НЕСЛОМЛЕННЫЙ
2013 ж. 10 қараша
2861
8
«И я вернусь живым…» – писал осужденный за пропаганду идей «Алаша» Перуаш Каримулы из застенков НКВД
Уголовное дело Перуаша Каримова хранится в спецархиве КНБ РК – письмо с этим сообщением получил на днях внук Перуаша – Азат Турлыбекулы, депутат мажилиса парламента РК.
ЭТО СЛУЧИЛОСЬ В 1937-м…
На прошлой неделе по приглашению Комитета национальной безопасности, в соответствии с законом «О реабилитации жертв массовых политических репрессий», внуки Перуаша ознакомились с материалами этого уголовного дела. По их словам, они убедились в достоверности устных рассказов тех людей, которые знали и видели их деда.
Раскрытые документы сообщают, что Перуаш Каримов, по национальности казах, подданный СССР, 1914 года рождения, беспартийный, исключенный из комсомола, имеющий 7 классов образования, ранее несудимый, до ареста работал инспектором школ Еркеншиликского района Акмолинской области. Отец – Карим Амрин, жена – Ерке Жиеналина, сын – годовалый Турлыбек.
14 марта 1937 года П.Каримов был арестован Еркеншиликским райотделом НКВД по обвинению в распространении контрреволюционной литературы и проведении подрывной работы в колхозах. Через полгода, проведенных в тюрьме, решением Карагандинского областного суда он был оправдан и освобожден из-под стражи. Это случилось 8-9 сентября. Однако буквально через месяц, по личному протесту председателя Верховного суда КазССР (!), его повторно арестовали и этапировали в тюрьму.
Как вспоминала Кульшат, сестра Перуаша, поздно ночью в их дом ворвались вооруженные люди. Они связали брата и на глазах у близких долго избивали его до потери сознания. Затем бесчувственное тело бросили на телегу и увезли с собой. Этот факт подтверждается в письме Перуаша жене Ерке: «Тамақсыз өлмеймін, уайымнан өлемін. Бойым ауырлап, денем дірілдеп, аяғымды басайын десем – мүмкіндік жоқ тәрізді» («Умру не от голода, а от страданий. Все тело болит, трясет, сделать шаг – и то нет никакой возможности»). К этому письму мы еще вернемся…
15 января 1938-го решением специальной коллегии Карагандинского облсуда П.Каримов был осужден по ст.58-10 УК РСФСР (антисоветская пропаганда) к тюремному заключению строгого режима сроком на 5 лет, с последующим лишением всех прав на 3 года. Как отмечают российские историки, такое наказание означало запрет на всякие контакты и переписку с близкими, чтобы исключить возможность дальнейшего поиска осужденного. Фактически это подразумевало, что такой заключенный никогда не выйдет на свободу.
П.Каримову вменялось в вину то, что он, «связавшись с байскими элементами, контрреволюционно и националистически настроенными лицами, собирал Алаш-Ординскую литературу и проводил националистическую пропаганду».
Согласно сохранившимся в уголовном деле документам, в тот период Перуаш объездил множество мест – в частности аулы и колхозы Сталин, Алғабас, 1 Мая, Соцпуть, Жолбасшы, Мирзоян, Петровск, Коминтерн, Соцмаяк, Фрунзе, Ленин, Исай, Красный пахарь, Бірлік и другие, где организовывал встречи с местными жителями и распространял идеи Алаш-Орды. Эту работу 23-летний Перуаш Каримов вел вместе с единомышленниками: 33-летним Шайшыком Олжабаевым, 35-летним Ескендиром Жиенбаевым и 37-летним Мусабеком Курмановым…
Только через 23 года, в 1961-м, постановлением президиума Верховного суда КазССР Перуаш Каримов и его товарищи были оправданы. Лишь тогда искавшему справедливости его сыну Турлыбеку стало известно, что отец погиб в тюрьме. А с документами этого уголовного дела близкие смогли ознакомиться еще через полвека.
Однако то, как прошли последние дни Перуаша, что прервало его молодую жизнь (пуля тюремщика, бандитский нож, болезнь или просто отчаяние), где покоятся его останки – остается для потомков загадкой, раскрыть которую они считают своим сыновним долгом.
Из протоколов допросов видно, что 23-летний Перуаш не сломался, не предал единомышленников, остался верен своим убеждениям и пошел за них до самого конца. Возможно, поэтому, по рассказам родных, аксакал Тобай Барлыбаев, брат выжившего в тюрьме и перешагнувшего 80-летний рубеж Шайшыка Олжабаева, умирая, в смертельном бреду звал ушедшего 40 лет назад верного друга: «Перуаш, Перуаш!»…
К СВЕТУ ЗНАНИЙ
На примере одной безжалостно растоптанной судьбы, одной семьи перед взором предстает трагедия всего казахского народа в ХХ веке. П.Каримулы – один из тех 105 тысяч предвестников свободы, которых в 1937-38 годах называли «врагами народа», «националистами», «инакомыслящими», «социально-опасными элементами». Все они – жертвы тоталитарной системы, жестоко подавлявшей любые проявления национальных интересов и их защитников. Именно в те годы казахский народ лишился своих лучших представителей в лице национальной интеллигенции.
Став в 16 лет учителем, построив и возглавив первую в ауле школу, Перуаш Каримов параллельно поступил в Казахстанский техникум социалистического земледелия (в 1930-м) и заочно в Акмолинский педагогический техникум (в 1931-м), где также с отличием завершил курсы казахских мугалимов (учителей) Наркомпроса. В 1934-м в Алма-Ате он окончил краевые курсы председателей райкомов просвещения, все это время продолжая работать в сельской школе; а с 1936 года стал инспектором школ Еркеншиликского района Акмолинской области. Как показывают документы, Перуаш свободно владел русским языком, имел только отличные оценки по математике, естествознанию, географии и т.д. Все эти справки и характеристики, ранее неизвестные семье, передали внукам П.Каримулы в спецархиве КНБ.
Даже один только факт поступления в техникум социалистического земледелия при государственном объединении «Зернотрест» Наркомата земледелия СССР на ст. Тогузак (ныне Костанайской области) многое говорит о характере и целеустремленности 16-летнего Перуаша. Нужно напомнить, сколь трагическая ситуация сложилась на тот момент в Казахстане. Буквально накануне, в 1927-29 гг., совершился так называемый «большой скачок», инициированный Голощекиным, произошло насильственное «оседание» казахских аулов, связанное с запретом на ведение кочевого хозяйства и повальной коллективизацией – прежде всего, поголовья домашнего скота. Это привело к массовой голодной смерти казахского населения, которое исторически опиралось на животноводство и не владело навыками земледелия в достаточной мере, чтобы обеспечить себя продуктами питания. От голода умирали целыми аулами, дети и взрослые, нередкими были факты каннибализма, число жертв исчислялось миллионами, вымерли и опустели многие районы.
В этой ситуации сельский подросток принимает решение заняться изучением земледелия – новой, неизвестной для вчерашних кочевников отрасли – и едет учиться за тысячи километров от родного аула. Важнейшим мотивом при этом, несомненно, было стремление спасти свой народ от угрозы голода, обеспечить его будущее в новых, столь драматических условиях. Сегодня мы назвали бы такой выбор инновационным путем развития, но и в то время это был, безусловно, смелый и прогрессивный шаг.
Перуаш Каримулы, совсем еще юноша, стремящийся к знаниям и настойчиво приобщавший к ним других в качестве учителя, – наглядный пример казахского интеллигента-просветителя, каких в те годы было немало в степи. Их расстреливали, сажали в тюрьмы, выселяли… Сколько светлых семейных очагов погасло, сколько жен стали вдовами, а детей – сиротами… Ярлыки «родственников врагов народа», «предателей родины» навешивались на безвинных женщин и детей, становились их проклятием на всю жизнь.
В уже упоминавшемся письме Перуаша из тюрьмы он, предвидя надвигающуюся на его близких угрозу, советует супруге: «Ешкімге дос деп іш пікір айтпа. Сыртыңнан «иә» деп те… өзің алданып қалып жүрме. Онымен жанды аман сақтай алмаспыз» («Никому не доверяй своих мыслей, пусть даже считаешь их друзьями. Внешне соглашайся, но… не обманывайся сама. Иначе не выживем»).
К сожалению, эти опасения вскоре оправдались. Вот что сообщают потомки П.Каримулы: «По некоторым сведениям, наша аже, Ерке Жиеналина, попала в АЛЖИР (Акмолинский лагерь жен изменников родины – прим. авт.), а ее дальнейшая судьба осталась неизвестной. До сегодняшнего дня мы даже не знали наверняка ее фамилию».
Земляки помнят, что обожавший свою жену Перуаш настоял на том, чтобы она тоже пошла по учительской стезе. Подтверждает это и письмо из тюрьмы, в котором П.Каримулы дает наставления Ерке по поводу учебы на курсах учителей: «…сыртқа сыр білдірмей көңілді оқы, нашар үлгеріп қатарыңнан кем қалма» («Не показывай вида [о cвоем горе], учись увлеченно; не отставай от других»). Подумайте только, безнадежно сидящий в железных тисках тюрьмы парень не просто скучает по юной жене; он ее морально поддерживает из своего заключения, выступает как друг и наставник. Какая внутренняя сила, какие мужество и энергия бились в этом человеке! И как жаль, что это письмо так никогда и не дошло до адресата, не согрело сердце Ерке…
НЕДОШЕДШЕЕ ПИСЬМО
Среди возвращенных потомкам из архивов КНБ документов есть написанное латинским алфавитом письмо, которое привлекает особое внимание тем, что оно целыми кусками исчеркнуто красными чернилами цензора. Для восприятия текста внуки Перуаша за одну ночь переписали его современным казахским шрифтом, отметив при этом, что если раньше с настороженностью относились к переходу на латиницу, то теперь на собственном примере убедились в том, что такой переход требует лишь небольшого привыкания.
В письме даются поручения Ерке, пронумерованные 1), 2), 3) – и так до 22 пунктов. Обращает на себя внимание красивый, ровный почерк, которым наряду с судьбоносными вопросами вроде возможности выйти на поруки, пишется о передаче теплой одежды и разных бытовых вещей в застуженную тюрьму. Их перечисление показывает, что семья была явно небедной по тем временам, а сам инспектор школ следил за своим внешним видом. Иными словами, молодой педагог не искал в идеях «Алаша» личной выгоды, его не толкала к ним безысходность существования. Напротив, как и для большинства представителей интеллигенции, это был его осознанный выбор, ради которого ему пришлось пожертвовать благополучием семьи и собственной жизнью: «…Жауап беріпті, босатпайды ғой. Бұдан тек құтылу қиын енді» («Дали ответ, что не выпустят. Теперь спастись будет тяжело»).
Вероятно, в заключении Перуаш оказался вместе с уголовниками, которые, как известно, по договоренности с администрацией тюрем третировали и всячески пытались сломать «политических». Только этим можно объяснить следующее поручение: «Бірітіба пышағынан тағы бір-екеуін жәшік түбіне жасырып сала сал» («[Передачу сделай] в ящике и спрячь в его дно пару ножей от опасной бритвы»). Одно это показывает упорство и смелость учителя, как и отчаянность его положения.
Но самые пронзительные строки этого письма обращены все-таки к любимой жене Ерке и единственному сыну Турлыбеку – Токену. Даже постороннему невозможно читать без волнения и сердечной дрожи эти наполненные безграничным теплом и любовью слова:
- «Қош-қош бауырым. Бауырыңды елжіретпе… тағы мен жалғызым деп жыладым – сен бар екенсің, Төкенім бар қалатын»…, («Прощай, прощай, родная. Не береди душу, снова я плачу, что одинок – но есть ведь у меня ты, и Токен от меня останется…»);
- «Сені мен Төкенімнің иісі бар жаңа көрпені сұрағаныма іренжіме… Құлыным ақырғы сүйіскенім деп ойлама. Құдайдан тіле, үміт ет»…, («Не обижайся, что прошу передать мне новое одеяло: с ним запах твой и Токена… И не думай, мой жеребенок, что целовал я вас в последний раз. Верь и надейся»);
- «Ақмолаға жүргізетін болса, қапы қалмай қоштасып қалыңдар. Төкеніммен қоштасқам жоқ, жылар деп»… («Если переведут в Акмолу, прощайте и не обижайтесь. [Как жаль, что] с Токеном я не попрощался [тогда], побоялся, что расплачется»);
- «Ақмолаға барсам… бос келмеңдер – бәрі бір онда бұдан да қатаң ұстайды» («Как переведут в Акмолу – не приезжайте зря. Там еще хуже держат, чем даже здесь»).
Но несмотря на все эти испытания, Перуаш Каримулы не отказался от своих взглядов, больше того – видимо, даже надеялся продолжить начатое: «Әуелі жаным қалсын. Сосын көрермін»… («Сейчас главное – выжить. А там посмотрим»).
Но не суждено было сбыться надеждам молодого романтика. А немного спустя тьма неизвестности поглотила и его верную спутницу Ерке. Погас еще один семейный очаг, осиротел еще один уголок человеческого счастья.
ВСПОМНИТЬ ВСЕХ
Все многолетние попытки их сына Турлыбека Перуашева разыскать следы родителей оказались тщетными. Он лишь получил из Верховного суда КазССР справку о посмертной реабилитации отца. А в 1961-м начался пересмотр уголовных дел жертв сталинских репрессий, в том числе и П.Каримова, но вскоре этот процесс был свернут и возобновился только в конце 1980-х.
Несмотря на реабилитацию Перуаша, его сыну Турлыбеку, работавшему заведующим машинным двором совхоза «Каменский» в Каскеленском районе Алматинской области, даже в 1965 году отказали в приеме в партию и дальнейшем росте, как сыну «врага народа». Но никакой служебный рост не сравнится с добрым именем родителей. Поэтому можно смело утверждать, что, обнаружив в архивах КНБ дорогие сердцу документы, Азат Турлыбекулы осуществил мечту своего отца. Удивительно здесь и другое: возглавив в 2011 году партию «Ак жол», объявив ее духовной преемницей «Алаша», обещая высоко держать эту планку и реальными делами выполняя данное обещание, внук Перуаша не подозревал, что идейные традиции движения «Алаш», их просветительские и демократические ценности были заложены в его собственной семье еще 80 лет назад. И это лишь подчеркивает искренность таких убеждений, их преемственность и закономерность для всех будущих поколений казахстанцев.
Ну а мы просто рады новому имени в истории нашего народа и движения «Алаш». Их еще очень много – безвестных героев, погребенных под глубокой пылью уголовных дел. Горько сознавать, что тысячи рядовых сподвижников, боровшихся за национальную идею, шедших за нее на плаху с высоко поднятой головой, так и остаются забытыми и не оправданными перед законом и своим народом. Неужели вместо благодарности всем им мы ограничимся перечислением из доклада в доклад, из статьи в статью 30-40 имен известных и давно оправданных руководителей Алаша? А остальные – те, кто нес слово и дух «Алаша» в народ, объезжал дальние аулы, разъяснял простым людям смысл национальной идеи и ради этого жертвовал своими жизнями – так и останутся в глазах нации «бандитами», «врагами народа», «агентами иностранных разведок»? Ведь даже в случае с Перуашем Каримулы его потомкам вернули лишь отдельные документы из большого дела в несколько томов да показали сохранившуюся тетрадь со стихами Абая и Магжана Жумабаева.
Остальные бумаги так и остаются под грифом «Секретно».
Сегодня пора серьезно задуматься о переосмыслении национальной истории Казахстана, проведении новых исследований в этом направлении. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей недавней статье «Воплощение мечты Абылая» очень точно сказал: «Только поколение, которое знает о непростой истории государства, поворотах и зигзагах пути, пройденного предками, сложных этапах и судьбоносных решениях, «белых пятнах» и свершениях великих личностей, сможет успешно достичь намеченной цели».
В этом смысле упорные и многолетние поиски двух поколений потомков Перуаша заслуживают искреннего уважения. Так случилось, что сообщение из спецархива КНБ об обнаружении уголовного дела П.Каримова пришло прямо перед очередным заседанием президиума ДПК «Ак жол». Присутствовавшие на нем друзья и коллеги Азата Турлыбекулы стали свидетелями этого непростого и волнующего для его семьи события. Они тоже выразили признательность сотрудникам специального архива КНБ РК за бережное отношение к памяти неизвестных широкой публике батыров, чей подвиг от этого ничуть не становится менее трагическим или менее ценным.
На краю гибели, пожертвовав всем самым дорогим, что только может быть у человека в жизни – семьей, благополучием, личными перспективами, оставляя на растерзание беззащитную юную жену и еще более беззащитного сына-младенца, Перуаш Каримулы поставил перед собой главный вопрос.
«Құдай не жазса – соны көріп шыдаймыз. Мен шыдадым, сен де шыда. Кім озар екен?» («Что богом предписано, то надо выдержать. Я держусь, и ты тоже держись. Кто победит [вот что важно]?»).
И разве сегодняшний независимый Казахстан не есть ответ на этот вопрос, который, погибая, задавали себе тысячи других безвестных героев?
Но самым невероятным по твердости духа и силе человеческой любви аккордом звучат последние фразы письма Перуаша к Ерке:
«…Ал, күнім, тағы айтам: шыдамсыздық өлтіреді. Одан да басқадан өлу – шәіһт деген. Бірігіп адам болыңдар. Күнкөріп, өмір сүру әрекетіне кірісіңдер. Мен де аман келермін».
«…Итак, солнце мое, снова говорю: несдержанность, [безверие] убивает. Умирать [нужно] по-другому – идти на жертву [ради того, во что веришь]. Держитесь вместе, становитесь людьми. Надо жить дальше, ищите свет в этой жизни. И я вернусь живым».
Сәбит Байдалы
http://camonitor.com