Когда прекратится ввоз импортных опасных продуктов?
2017 ж. 11 қазан
2089
0
Азат Перуашев требует поддержать отечественных производителей от несправедливой конкуренции и защитить рынок от недобросовестного импорта: от 40% до 60% ввозимой в Казахстан продукции не проходят никакого контроля на безопасность. Об этом председатель демократической фракции заявил на пленарном заседании Мажилиса 4 октября, и назвал необходимым наведение порядка на рынке «концепцией добрых денег».
Напомним, что фракция «Ак жол» на протяжении ряда лет ставит вопросы о проблемах в системе технического регулирования – именно там находятся основные инструменты защиты внутреннего рынка и возможности для продвижения казахстанских товаров на рынке ЕАЭС. И именно система технического регулирования определяет требования к безопасности как промышленной, так и потребительской продукции.
Перуашев отметил, что последние годы СМИ приводили примеры продажи так называемых «мясных кубов говядины» (состоящей на самом деле из отходов свинины и птицы, химических ароматизаторов и красителей, которые затем перерабатываются в якобы «говяжий» фарш, колбасы, пельмени, поступающие на полки наших магазинов); ДТП с трагическими исходами по причине небезопасных запчастей и комплектующих; обрушений зданий, возводимых с нарушениями техрегламентов и СНИПов, пищевых отравлений и т.д.
«Все эти факты прямо связаны с существующими пробелами в контроле соблюдения техрегламентов. Очевидно, что торговля такой продукцией намного выгоднее, чем производство безопасных и качественных товаров. Это приводит к недобросовестной конкуренции и вытеснению честных производителей», – подчеркнул он и привел пример как 3 ноября 2014 г. в ходе заседания Комитета по экономической реформе и региональному развитию Мажилиса Парламента, орган по защите прав потребителей озвучил данные о том, что от 40% до 60% ввозимой в Казахстан продукции не проходят никакого контроля на соответствие требованиям техрегламентов. По итогам того заседания Комитет официально направил министерствам инвестиций и развития и национальной экономики список из 16 рекомендаций, большинство из которых так и не реализованы, а ситуация продолжает оставаться тревожной.
«До сих пор нет понимания, на какой именно госорган возложен контроль за соблюдением техрегламентов, включая потребительскую и пищевую продукцию. Обществу неизвестно, за кем осталась эта функция после реорганизации КЗПП. Нет завершённой системы изъятия товаров, не соответствующих нормам безопасности. В результате, даже установив факт отравления, например, одним продуктом, госорганы не всегда могут изъять всю партию, что приводит к риску продолжения отравлений», – добавил руководитель «Ак жола».
По его мнению, одной из причин засилья недобросовестного импорта, стала ст. 301 Таможенного кодекса о так называемом «условном выпуске», позволяющая импортёрам ввозить товары, а документы о соответствии требованиям безопасности представлять когда-нибудь в будущем, без ограничения сроков.
И даже в случае выявления недоброкачественной продукции, их ожидают крайне мягкие наказания, например, штраф в 200 МРП без изъятия самого опасного товара. Так, один из импортёров в ВКО подвергался подобным штрафам более 130 раз, что не мешает ему продолжать ввозить ядовитые детские игрушки и травить детей.
Кроме того, Перуашев считает, что есть вопросы достоверности имеющихся сертификатов соответствия. В качестве примера он привел случаи выдачи сертификата казахстанского производства (СТ-КЗ) на бананы. «Был случай, когда предприятие выигрывает тендер по сертификату, выданному на трансформаторы, произведенные другим заводом, тогда как сам этот завод к тендеру даже не допускается. И таких примеров более чем достаточно», – сказал он.
«Партия «Ак жол» последовательно выступает в поддержку бизнеса. Однако согласно нашей политической программе, целью бизнеса является не просто обогащение тех или иных персон любым путём, а выпуск добросовестной продукции и честная конкуренция, в том числе производство безопасных и полезных людям товаров.
Поэтому мы отрицаем принцип «деньги не пахнут», и выступаем за концепцию «добрых денег», – говорится в запросе. – Нам известно, что министерством инвестиций и развития предпринимаются усилия по наведению порядка в этом направлении. Но ввиду комплексного характера вопросов, считаем необходимым взаимодействие всех заинтересованных госорганов».
В этой связи, фракция «Ак жол» предлагает:
1. Определить уполномоченный госорган, ответственный за контроль безопасности обращаемой на рынке продукции.
2. Кардинально усилить ответственность за нарушения требований техрегулирования.
3. Доработать вопрос по изъятию из обращения на рынке продукции, которая не соответствует требованиям техрегламентов.
4. Обеспечить достоверность проведения процедур подтверждения соответствия требованиям техрегламентов и ответственность органов, выдающих недостоверные сертификаты.
5. Исключить возможность условного выпуска продукции из процедур таможенной очистки.