Россия выдавливает Казахстан из ЕАЭС?

Премьер-министру

Республики Казахстан

Сагинтаеву Б. А.

Картинки по запросу сагинтаев

Уважаемый Бакытжан Абдирович!

Как известно, статьей 1 Договора о Евразийском экономическом союзе декларируется свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики в рамках Союза.

Однако на сегодняшний день одним из существенных барьеров для свободного перемещения товаров в пределах Союза является введение нашими российскими партнерами института предварительного уведомления для ввоза подкарантинной продукции.

На сегодняшний день на приграничной линии России и Казахстана установлено 15 пунктов предварительного уведомления (ППУ) для ввоза подкарантинной продукции. Машины с казахстанской продукцией после пересечения границы должны уведомить ППУ о прибытии, а также представить груз и сопроводительную документацию для прохождения проверки.

Принимая во внимание тот факт, что протяженность казахстанско-российского участка государственной границы составляет более 7500 км, частота расположения ППУ составляет 1 ППУ на 500 км.

В то же время, согласно Постановлению Правительства РК от 9 июля 2013 № 697 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через Государственную границу Республики Казахстан и стационарных постов транспортного контроля на территории Республики Казахстан», на казахстанско-российском участке границы расположен 51 пункт пропуска, однако казахстанские перевозчики могут проследовать только через те пункты пропуска, где имеется ППУ с российской стороны.

При этом рамки компетенции ППУ в настоящее время не конкретизированы и не регламентированы официальными правовыми документами. То есть наши производители и перевозчики сельхозпродукции не имеют конкретных сведений в части сроков

проведения ППУ проверок подконтрольных грузов, перечня требуемой сопроводительной документации, причин и сроков возможных задержек и запретов.

При подобной системе ввоза сельхозпродукции на территорию России, с учетом удаленности ППУ друг от друга, перевозчики вынуждены нести существенные дополнительные и абсолютно неоправданные затраты финансовых и временных ресурсов, они не могут полноценно планировать перемещения грузов, не могут быть уверенными, что поставят тот или иной груз до пункта назначения и в срок, не могут гарантировать даже собственное честное имя, так как действия со стороны Россельхознадзора зачастую застают их врасплох. При всем при этом как подкарантинная, так и ветеринарная продукция, в основном, являются скоропортящимися и, в случае непредвиденной задержки, могут попросту потерять товарную ценность, превратившись в груз «пищевых отходов».

Из всего сказанного вытекает вывод, что те принципы и цели, которые закладывались на первоначальном этапе создания Союза, в настоящее время все больше оказываются затертыми документарной рутиной, постепенно становящейся самоцелью. Гармонизация требований и стандартов в области фитосанитарии и ветеринарии на деле оказываются «бумажными договоренностями», не имеющими фактического применения.

В недавнем прошлом Казахстан экспортировал сельхозпродукцию в Российскую Федерацию на «общих» условиях, в то время как сегодня Россельхознадзор регулярно вводит «индивидуальные» особенности перемещения для РК, зачастую более суровые, чем в отношении третьих стран.

В этом свете достаточно резонным выглядит вопрос – что приобретает отечественный бизнес, а равно и вся экономика республики, от нашего пребывания в Союзе, и не оказалась ли вчерашняя граница более открытой, нежели сегодняшнее ее отсутствие?

В этой связи, уважаемый Бакытжан Абдирович, депутатская фракция ДПК «Ак жол» просит дать оценку соответствия односторонних действий российской стороны по ограничению экспортных возможностей казахстанского бизнеса с принципами и целями Договора о евразийском экономическом союзе и рассмотреть возможность принятия с нашей стороны зеркальных мер.

С уважением,

Депутаты фракции ДПК «Ак жол»