Контрасты школьного образования Казахстана
2019 ж. 17 шілде
6501
2
Контрасты школьного образования
Феномен казахстанских вундеркиндов некоторые эксперты объяснили помощью ученикам со стороны учителей. Вполне возможно – в наших школах это распространенная практика, особенно при сдаче Единого национального тестирования (ЕНТ). По другим данным, большую долю детей, которые сдавали тестирование в 2015 г., составляли ученики «Назарбаев интеллектуальных школ» (НИШ). Из 5780 школьников 2061 детей были из НИШ. А в американском журнале Diplomat вышла статья, в которой рассказывается о региональном неравенстве в школьном образовании нашей страны (https://thediplomat.com/2019/05/in-kazakhstan-regional-inequalities-undercut-overall-educational-progress/). Статья так и называется: «В Казахстане региональное неравенство подрывает общий прогресс в образовании». В 2016 г. школьники из Казахстана попали в десятку лучших по результатам в математике и естествознании рейтинга Trends in Mathematics and Science Study (TIMSS) наряду со сверстниками из таких стран, как Россия, Канада и Ирландия, далеко обогнав, к примеру, школьников из Великобритании, США и Австралии. В то же время Diplomat отмечает: «Согласно результатам Программы ОЭСР по оценке иностранных студентов (PISA), введенной в 2015 г., 15-летние дети на западе (в Атырауской, Мангистауской областях) и в Южно-Казахстанской области по сравнению со своими сверстниками в городе Алматы отстают как минимум на два года по математике и другим точным наукам. Половина 15-летних подростков в Атырауской области функционально неграмотны в науке, а более 50 процентов учащихся в Южно-Казахстанской и Мангистауской областях функционально неграмотны в чтении – они не прошли первый уровень сложности». То есть международные тесты продемонстрировали не только региональное неравенство в казахстанском образовании, но и разделение по качеству образования на сельские и городские, обычные и элитные школы. В целом вышеуказанные данные свидетельствуют о заметных контрастах современного школьного образования. Ведь во многих городах тон задают не обычные общеобразовательные школы, а НИШ, БИЛ (Білім-инновация лицейі, Образовательно-инновационные лицеи, бывшие КТЛ), Республиканская физико-математическая школа (РФМШ), частные школы, школа «Пифагор», всевозможные центры подготовки к НИШ, БИЛ, РФМШ, ЕНТ и т.д. В такой ситуации сельские школы оказались в аутсайдерах. Если допустить, что наши вундеркинды справедливо заняли 9-ое место среди самых умных школьников в мире, то надо ответить на вопрос: как при низком уровне школьного образования (из-за ЕНТ) наши школьники добились таких результатов? Ответ напрашивается такой: в общих чертах уровень преподавания математики советского периода удалось сохранить, а также ввести удачные нововведения – школьный предмет математики ежегодно совершенствуется, усложняется, обновляется новыми упражнениями и логическими задачами, дополнительными пособиями по контрольным работам и подготовки к олимпиадам. Если раньше математические школы были представлены РФМШ, то теперь есть НИШ физико-математического направления, уделено большое внимание изучению математики в БИЛ, частных школах, открыта сеть математической школы «Пифагор» и т.д. Не последнюю роль сыграла относительная «совместимость» математики для тестовых вопросов (в отличие от гуманитарных предметов). Недаром наши школьники в международных олимпиадах по математике показывают хорошие результаты. Преподавание математики, физики и др. предметов в специализированных школах на высоком уровне – в тех же НИШ, БИЛ, РФМШ, школе «Пифагор» и др. В НИШ к тому же не сдают ЕНТ, хотя проводятся разнообразные тестирования.«Дискриминация» сельских школьников У нас часто пишут о том, как наши школьники по разным международным рейтингам показывают высокие результаты. И это, действительно, так. Только такие показатели показывают отдельные школы отдельных городов. Конечно, неравенство в школьном образовании было и в советское время, однако не было столь огромного различия в региональном образовании. Было и разделение по качеству образования на сельские и городские, обычные и спецшколы, но опять-таки не было «катастрофического» различия, как в наше время. Многие известные люди советского Казахстана – из сельской местности, получившие хорошее образование. Нынешняя ситуация контрастирует с советским временем, когда все граждане имели почти равные возможности в получении хорошего образования независимо от региона, города и села. «Дискриминация» сельских школ проявляется даже при сдаче ЕНТ – нередко сельские ребята вынуждены сдавать его в районных центрах, расположенных далеко. И время, проведенное в дороге, не способствует лучшей сдаче тестирования – школьники должны вставать рано утром, в 5-6 часов, чтобы не опоздать на тестирование, не говоря об утомительной дороге. При этом сельские школы страдают от низкого качества образования, нехватки квалифицированных учителей, плохого состояния зданий, отсутствия интернета и т.д. Добавьте сюда платные отделения вузов, куда не смогут поступить многие сельские ребята. Конечно, есть шанс удачно сдать ЕНТ и выиграть грант, но большинство сельских школьников не смогут получить высшее платное образование из-за низких доходов сельчан по сравнению с городскими жителями. Из-за отсутствия у нас комплексных исследований в области школьного образования перспектива его развития представляется смутной. Что говорить, если мы в этом вопросе ориентируемся на зарубежные исследования, а не на отечественные. Или у нас стараются не придавать огласке «секретные» факты в школьном образовании? Где исследования состояния школьного образования в сельской местности? «Это неприемлемый результат для унитарного государства, которое стремится к качественному образованию для всех своих граждан. Основная проблема нынешней политики в этом вопросе заключается в ее фактическом отсутствии», – пишет Diplomat. Негативные последствия такого неравенства трудно переоценить, считает издание. Тот факт, что сотни тысяч казахстанских школьников не получают достаточно хорошего образования, чтобы успешно конкурировать на рынке труда в будущем, также нанесет ущерб национальной экономике. По этой причине необходимо провести исследования причин региональной недостаточной успеваемости, внедрить программы развития человеческого капитала, адаптированные для каждого региона. Необходимо открыть государственные учебные заведения в райцентрах с научной базой, лабораториями, производством в неблагополучных районах для компенсации низкого социально-экономического положения семей и усиленно финансировать сельские школы. Давно известная и в то же время не решаемая проблема – восстановление сельского хозяйства, подготовка кадров для села, создание соответствующих условий для молодых специалистов и т.д. Если у нас в сельской местности живут 47% населения, то в такой же пропорции следует распределять бюджетные деньги на подготовку специалистов для села, строительство социальных объектов и т.д. Это и развитие социальной инфраструктуры села, строительство новых дорог, открытие СПТУ, ПТУ для подготовки кадров для села, где не осталось квалифицированных специалистов, рабочих, механизаторов, строителей, даже пастухи в дефиците – из-за безработицы и низких условий жизни в аулах молодежь массово перебирается в города.
Успеваемость в разрезе языков обучения В контексте регионального неравенства вплывает вопрос, есть ли у нас исследования по уровню успеваемости в разрезе языков обучения? Ведь на западе и юге республики – в основном казахские школы. Оказалось, участники, обучающиеся на русском языке, показали более успешное выполнение теста PISA-2015 функциональных компетенций в сравнении со сверстниками с казахским языком обучения. Разница в показателях составляет 50 баллов, а это разрыв более чем полтора года обучения. И в направлении естествознание более успешно в читательских компетенциях 15-летние участники PISA-2015 с русским языком обучения. Разница в показателях составила 52 балла. Различие результатов в разрезе языков обучения по математике меньше. Однако этот показатель остается все еще значимым (36 баллов) – разрыв составляет один год. К этой картине есть дополнение: самые слабые вузы расположены в южных областях страны. Слабые выпускники школ поступают в слабые вузы? Рейтинг 101 вуза страны по итогам 2018 г. был сделан специалистами АО «Центр развития трудовых ресурсов». За основу были взяты сведения о фактическом трудоустройстве выпускников, окончивших вуз в 2015-2017 гг.: уровень трудоустройства, стабильность работы, продолжительность поиска вакансии, отставание заработной платы выпускников определенных специальностей от опытных коллег. Среди университетов, занявших последние строчки рейтинга, 8 вузов являются частными, 2 – государственными; они расположены в южных областях страны. Это университет «Болашак» г. Кызылорда, Шымкентский университет, Южно-Казахстанский госуниверситет им. М. Ауэзова, Казахский медуниверситет им. Асфендиярова, Южно-Казахстанский гуманитарный институт им. М. Сапарбаева, Египетский университет исламской культуры «Нур-Мубарак», Казахстанский инженерно-педагогический университет Дружбы Народов, Университет «Мирас», Международный гуманитарно-технический университет, Университет «Сырдарья». Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz