Ди Каприо.
И все они удачливы, богаты. И как вести себя пацану или девчонке? Начнём пока думать, как с этим бороться, вырежем все эти кадры? Наркомафия придумает ещё что-нибудь.
Как-то мы делали анализ, и, наверное, ответ на эти вопросы кроется в этих цифрах. До окончания школы распространенность наркомании среди детей практически равна нулю. Первый всплеск замечается в возрасте 18-20 лет.
Да, это те, кто не поступил и остался за бортом нашего общества. Что им делать? Вот какая-то часть молодёжи захватывается наркобизнесом.
Второй всплеск наблюдается в возрасте 25-30 лет. Это те, кто закончил и опять-таки не нашёл работу и своё место в этой жизни. Дальше уже мало кто доживает.
А как же звёзды и мажоры? – спросите вы. Это совсем другая песня. Наркобизнесу нужно много денег. А к ним нужен другой подход. В среде, где процветает алкоголизм, разврат и деградация, наркотики становятся неотъемлемой частью. Кайф от лёгких денег и лёгкой жизни разбавляется кайфом от наркотиков, и получается фееричная смесь. Именно та, которую требует буйная душа «звезды». И потом всё. Талант умирает, получив смертельную дозу инъекции кайфа.
Если уж мы не сможем победить это зло, то нужно постараться его минимизировать. Дать шанс. Перспективу молодёжи в тех критических возрастах. Работа, учёба, семья, коллектив. Ощущение того, что ты кому-то нужен, полезен. Если мы это дадим, то «там» останутся лишь немногие.
А это уже победа. А эти немногие будут там ещё долго. Пока существует этот бизнес. Но зато мы будем их знать и лечить. А значит – у них появится надежда.
Эрик БАЙЖУНУСОВ
qazaquni.kz