К.Токаев о столичном LRT: «Нет песни печальнее на свете»

Этим летом разразился очередной скандал в Нур-Султане. Президент Касым-Жомарт Токаев раскритиковал инициаторов проекта столичного LRT. Он уже пообещал наказать виновных в этом дорогущем проекте, назвав строительство линии легкорельсового транспорта нецелесообразным. Эксперты говорят, что такие аналогичные проекты стоят 3-4 раза дешевле. Глава государства сказал, что вместо удобного вида транспорта горожанам предложили дорогостоящую игрушку, которая не окупит вложений. «Нет песни печальнее на свете» – так охарактеризовал президент проект LRT. Печаль песни: теряются большие деньги В самом деле, в столице очень любят строить «воздушные замки» – чего стоит один проект стеклянного купола над Водно-зеленым бульваром! Есть также проекты моста с двумя 42-этажными башнями на набережной реки Ишим, здания-моста в форме казахстанского флага! Каково этому бедному водному пути, когда каменные многоэтажные сооружения загромождаются с обеих сторон берега, да еще нависают над руслом реки – настоящий воздушный замок! Не говоря о возможном подъеме уровня реки – по проекту моста с двумя башнями идет сужение русла реки. Есть также проект строительства Национального пантеона рядом со столицей, который в прошлом году был оптимизирован и стал меньше. Ведь возникают простые вопросы не только о целесообразности таких проектов, но и их практической реализации и необходимости, не говоря о финансах, когда страна переживает не лучшие времена в экономике, социальной сфере. Действительно, стоит ли игра свеч?! Стоимость проекта LRT ранее оценивалась в один миллиард 887 миллионов долларов! Глава государства выявил слабые стороны проекта: «Вместо создания удобного, понятного, практичного для населения транспорта предложен дорогостоящий вид транспорта – ЛРТ. Мнение специалистов, архитектурного сообщества не было учтено. По данным акимата, прогнозируемый поток составит 146 тыс. человек в сутки. Прогнозируемый поток. В настоящее время по схожему маршруту от аэропорта до нового вокзала пассажиропоток составляет всего 2 тыс. человек. И как вы собираетесь увеличить пассажиропоток в 70 раз? Мне непонятно. Есть риск, что неокупаемый проект повлечет постоянное получение субсидий и ляжет бременем на государство в целом». Оказалось, маршрут LRT не только пролегал по слабозаселенным районам столицы, но даже с учетом роста города не было необходимости в таком проекте. Для такой цели достаточно было пустить около 10-15 скоростных комфортабельных (удлиненных) автобусов по выделенной полосе. Надо понимать, что общественный транспорт не всегда бывает рентабельным, даже если он представлен обычными автобусами, а LRT в столице будет явно убыточным – оплаты пассажиров за проезд не хватит даже на его обслуживание, не говоря об окупаемости. Поэтому необходимо признать правоту президента, признать ошибочность проекта, остановить его финансирование и свернуть его (на данное время сделано 15% работы). Ведь LRT никогда не окупится и будет очень сильно обременять бюджет столицы. А возведенные массивные опоры эстакады можно демонтировать и использовать в других проектах. Строительство LRT в Астане финансировалось за счет займов государственного банка развития Китая под гарантию правительства Казахстана. Проект оценили в умопомрачительные 1,8 миллиардов долларов. Сейчас китайцы финансирование прекратили, и достоверно неизвестно, что спугнуло китайского инвестора. Можно лишь догадываться. Возможно, убыточность проекта, его большая дороговизна, нецелесообразность, скромный пассажиропоток и другие риски. И печаль «песни» в том, что в таких крупных проектах теряются большие деньги. Например, во время строительства EXPO-2017 было похищено 10 миллиардов тенге из компании «Астана ЭКСПО». А о пропаже денег в проекте LRT президент К.Токаев сказал следующее: «Кстати говоря, и мы все знаем, 100 млрд тенге – часть китайского кредита в «Астана банке», они как, все уже, пропали?» Пришло время экономической отдачи от столицы Развитие страны во многом зависит от столицы, ее бюджета, экономики, производства, науки и т.д. В идеале это не только административный, но и культурный, научный, экономический, промышленный центр. У нас же столица лишь с 2016 года перестала быть дотационным городом. До этого года город был самым «убыточным» регионом Казахстана – огромные средства ушли как на его строительство, так и на многочисленные мероприятия. Нур-Султан – исключительный для страны город, поэтому на его развитие денег не жалели. Ныне пришло время экономической отдачи от столицы, возврата тех огромных средств, выделенных на ее развитие. Пришло время пересмотра стратегии развития столицы. Ведь Нур-Султан – не только молодой, но и чрезвычайно дорогой город. Конечно, определить, сколько денег ушло на строительство Астаны крайне сложно. Однако в общих чертах необходимо провести «ревизию» и подвести «сальдо» всевозможных расходов, подвести итоги и определить пути дальнейшего развития столицы. Например, по какой причине выиграл проект столичного LRT, а не, допустим, проект строительства системы ливневой канализации? Ведь Нур-Султан подвержен наводнениям, подтоплениям, особенно в последние годы. К тому же изучение многих природных факторов района новой столицы говорило о том, что ее строительство обойдется очень дорого из-за геологических, климатических особенностей. В Астане грунт насыщен водой и солью, подземные воды находятся крайне высоко, чрезмерная заболоченность, стоячая вода, кругом соленые озера, густо заросшие камышом. Наличие соли и болота – первый признак природной аномалии, которой нужно избегать при выборе строительства села или города. В междуречье Нура – Ишим вода также близка к поверхности. В пойме Ишима очень много подземных вод, о чем свидетельствуют геологические исследования. Естественно, в таком районе любое строительство обойдется намного дороже – одних только свай уйдет огромное количество, чтобы укрепить фундамент будущих зданий. В некоторых районах города болотистый грунт является одним из самых непростых для проведения строительства. Конечно, современные технологии позволяют строить в любых условиях при соблюдении определенных требований СНиПа. Как сказал в свое время советник генерального директора АО «КазНИИСА» Миркен Абаканов: «Было в свое время такое мнение, что Астана – болото. Там многоэтажные здания нельзя строить, а специалисты, мы знали, что таких болот то нет, но грунты были слабые. Особенно на левом берегу, но под ними же подстилают скальные грунты, высотные здания можно опирать сваями. В основном на сваях строили». Вместо LRT – систему ливневой канализации К тому же строить нужно было не только с учетом грунта, но и с учетом сильных морозов и ветров. Недаром по разным причинам падают облицовочные плитки с новых домов, не говоря о трещинах в стенах. 40-градусные морозы «проверяют» не только качество работы, но и качество строительных материалов. Особенно сложно приходится при строительстве частных домов – нередко на глубине 80 см может появиться вода, а сильные морозы могут внести некоторые «коррективы» в фундамент построенных домов. Например, скорей всего из-за климатических особенностей в свое время произошло обрушение строящейся конструкции декоративного моста EXPO-2017. Недаром Айдын Рахимбаев, контролирующий акционер и председатель совета директоров компании BI Group, предложил внимательнее приглядеться к фотографиям, на которых видно, что «конструкция обломилась не в месте сварных швов или монтажных креплений, а таким образом, как будто ее срезали». Айдын Рахимбаев заявил: «Наш предварительный вывод после консультаций с инженерами – 90-метровая ферма не выдержала сжатия металла в холодный период из-за несоответствия химического состава металла заявленной в документации прочности, хотя металл и его эксплуатация обычно рассчитываются с учетом его сжатия-расширения при морозе и в жару». К тому же по законам природы левый берег обычно ниже, чем правый: правый берег Ишима расположен на несколько метров выше левого, и по этой причине на левом берегу Целиноград не застраивался. Ведь этот город подвержен наводнениям. В частности, в 1949 году (время испытания первой ядерной бомбы в семипалатинском полигоне) левый берег ушел под воду. По тем же природным законам при обильных осадках грунтовые воды поднимаются. Надо было учитывать такие особенности при строительстве Астаны. По этой же причине русские переселенцы в свое время свои поселения строили на правом берегу. А на левом берегу располагался только городской парк, который хорошо рос, потому что влаги было предостаточно. В последние годы заметны изменения климата, а столица построена даже без учета особенностей рельефа и грунта. Например, в Алматы весной были частые ливни. А такие ливни опасны для Нур-Султана с его реками, озерами и болотами. Пренебрежение к элементарным градостроительным нормам в контексте природных стихий приводит к наводнениям, которые участились в последние годы. Непродуманное расположение новых зданий без дренажа перекрыло пути естественному стоку воды, что приводило к подтоплению некоторых районов Нур-Султана. Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz