КОЛОНИЗАЦИЯ СОЗНАНИЯ

Многие годы, как и все вокруг, традиционно отмечал Құрбан айт, не задумываясь о смысловой нагрузке. Даже раза два резал баранов специально, после смерти родителей это было. Но после того как лидер нации сказал о «Рухани жаңғыру», я задумался о том, как мы живём, каким смыслом наполнена наша повседневная жизнь. Стало ясно, что казахи во многих сферах живут по чужим канонам. Колонизация сознания – так я назвал это явление. Триста лет под русским царём и советской властью дали такой эффект, что казахи перестали быть воинственным народом. Вторая мировая война взбодрила наших мужчин. Мы возложили охрану наших земель и границ на другое государство, что и сейчас продолжается. Это очень опасно. Посмотрите на Израиль. Именно у этого государства мы должны учиться защищать свою территорию. Служить в армии должен каждый гражданин страны, вне зависимости от пола. Равноправие в действии. То, о чём мечтают наши феминистки. Доверять свой суверенитет нельзя никому, какие бы классные договоры между государствами ни были подписаны. Казахская культура и музыка во многом была сохранена и записана приезжими людьми, исследовавшими казахские степи. Александр Викторович Затаевич и Евгений Григорьевич Брусиловский навсегда остались в нашей истории, внеся огромный вклад в сохранение наших музыкальных произведений и песен. Но результаты русификации, уменьшение казахских школ и резкий рост русских школ дали то, что мы пожинаем до сих пор. Многие казахи потеряли национальную самоидентичность, думая и говоря на русском. В лучшем случае казахский язык был на бытовом уровне. Это не касается тех, кто вырос чисто в казахских аулах и учился на казахском языке. Независимость дала шанс выжить казахскому языку. Но даже статус государственного языка не дал ему особых преимуществ. Как говорили и писали на русском языке, так и продолжают. Хотя ситуация с разговорным языком намного стала лучше. Кто захотел, тот стал почти чисто говорить на казахском языке. Причём, это не только казахи. А что сейчас? Казахи продолжают ориентироваться на запад. Если раньше курс был на Москву и русский язык, то теперь это США и Европа и английский язык. Просто поменяли хозяина в голове. Продолжают оставаться рабами чужих господ. Колонизация нашего сознания не ушла. Причём господа либералы и нацпаты, особенно из стана оппозиции, ратуя за либеральные ценности и критикуя власти за союз с РФ, сами не понимают, что поменяли одного хозяина на другого. То, что старый хозяин в лице РФ сопротивляется и продолжает идеологическое давление на неокрепшие умы казахстанцев, это другая тема. Мы сейчас о том, что казахам нужно почувствовать себя казахами. В вопросе религии казахи стали резко исламизироваться, чего не было все предыдущие века. Даже агрессивная политика Российской империи по исламизации кочевников не дала таких результатов. Присланные татары-муллы открыли в Семипалатинске и Уральске медресе, откуда и началась их миссионерская деятельность на благо короны русского царя. Шокан Валиханов описывал деятельность этих мулл и весьма отрицательно, говоря об их вредном влиянии на казахов. Казах должен быть казахом. Знать свою историю, свою письменность, свою религию, свои обычаи, свои игры и танцы, свои песни и свой язык. Именно знание языка является отправной точкой для этого. Только тогда он может восхищаться удачными оборотами речи айтыскера и понимать, кто кого как победил в словесном споре. Надо понимать, что в Степи споры решались с помощью биев и шешен (красноречивых), которые с помощью пословиц могли ясно показать суть спора. А именно в наших пословицах отражена мудрость наших предков. Ранее я и сам этого не осознавал и не обращал на это внимания. По мере взросления откуда-то из памяти всплывают слова моей мамы и бабушек, а также разных дедов, сказанные на похоронах или тоях. То, что раньше мы пропускали мимо ушей, как никуда не годную старину, вдруг становится актуальным и мудрым. Отсюда возникает гордость. Без гордости нет истинного суверенитета страны. Без гордости нет патриотизма. Есть только низкопоклонство перед Западом, Китаем или РФ. Рабство духа. Что касается наших обычаев. Сама наша жизнь даёт чёткий ответ всем тем, кто считает казахов мусульманами. В своём ослеплении они начинают вольно трактовать историю, забывая упомянуть основные факты. Жизнь в юрте и приём пищи вокруг круглого дастархана говорит о равноправии мужчины и женщины. У мусульман женщины кушают отдельно, чему был свидетелем несколько раз, бывая в гостях у шейхов в ОАЭ. Женщина-казашка никогда не прикрывала лицо паранджой. Даже сама паранджа – это одежда женщин вольного поведения, о чём напомнил в своё время Кемаль Ататюрк своим гражданам. Наши игры, особенно Қыз қуу, где джигит должен догнать девушку и поцеловать в губы, иначе девушка начнёт догонять его и хлестать плетью. Вы можете это представить в исламе? А это наша национальная казахская игра. Теперь похороны. Казахи, как и подобает степнякам, философы. Поэтому человек всего лишь гость в этой жизни. Өмір – ол мәңгі үйқының алдындағы кішкентай ғана серуен (Жизнь это маленькая прогулка перед вечным сном). Поэтому в ночь перед похоронами все бодрствуют и говорят об усопшем, вспоминают его жизнь и хорошие дела. Называется қонақ асы. Это не угощение гостей, как некоторые асфальтные знатоки переводят. Человек – гость в этой жизни. Это его прощальный ужин, где с ним прощаются близкие. Сами похороны казахи делают не в тот же день, как мусульмане, а на третий день. Потом после похорон вечером зажигают лучину (шырақ жағады). До 40 дней казахи стараются построить мазар над могилой, а в современном варианте (сильно повлиял советский период) надгробные памятники. Казахи не боятся могил и кладбища, в отличие от других народов. Наоборот, любой путник может заночевать в мазаре, укрыться от дождя и снега там. Там могли даже лошади поместиться. Казахи постоянно навещают могилы своих предков, а на могилах аулие даже остаются там ночевать. Больные люди, женщины, не способные забеременеть, приезжают в поисках исцеления на могилы аулие. В исламе не принято делать мазары, памятники, любые надгробия. Просто ровная земля, даже холмик не оставляют. Не принято ухаживать за могилами предков. Казахи чтут аруахов, духов предков. И когда за столом мы делаем бата и говорим слова, то это не мусульманская молитва, а слова, обращенные к аруахам. Туда же относятся 7 шелпек в честь аруахов. Потому что казахи верят, что өлі риза болмай, тірі байымайды (Если усопший не будет доволен, то живые не будут богаты). Казахи никогда не переступят дастархан, тем более в походном варианте дастарханом зачастую служит постеленная скатерть на землю. Это одно из самых сильных оскорблений хозяину дома. Как и перевернуть круглый стол-дастархан. Но в арабских странах арабы-мусульмане спокойно переступают через дастархан, чем я был шокирован. Отношение к женщинам. Для казаха – это дочь, сестра, мать, бабушка. Самые святые люди. Зачастую старейшие женщины могли возглавить и род, и застолье. Жұмақ ананың табаның астында (Рай находится у ног матери) – это знает каждый казах. При всей своей патриархальности казахское кочевое общество было очень демократичным в отношении женщин. Оно опережало те же европейские страны, где женщины только во второй половине ХХ в. получили какие-то права. И теперь сравните отношение к женщинам в мусульманских странах с их забиванием камнями, множеством ограничений и прочим мракобесием. А ведь именно это пытаются в ХХI в. внести в наше казахское общество наши некоторые имамы. Подконтрольные имамы не так агрессивны, но и они не считают женщину равной мужчине. Отношение к образованию. Казахи всегда стремились к знаниям. Множество пословиц и поговорок тому свидетельство. Но развитое устное народное творчество было культурной особенностью нашего кочевого общества. Слова Абая об образовании знают все. А сейчас мои некоторые знакомые, ударившиеся в ислам, говорят, что им не нужна никакая другая книга, кроме Корана. Там есть всё. А то, что европейские страны далеко ушли вперёд и среди мусульман почти нет Нобелевских лауреатов, во внимание не берётся. Надо понимать, что в своё время арабы вкупе с тюрками дали многое для мировой науки. Но потом религиозный фанатизм свёл роль науки до нуля, и отсюда началась деградация мусульманских стран. Нет сирот у казахов. Если отец семейства умирал, то на вдове с детьми женился один из братьев умершего, а его племянники становились его детьми. Это закон аменгерства, который отменили «цивилизованные» колонизаторы, хотя окончательный удар по этому сделала именно советская власть. Тогда появились интернаты для сирот. В исламе такого нет. Сироты были и есть. Нет тюрем у казахов. Степное право давало возможность урегулировать судебные споры путём договора. Сейчас это называют медиацией; европейцы и пытаются нас ещё учить этому. Даже при убийстве был құн, который надо было заплатить. Конечно, иногда принцип око за око тоже срабатывал, но это было нарушение существующих правил. Современная модель государства давно уже скопирована с российской, а потом и советской. Тюрьмы переполнены. Нет силы рода, которая смогла бы помочь оступившемуся человеку. В исламе зинданы были всегда. Это мы знаем не только из сказок, но и из научных источников. Религия для казахов носила традиционный характер. Поклонение Тенгри и Умай, где ты их сын. В отличие от аврамических религий, где ты раб божий. Отсутствие посредников в виде муллы или священника. Прямой контакт с Всевышним, с аруахами. Бақсы и сынықшы традиционно лечили людей. Скотоводы-казахи мудрость перенимали у природы. Следуя её законам, они перешли на кочевое скотоводство, потому что стойловое содержание овец и коз могло привести к вытаптыванию пастбищ, к опустыниванию земель. Без всяких ветеринаров и зоотехников они пасли миллионные стада овец и лошадей. Коров было намного меньше. Постоянная жизнь вместе со своим родом привела ещё и к такому явлению как асар. Все дружно и бесплатно помогали построить жилище соплеменнику. Без всяких закятов и садака. Потому что повседневная жизнь казаха и так наполнена взаимовыручкой и помощью друг другу. Ояң, қазақ! Освободились от русификации и попали в плен арабизации. Хотя есть свой путь. Путь номада. Асхат АСЫЛБЕКОВ qazaquni.kz