ГЕНЕРАЛ САБИР РАХИМОВ – ВОЗВРАЩЕНИЕ НА РОДИНУ
2016 ж. 04 мамыр
11899
8
«Асильхан Оспанулы живет в Шымкенте.
Он сказал: «Даже если меня расстреляют, я все равно докажу это».
Куралай Натуллаева, супруга генерала
С.Рахимова. Из документального фильма «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта»
И в мирное время есть место подвигу. Я хочу вам рассказать об истории одного подвига.
Сегодня в Казахстане все знают, что Герой Советского Союза генерал Сабир Рахимов – казах по национальности. И гордятся им. Но раньше, многие годы назад официально считалось, что это не так. Да, так было, но кто же довел до народа правду о том, что генерал Сабир Рахимов – казах?
Начало поиска: как это было?
О том, что С.Рахимов – казах по национальности, в 1972 году написал ученый, преподаватель шымкентского педагогического института Асильхан Оспанулы. Здесь, я думаю, будет уместно вкратце рассказать о том, кем был ученый. А.Оспанулы был аспирантом, кого выбрал сам великий писатель и ученый Мухтар Ауезов. Он всю свою сознательную жизнь посвятил исследованию творчества великих поэтов южного Казахстана: Майлыкожа Султанкожаулы, Кулыншака Кемельулы, о которых акын Жамбул, проживший сто лет, оставил такие строки:
Как белый гусь, плывя я,
не ленясь,
С детства собирал стихи...
Майлыкожа, Кулыншак
Были наставники мои.
А.Оспанулы исследовал творчество и таких не менее известных ювелиров казахского стихосложения, как Ергобек Куттыбайулы, Мадели Жусипкожаулы, Молда Муса Байзакулы, Нуралы Нысанбайулы и многих других.
Его знали такие известные личности, как государственный деятель Нуртас Ондасынов, герой войны Бауыржан Момышулы, поэты Абдильда Тажибаев, Аскар Токмагамбетов, критик Мухамеджан Каратаев, ученые Рахманкул Бердибай, Мардан Байдильдаев и многие другие, которые бывали в его доме и угощались за его щедрым дастарханом.
О том, что генерал Сабир Рахимов – казах по национальности, Асильхан Оспанулы написал 9 мая 1972 года в газете «Оңтүстік Қазақстан». В газете была опубликована его статья «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта», посвященная ко Дню Победы в Великой Отечественной войне. Эта же статья ученого через месяц, 6 июня, была опубликована в республиканской газете «Лениншіл жас».
Итак, как это было?
В 1971 году ученый, будучи в гостях у друга по детству Адамбека Нысанбаева, стал свидетелем интересного разговора. «Открытый по характеру и всегда радушный народный судья Ленинского района Адамбек Нысанбаев задал нам вопрос:
– А вы знаете, что генерал Сабир Рахимов родом отсюда, где ныне находится совхоз «Коммунизм», что в местности Жанабазар у горы Казгурт?
– ?!
– Если не верите, можете спросить парткома совхоза Арапбая Тұрлыбекова.
Из ответа Арапбая, что сидел с нами за одним столом, мы узнали, что отделение имени Жамбула вышеназванного совхоза действительно раньше назывался названием рода Багыс из племени Суан, которое принадлежало Великому Джузу, и что именно там в данное время живут внучатые родственники генерала».
После этого разговора ученый решает изучить этот вопрос глубже. Однако тогда в Советском Союзе политическое положение было таково, что подобные изыскания не приветствовались. И Асильхан Оспанулы очень хорошо понимал – доказать то, что генерал Сабир Рахимов – казах по национальности, будет нелегко, и поэтому решил начать свои изыскания со встречи с родственниками героя.
Об этой встрече ученый написал так: «Летом 1971 года я поехал в аул, где жили родичи героя. Меня встретил хозяин дома Байдар, внучатый брат генерала. Несмотря на то, что он был слегка сутуловат, аксакал мне показался еще очень статным. Он сказал, что ему девяносто два года. Узнав причину моего приезда, очень обрадовался.
– Очень хорошо, правильно, – сказал он и начал свое повествование.
– Отца Сабира зовут не Омар, как говорят узбеки, а Омаркул. Он и мой отец Кулымбет – двоюродные братья. Отец Омаркула и мой прадед Калшора – родные братья. Дядя Омаркул скончался в 1918 или 1919 году».
Ученый старался узнать у Байдар аксакала как можно больше. Также он не забыл спросить, почему фамилия героя «Рахимов»:
«– Моего брата Сабира можно назвать сыном двух народов, – сказал, улыбнувшись, Байдар аксакал.
– Его отец казах, а наша сноха, его мать Бахараим была дочерью узбекского дехканина, который жил в местности Юнусабад, что находится близ города Ташкента. После революции, когда умер ее муж, она перехала к своему брату Рахиму.
Вот и Сабир, когда пошел в школу вместе с детьми своего дяди Рахима, записался Рахимовым. Но об этом мы узнали потом. Молодой Сабир выбрал профессию военного, к нам, родственникам, приезжал редко. Потом ушел на фронт, в Великую Отечественную...»
Эффектразорвавшейся бомбы
Асильхан Оспанулы хоть и не мог написать все, о чем рассказал Байдар аксакал, старался записать услышанное, насколько это было возможным, понимая важность сведений о деде героя Мамбеткуле и других родственниках для будущей истории.
« – Есть ли кроме вас другие близкие родственники Сабира Рахимова? – спросил я.
– ...У Мамбеткула было трое сыновей – Омаркул, Мауленкул, Оспанкул. Дочь Мауленкула Зухра жива, а дети погибшего на войне Кадыра Турсынбай и Муслим живут в Ташкенте в районе Ескижуа. Турсынбай носит фамилию Усманов по имени Оспанкула. Бригадир Шерхан Ырыскулбекулы, работающие в совхозе Канат и Абу, Курымбай, Төлехан приходятся нам родственниками в пятом колене и часто бывают у них».
Во время этой содержательной беседы Байдар аксакал, очередной раз упомянув, что Сабир Рахимов – сын двух братских народов, с благодарностью поведал о том, что делается в Узбекистане по увековечиванию имени героя:
«– Народ всегда мудро говорит. У джигита три стороны родственников: первая сторона – своя родня, родственники отца, вторая – родственники со стороны матери, а третья – родичи со стороны жены. Я очень благодарен за то, что делают наши родичи узбеки в отношении увековечивания Сабира! Не говоря о колхозе, что носит имя Сабира Рахимова, я слышал, что собираются переименовать улицу Тахтапул в Ташкенте на имя Сабира Рахимова. Один из районов города Ташкента тоже носит имя Сабира Рахимова. Даже его тело привезли с далекого фронта и похоронили в самом центре Ташкента и установили памятник. Вот как надо любить, вот как надо уважать героя. Мы очень благодарны узбекскому народу, руководству Узбекистана и каждый день вспоминаем их добрыми словами. Пусть они живут тысячу лет...»
Асильхан Оспанулы говорил и с другими родственниками Сабира Рахимова. Рассказывает Шерхан Ырыскулбекулы:
« – Наш дядя Сабир был женат два раза, – сказал он. – Первая жена была татаркой, у них не было детей. Другая наша сноха Куралай, была медсестрой в дивизии, которой командовал наш дядя, участвовала в боях и была ранена. ...Она проживает в Ташкенте, рядом с оперным театром имени Алишера Навои в переулке Шымкентский, дом № 9, квартира 37. Если будете у нее, то сможете увидеть фотографию дяди и Куралай женге, какими они были молодыми на фронте».
Все, что услышал во время этой встречи, ученый скрупулезно записывал. После этого он попросил всех родственников героя написать расписки в подтвреждение своих слов.
В 2005 году я записал воспоминания ученого на магнитофон. Вспоминая ту встречу, Асильхан Оспанулы сказал следующее: «...я записал все, что рассказали родственники героя и попросил их подтвердить написанное ими своими подписями, что они и сделали. Неграмотные приложили свои пальцы». Эти слова ученого опубликованы на странице 391 в книге «Мұрагер Әсілхан Оспанұлы», выпущенной в издательстве «Атамұра» в 2008 году. Также, по утверждению самого ученого, все эти записки были заверены председателем Сельского совета.
Таким образом, 9 мая 1972 года, в день празднования 27 годовщины Победы в Великой Отечественной войне ученый Асильхан Оспанулы опубликовал свою статью «Қазығұрт қыраны – сокол из Казгурта», написал о том, что Герой Советского Союза генерал Сабир Рахимов – по национальности казах.
Эта новость имела эффект разорвавшейся бомбы и вызвала в обществе большой резонанс. Поэтому власти не могли остаться в стороне. Естесственно, об этой публикации узнали и в Узбекистане. Но власти не стали вчитываться в то, что в статье было написано: «О нем можно сказать, что он сын двух народов. Он является сыном казаха, а его мать Бахираим – дочь узбекского дехканина, который жил в местности Юнусабад, что находится близ Ташкента. После Революции, когда ее муж скончался, она решила поехать к брату Рахиму. Вот и Сабир, когда пошел в школу вместе с детьми своего дяди Рахима, записался Рахимовым». Таким образом, чиновники, не пожелавшие взять на себя ответственность, посчитали, что статья ученого «будет иметь отрицательное влияние в укреплении братских уз дружбы между казахским и узбекским народами».
Асильхан Оспанулы был приглашен в Областной комитет коммунистической партии, где от него потребовали, чтобы он написал пояснительную записку. Так начались мытарства ученого.
«Асеке, бросьте вы это!»
Но ученый Асильхан Оспанулы не собирался отступать и писал письма, где подробно описывал свои доводы в вышестоящие официальные инстанции Казахстана, Узбекистана и России. Вот одно из писем ученого:
Заведующему отделом пропаганды и агитации ЦК Компартии Казахстана тов. Плотникову А.П.
от доцента чимкентского педагогического института, кандидата филологических наук ОСПАНУЛЫ А.
Здравствуйте, Андрей Павлович.
В свое время в Чимкентском областном комитете КП Казахстана сперва у заведующего отделом пропаганды и агитации тов. Котунова Ю.Е., после у секретаря обкома тов. Тлеубергенова И.Т. мне сообщили, что моя деятельность, направленная к уточнению казахского происхождения отдельных выдающихся личностей вообще, генерал-майора, уроженца совхоза «Коммунизм» Ленинского района Чимкентской области Сабира Омаровича Рахимова в частности, будет иметь отрицательное влияние в укреплении братских уз дружбы между казахским и узбекским народами. Как видите, положение, в которое поставлен я, не из ахти хороших, наряду с этим предупреждением мне стало известно, что последовало ваше указание не печатать впредь материалов, касающихся генерала Сабира Рахимова. Согласно этому вашему указанию наши товарищи из редакции газеты «Оңтүстік Қазақстан» стали сторониться от публикации даже тех материалов, в которых повествуется о подвигах солдат Великой Отечественной, которым приходилось совместно служить с генералом-майором Сабиром Рахимовым.
Разрешите спросить, в то время, когда у наших узбекских коллег не единожды замечается стремление к присвоению тех или иных исторических личностей (возьмите, к примеру, аналогичное положение с героем гражданской войны, первым туркестанцем – трижды кавалером ордена боевого знамени, выходца из Кзыл-Кумского района Чимкентской области Абдуллой Ермухамедовым, который долгое время объявлялся учеными из Узбекистана узбеком по национальности, несмотря на то, что он – казах, что остается делать нам, казахстанским ученым, так не выступать согласно исторической истине?
Хотелось бы получить копию письма с адресом места жительства моего главного оппонента Леонида (Аскара) Юсупова, который, как мне сообщили, имеется у вас.
P.S. Можете рассматривать мое письмо по своему разумению как частное письмо или как официальный документ.
30 августа 1976 года.
г. Чимкент.
Как бы ни старались власти, они не смогли сломить ученого и добиться от него, чтобы он отказался от своих изысканий. Дело даже дошло до того, что были даны указания сверху, чтобы не публиковали даже те статьи Асильхана Оспанулы, где он писал о других героях Великой Отечественной войны. Нашлись и такие, которые отговаривали «Асеке, бросьте вы это, иначе в будущем вашим детям будет нелегко». Но подобные препятствия и предупреждения не смогли остановить ученого. Чтобы доказать правду о генерале С.Рахимове, он писал письма в Министерство оброны СССР, Первому секретарю Коммунистической партии Узбекистана Шарафу Рашидову, Академию Наук Узбекистана и другие инстанции. Понятно, какие ответы получал ученый на свои письма.
Возвращение на родину генерала Сабира Рахимова
Мало того, со временем нашлись и такие, которые, используя результаты изысканий ученого Асильхана Оспанулы, старались выдать так, будто история с доказательством национальности Сабира Рахимова начинается с их публикаций. Таковые в своих статьях и книгах не упоминают о том, что Асильхан Оспанулы в 1972 году написал о национальной принадлежности Героя Советского Союза Сабира Рахимова в статье «Қазығұрт қыраны – Сокол из Казгурта», не ссылаются на его работы, как положено в таких случаях.
Ученый Асильхан Оспанулы, несмотря на разные преграды, никогда не прекращал свои исследования. Он встретился с родными братьями матери героя Толегеном и Азизматом Каримовыми, с супругой Куралай, которая была с генералом вместе на фронте, с другом, соратником, с кем бок о бок сражался во время Гражданской войны, кинорежиссером Камилем Ярматовым и другими, кто вместе с Героем Советского Союза воевал в годы Великой Отечественной войны. Кстати, не очень щедрый на похвалу Иосиф Сталин когда-то назвал Сабира Рахимова «железным генералом».
Асильхан Оспанулы предпринимал разные поездки в город Ташкент и другие места. Здесь будет уместно отметить, что отец восьмерых детей, чья супруга была домохозяйкой, для таких поездок использовал свои личные деньги. 21 августа 1973 года ученый Асильхан Оспанулы вместе с супругой героя Куралай Натуллаевой выехали в колхоз «Коммунист» Орджоникидзевского района Ташкентской области, где проживала Лутпи Оспанкулкызы, двоюродная сестра генерала.
Во время этой встречи Лутпи Оспанкулкызы рассказала о том, как ее брат приезжал в родные края и получил от старших благословение перед отъездом на фронт и многое другое: «...он пел народные песни, если я не запамятовала, это были песни «Қараторғай – жаворонок» и «Аққұм – белые пески». Эти песни очень нравились брату и он пел их очень самозабвенно. Также мой брат Сабир вечером ставил патефон и танцевал под мелодии нескольких казахских кюев.
...Когда мы выехали из аула, он долго молчал и, расставаясь, сказал: «Уезжаю на фронт, вспоминай меня и пой песню, если не знаешь как петь, пой вот так. Тогда он спел песню:
Пред калиткой растет ли деревце,
На ветке ли сидит воробей?
Какого же моему брату на фронте,
Жив ли мой брат еще?»
Статья Асильхана Оспанулы «Ақырғы аттаныс – последний поход» увидела свет более чем через год со дня встречи с сестрой С.Рахимова – осенью 1974 года в газете «Оңтүстік Қазақстан». Таким образом, благодаря ученому люди знают, что Герой Советского Союза Сабир Рахимов сочинял стихи, любил исполнять народные казахские песни и танцевать.
В 1975 году ученый встретился с Героем Советского Союза Тоганбаем Каумбаевым, который рассказал о последних минутах смертельно раненого генерала.
Асильхан Оспанулы, занимаясь исследованиями о С.Рахимове, не раз встречался с женой героя Куралай Натуллаевой. Ученый пригласил ее в Шымкент и организовал телепередачу на областном телевидении. Через много лет, в 1990 году супруга Сабира Рахимова в один из солнечных дней приехала к ученому и в благодарность за совершенный им гражданский подвиг по древней казахской традиции надела чапан. Следует отметить, что жена генерала Куралай Натуллаева (Сабирова) – дочь комиссара Алиби Джангильдина.
Ученый, общественный деятель А.Оспанулы до самой кончины в 2005 году не прекращал свои изыскания. Благодаря его предложению в Министерство образования и в другие официальные инстанции, именем генерала-майора Сабира Рахимова была названа военная школа-интернат в городе Шымкенте, установлен памятник.
Такова вкратце история возвращения на родину Героя Советского Союза, генерала Сабира Рахимова.
Бердалы ОСПАН
"Қазақ үні" газеті