Оспан-батыр: исход казахов или последний казахский батыр
2017 ж. 24 маусым
17768
4
Оспан-батыр… Это имя было под запретом не только в Советском Союзе, но и в КНР, МНР, хотя оно было легендарным среди казахов Китая, Монголии, Турции и т.д. Наша историческая наука обошла его; о казахском батыре больше знали и знают за рубежом, чем в Казахстане. Но остались многочисленные свидетельства очевидцев, статьи и книги зарубежных авторов, воспоминания соратников батыра и т.д. Лишь в последние годы у нас стали появляться публикации об этом народном герое – они свидетельствуют о незаурядной личности Оспан-батыра.
Неизвестный казахский батыр
Неудивительно, что в годы независимости у нас это имя стало известно чуть ли не в форме народных сказаний, легенд, со слабой базой документальных данных, потому что мало научных исследований. Характерная особенность – об этом человеке народ сложил песни. В прошлые века народ создал бы о таком батыре героический эпос – столь велик в нем дух независимости и свободы! Вся история казахов – это беспрерывное кочевье в пределах огромной территории, части которой нередко оказывались в составе сопредельных стран. Китайский Алтай, традиционно населенный казахами, в 30-40 гг. прошлого века стал театром политических, дипломатических, военных, экономических и т.д. действий нескольких крупных игроков в лице Китая, Советского Союза, Монголии, Англии, США и др. Одна из трагических страниц казахской истории – процесс вынужденного переселения части китайских казахов из Синьцзяна в другие регионы Китая, Монголию и британскую Индию, а затем в Турцию и в другие страны в 40-60-е гг. XX века. О том, что Оспан-батыр был одним из вождей национально-освободительного движения в Синьцзяне, в Казахстане знают немногие. До сих пор в Китае есть необнародованные сведения о батыре – они ждут своего исследователя. Немалое количество литературы о нем есть в Англии, США; турецкие ученые проявляли к нему интерес. Ныне пришло время изучить зарубежные источники, систематизировать и перевести их на казахский и русский языки. Внутренние политические противоречия в СССР и Китае, отчасти в Монголии и международной обстановке проявились и в Синьцзяне. Восстания, революции, ужасы гражданской войны были характерны не только для российской империи и Советского Союза. Социальные потрясения в соседних с Россией странах нередко имели характер «импорта», а также имели собственные внутренние причины. Прежде всего, это ростки национально-освободительного движения, которые охватили многие регионы, в том числе казахские степи и китайский Алтай. На это переломное время приходятся восстание казахов под руководством Амангельды Иманова, деятельность лидера Алаш-Орды Алихана Букейхана по созданию правительства «Алаш-Орда», Мустафы Шокая по созданию Туркестанской автономии и т.д. Оспан-батыр Исламулы родился в 1899 г. в зимовье Ондикара Коктогайского района Алтайского округа империи Цин. О его детских годах мало информации, но уже в юности он проникся желанием сделать свой край свободным. Эта идея стала более ярко прослеживаться по мере его взросления и освоения военного дела. В 1940 г. он участвовал в казахском мятеже против губернатора Синьцзяна Шэн Шицая. Шэн Шицай вел независимую политику от китайского руководителя Чан Кайши, активно развивая экономические связи с Советским Союзом. Однако в середине 1942 г., когда гитлеровские войска достигли пика продвижения по советской территории, губернатор Синьцзяна стал сворачивать отношения с СССР и стал громить местных коммунистов, представителей других движений и усилил террор. Политика Шэн Шицая привела к тому, что весной 1942 г. на Алтае восстали казахи. Оспан-батыр в ходе волнений заработал большой авторитет в Алтайском округе среди местных казахов. Это привело к тому, что вскоре он становится одним из лидеров мятежников.
Казахская трагедия В 30-х гг. Синьцзян стал ареной столкновений между мусульманским населением края и мигрировавшими сюда китайцами. До 1949 г. Синьцзян вследствие отдаленности был под властью Китая лишь номинально. Когда китайские власти стали массированно заселять этническими ханьцами Синьцзян, уйгуры, казахи, кыргызы, дунгане на протяжении длительного времени сражались за независимость с маньчжурской властью, республиканским Китаем, а затем и с коммунистами. Среди коренных жителей этого региона казахи всегда были значительной политической силой. Казахи принимали участие в восстаниях 1930-1940 гг., а в Илийском восстании 1944-1949 гг. сыграли ведущую роль. В 1930 г. в Восточном Туркестане насчитывалось около 800 тысяч казахов, из которых к 1950 годам в результате восстаний и последующего исхода казахов в Индию погибло около 100 тысяч. Согласно китайским источникам в 1937-1943 гг. в Синьцзяне проживало 4 360 020 человек, из которых 930 тысяч были казахами, но к 1953 г., согласно данным Всекитайской переписи 1953-1954 гг., это число снизилось до 421 тысяч человек – убыль 45 % (!). О таком исходе казахов в соседней стране в Казахстане малоизвестно. Не выдержав очередных притеснений правительства Гоминдан, возглавляемого Чан Кайши, казахи, населявшие Алтай, Или, Тарбагатай, подняли восстание под предводительством Оспан-батыра Исламулы. В результате многолетнего противостояния казахские воины хоть на время, но сумели освободить родную землю на Алтае, Тарбагатае и побережье Или. Из-за особенностей политических интриг сложилась ситуация «война всех против всех», где более мелкие игроки оказывались между жерновами более крупных – в данном случае между Китаем и Советским Союзом. Например, когда в Синьцзяне образовалось новое государство – Восточный Туркестан, СССР, который играл тогда ключевую роль в этом регионе, занял двойственную позицию. Когда Союзу было выгодно, то поддерживал национально-освободительное движение, снабжая повстанцев оружием и военными специалистами. В то же время советские власти заигрывали с гоминдановским правительством, громя восставших. В конечном итоге советские политики сдали Восточный Туркестан китайским коммунистам. Лидеры исламского правительства погибли в подстроенной НКВД авиакатастрофе, многие из повстанцев бежали в Советский Союз.
«Не приму ничьего подданства» Неудивительно, что Исламулы был одним из противников коммунистического режима. Конечно, он хорошо знал ситуацию в советском Казахстане, тем более в Китае жили представители Белой гвардии, беженцы из степных казахских аулов. И прекрасно понимал, что то же самое будет в случае, если коммунисты победят на Алтае. В одном источнике говорится, что Оспан, понимая конечную цель советского руководства, сказал маршалу МНР Чойбалсану: «Пока буду жить под чистым небом, не приму ничьего подданства, особенно Китая».
Геополитика – величина не постоянная, и каждая страна действовала, исходя из собственных или стратегических интересов, которые менялись по ходу событий. До 1941 г. СССР и Китай были союзниками. С началом войны между СССР и Германией в 1941 г. отношения между бывшими союзниками заметно изменились – китайское руководство сделало «ставку» на будущего победителя, которым, по его мнению, будет нацистская Германия, и былые связи с Советами стали приходить в упадок. В такой ситуации советским властям Оспан-батыр был нужен как союзник против китайцев, но не более. Целью советского руководства было вести действия на два фронта: с Китаем руками Оспан-батыра, а также «незаметно» и с самим непокорным, неподконтрольным никому батыром. В самом деле, зачем советским властям небольшая, но независимая казахская республика в Китае? При этом Советы нередко действовали не напрямую, а через руководство МНР. И батыр был вынужден идти на компромисс с Советами, потому что все это время воевал на коне и нуждался в стрелковом оружии, военных специалистах. В июне 1943 г. среди алтайских казахов вновь вспыхнуло восстание из-за решения властей насильственно переселить их на юг Синьцзяна, а китайских беженцев – на кочевья казахов, которое привело в 1944 г. к созданию просоветской Восточно-Туркестанской республики (ВТР). На это время приходится большая известность Оспана как военного стратега и государственного деятеля, его авторитет среди народа был достаточно высок. Годы освободительной борьбы дали свои плоды: Оспан-батыр хорошо знал местность своего края, имел богатый военный опыт, вел независимую политику. Однако трудности не заставили ждать: из-за террора военных сил Гоминдана 360 семей из родного селения Исламулы переселились в МНР. Здесь их хорошо встретили и оказали посильную помощь. Это переселение оказалось мостом налаживания связи между руководством МНР с Оспан-батыром, а через монгольских товарищей для советских властей появилась возможность влиять на батыра. И советское руководство всячески пыталось заручиться поддержкой и воспользоваться военным талантом и бесстрашием Оспан-батыра. «5 октября 1943 г. состоялось даже специальное совещание, на котором было решено отправить к Оспан батыру делегацию из сорока человек во главе с неким Пахомовым. 6 октября прошла встреча делегации с батыром, однако стороны взяли на себя обязательства хранить в секрете ее результаты. Именно после этой встречи повстанцам начали помогать оружием, вещами, продуктами. В первую очередь было послано 27 ружей, 2600 пуль, 10 маузеров, а английский автомат и тысяча патронов к нему были подарены лично Оспан батыру. Однако все эти подарки не затмили разум Оспана. Зная, что за ними стоит желание сделать его полностью подконтрольным и зависимым, он не остался в долгу: в ответ были подарены 38 лошадей, 8 ковров, 137 граммов золота. 25 февраля 1944 г. на пограничной заставе, у притока Булгын реки Кобды состоялась встреча Оспан батыра с маршалом Чойбалсаном, послом Советского Союза в Монголии Ивановым, командиром Байкальского фронта Рубиным, руководителем разведки Ланпаныком, министром внутренних дел Монголии Шагоыржаном и его советником Гредиевым. На этот раз повстанцам было подарено 395 ружей-пятистволок, 2 тыс. пуль, 30 легких пулеметов, 6 тяжелых пулеметов, 45 автоматов, 2 тыс. гранат. Все оружие было преподнесено в знак почета и уважения от имени сына Сухэ-батыра – Галсына, полковника и начальника отдела Министерства обороны. 5 марта 1944 г. в специально подготовленной для этого юрте состоялась личная встреча Чойбалсана с Оспаном. Батыру сообщили о том, что в Монголии образована военизированная группа помощи повстанцам, а также создано временное независимое правительство алтайских казахов. Оспану дали звание «Батырхан». Позже даже ходили слухи, что его подняли на белой кошме, как хана. В это время гоминдановские армии начали готовиться к войне близ советской границы. Оспан батыру было поручено выступить против них со своими людьми. И он вместе с дивизией военно-воздушных сил Лиузухана уничтожил противника. После этой победы советские руководители стали больше давать советов и поручений Оспан батыру, что, по-видимому, свидетельствовало об их благосклонности. Но Сталин понимал, что Оспан никогда не оставит своей цели – достижение национальной независимости – и поэтому старался не упускать его из виду, подсылал к нему шпионов, которые должны были войти в доверие к батыру, следить за ходом его мыслей и докладывать о каждом его шаге своему руководству» (Алия Кызылкулова. Расстрел Оспан батыра).
«Я – казах, и не играю в ваши игры»
Особый интерес вызывают отношения Исламулы с Восточно-Туркестанской республикой. Изначально эти отношения были взаимосвязанными, тесными и близкими. Уже к середине сентября 1945 г. отряды Оспан-батыра (несколько тысяч бойцов) совместно с войсками северного фронта ВТР полностью освободили Алтайский округ от гоминдановских войск. После этого Оспан был назначен правительством ВТР губернатором Алтайского округа и награжден орденом Народного героя Восточно-Туркестанской республики. Конечно, просоветская Восточно-Туркестанская республика – это не та республика, ради которой воевал Оспан Исламулы. Он понимал полную зависимость ВТР от советских коммунистов – по некоторым данным ее лидеры не раз просились в состав Союза. В итоге батыр оставил свой новый дом, должность и переехал в степь. Его несколько раз звали на прежнюю руководящую работу, но батыр прямолинейно отвечал: «Я воевал и в снег, и в зной ради своего народа. А плоды пожинают красные. Мою должность отдайте Далелхану. Я – казах, и не играю в ваши игры, не собираюсь быть куклой в ваших руках». Известен и другой эпизод. Далелхан Сугурбаев, командир дивизии ВТР, посоветовавшись с генералом Викторовым, отправил к Оспану полковника Доскеева с орденами «За борьбу за независимость» І и ІІ степеней и подарками. Оспан долго не принимал посланца, а приняв, ответил жестко и кратко: «Я воевал не для того, чтобы усилить Красную Армию. Не задерживайся здесь, возвращайся к своим. Эти погремушки носите сами. Я не вижу настоящей свободы Восточного Туркестана. Я все сказал». Несмотря на такие плачевные результаты многолетней борьбы, Исламулы по-прежнему был тверд в своих устремлениях и не терял надежды на создание полностью независимого от Восточно-Туркестанской республики и Китайской республики Алтайского ханства, надеясь на обещания поддержки, данные ему Чойбалсаном. Желание батыра сделать Алтайский округ независимой республикой не было ни для кого секретом, но это не входило в планы советского руководства и вызвало его озабоченность. В итоге отношения Оспана с лидерами ВТР стали не просто натянутыми, а враждебными. Оспан-батыр объявил войну просоветской республике и начал вести переговоры с Гоминданом, который, возможно, пообещал ему поддержку и определенные гарантии автономии в случае их победы. К концу 1946 г. враждебное кольцо вокруг батыра постепенно стало сужаться. Оспан Исламулы вел войну уже на трех фронтах: с отрядами Народно-освободительной Армии Мао Дзэдуна, с войсками ВТР, а также с местными коммунистами. По данным историков, в апреле 1946 г. Оспан-батыр, прервав связь с регионами, обосновался в Байтеке. Тут он сражался с войсками Монголии, это раздражало советскую и монгольскую власть. При поддержке Советского Союза 5 июня 1947 г. четыре-пять вертолетов и 500 военных напали на отряд Оспан-батыра. А ведь отряду Оспана приходилось воевать и с китайскими подразделениями. Интересная деталь. Алтай привлек советские власти и из-за месторождения урана, в котором СССР остро нуждался, разрабатывая свой ядерный арсенал. По воспоминаниям очевидцев, руду вывозили на грузовиках.
Последний бой: исход казахов из Синьцзяна Оспан-батыр заплатил дорогую цену за свою свободу и независимость своего народа – погибли его дети. В 1940 г. воины батыра освободили г. Коктогай, разбив вооруженные силы китайцев. Однако через некоторое время китайская армия вновь отвоевала город, устроив настоящую бойню: восемь из одиннадцати детей Оспан-батыра были зарезаны. Его жена Мемей, бросившись в реку с остальными детьми, спаслась. Но постигшее горе не устрашило батыра, а только ожесточило, и он был готов бороться до конца. Начиная с 1947 г. ситуация вокруг Оспана Исламулы стала сильно ухудшаться. Его стали представлять врагом советской власти, нередко – как обычного бандита. По некоторым данным, Москва дала задание Улан-Батору уничтожить Оспана, и к национальному герою начали подсылать наемных убийц. В 1949 г. произошло то, что предполагал Оспан Исламулы – ВТР без боя, мирно вошла в состав коммунистического Китая. После того как Народно-освободительная армия, наступая на северо-запад, быстро одержала победу, провинция Синьцзян объявила о своем мирном освобождении. Группа войск 1-й полевой армии КНР мирным путем вошла в Синьцзян и 20 октября вступила в центр Синьцзяна – город Урумчи. Весной 1950 г. Оспан-батыр, положение которого стало невыносимым, вынужден был отступить в сторону тибетских гор. При этом никакой речи о мирном сложении оружия не было. Это было уже крушение планов батыра. Более десяти лет он воевал за независимость своего края, потерял в боях детей, братьев, а теперь не знал, куда податься. Началась трагическая пора его жизни. 19 февраля 1951 г. в провинции Хайзы Гансуского края батыр попал в окружение китайской народной освободительной армии и был пленен. Вскоре после этого он оказался в тюрьме Урумчи. Над ним проводился открытый суд. 29 апреля 1951 г. Оспан-батыр был расстрелян на глазах большого количества людей. И лишь 12 января 1953 г. сыну Оспана Шердиману было разрешено вывезти останки отца из Урумчи. «Вот как описывает момент захвата Оспан-батыра британский журналист и политолог Годфри Лиаса в книге «Исход казахов» (Godfrey Lias. «Kazak Exodus». London, Evans Brothers Ltd. 1956): «Семнадцатилетняя дочь Оспана Аз-Апай (маловероятно, чтобы так звали молодую казахскую девушку. Возможно, ее имя было Ак-Арай – авт.) (род. 1934) поехала с отцом на Алтай. Сын вождя Шертиман остался с отрядом в лагере. Отец и дочь скакали галопом, когда Оспан-батыр увидел большое количество солдат коммунистической армии. Он пытался повернуть своего коня и лошадь дочери, одновременно стреляя во врагов из автомата. В это время лошадь дочери была убита. Подхватив девушку на своего коня, Оспан-батыр попытался оторваться от преследования и поскакал по льду озера Гез-Коль. Но перегруженный конь споткнулся и сломал ногу. Еще долго Оспан отстреливался от наседавших врагов, но все же был пленен». Остатки армии Оспана Ислам-улы – вместе с женщинами, стариками и детьми общим количеством 15 000 человек – двинулись в 1951 г. через Тибет в Индию. Они прошли более четырех тысяч километров, в ходе которых преодолели безжизненные Лобнорскую и Такла-Маканскую пустыни и высочайшие горы в мире – Тибет и Гималаи. Путь занял два года. Был потерян весь скот и погибло большинство участников похода. До Индии летом 1953 г. дошли только 350 изможденных человек…» (Вадим ОБУХОВ, «СИНЬЦЗЯНСКИЙ ИЗЛОМ»).
«Историк Абдуакап Кара, профессор Стамбульского университета Мимар Синан, считает изучение жизни и борьбы Оспан-батыра за рубежом доказательством того, что он был личностью, которая волновала весь мир. - Однако в Казахстане он не изучен, продолжать бы эти исследования в Казахстане. Поэтому думаю открыть центр, который будет заниматься исследованием Оспан-батыра, – говорит Абдуакап Кара. Профессор Восточно-Казахстанского университета имени Сарсена Аманжолова, Турсынхан Зкенеулы, говорит, что очень много сведений об Оспан-батыре хранится в архивах Китая. - Основная информация об Оспан-батыре хранится в Китае, но до нее пока еще никто не дотронулся. Гоминьданцы часть этих документов когда-то увезли на Тайвань. Ранее на Тайване, оказывается, появилась книга под названием «70-летний буран в Синьцзяне». Книга основана на этих архивных фактах. Один экземпляр этой книги был в библиотеке Синцзяна, я сам видел и читал эту книгу, – говорит профессор Турсынхан Зкенеулы. По его словам, в Китае и на Тайване сформировались два разных мнения о национально-освободительных движениях Восточного Туркестана. Первое мнение такое, что Оспан-батыр – бандит, противник коммунизма и национального единства. В свое время его в этом обвинили и расстреляли. В Гонконге – наоборот: зная, как он защищал гоминьданцев, они его описывают как героя» (О последнем казахском батыре больше знают за рубежом, чем в Казахстане, diapazon.kz). Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz