Воздушные замки: Почему в Казахстане буксуют реформы
2019 ж. 11 наурыз
4802
1
Известно, что Казахстан – лидер по всевозможным программам, проектам, стратегиям. При этом стало традицией принимать новые программы без всякого обсуждения предыдущих проектов. Вся информация – лишь о будущем развитии какой-либо отрасли. По этой причине большой любовью при подготовке проектов пользовались формы будущего времени глагола; редко упоминалось о том, что делается в настоящее время, а о том, что сделано – обычно избегали этого вопроса, и мало информации в прошедшем времени.
Золотая туфелька развития
В итоге большим успехом пользовались программы, прогнозы со звучными, поэтичными названиями. Например, в начале пути была ориентация на азиатских «тигров», хотя в Казахстане было заявлено, что его опыт должен отражать конвергенцию разных образцов развития для выработки собственной модели. В частности, на Сингапур и Малайзию, которая добилась десятикратного увеличения уровня жизни менее чем за 20 лет. На основе изучения их опыта появилась известная формула «сначала экономика, потом политика». По аналогии с «тиграми» появился и казахстанский «барс».
Со временем интерес к «барсу» стал пропадать. Интерес к «тиграм» также заметно пошел на спад. Не та модель?! В то же время не было недостатка во всевозможных отечественных программах развития и дорогих зарубежных консультациях. На гребне движения к конкурентоспособности была принята небывалая в мировой истории программа трехъязычия. Появился приказ министра образования и науки «натягивать» заветную золотую туфельку трехъязычия на ноги казахстанских школьников – авось что-нибудь получится!
Выяснилось, что в открытых специализированных школах некому преподавать математику на английском, а географию – на казахском языке. Если так обстояли дела со специализированными, то нетрудно представит, какое будущее уготовано для обычных школ. А оно – будущее – не заставило себя долго ждать: по приказу бывшего министра за трехмесячный срок были подготовлены учителя разных предметов, чтобы вести обучение этих предметов на английском языке. Неважно, сколько денег ушло вхолостую, важно – быть «полиглотами» и впереди планеты всей.
Не имеет значения, что заветная туфелька очень тесна, главное – надеть, и (как будто) произойдет казахстанское экономическое чудо. А предложений золотой туфельки – тьма! Великое множество программ, но лишь на бумаге. И без устали меняли программу за программой. Например, сколько программ, «планов громадье» было принято по развитию сельского хозяйства, а в селе, элементарно, мало работы, негде пасти домашний скот, нет кормов, порой нет воды для людей и колодцев для отгонного животноводства!
Много было разговоров и о кластерах. Например, кластерное развитие как инструмент повышения конкурентоспособности регионов, инновационного развития их экономики является новым подходом в региональном развитии страны. Основными целями казахстанской кластерной инициативы является создание условий для максимального использования конкурентных преимуществ Казахстана в развитии несырьевого сектора экономики на основе вовлечения частных бизнес-структур в сферу индустрии.
Создание семи пилотных кластеров – «Металлургия», «Транспортная логистика», «Текстильная промышленность», «Строительные материалы», «Пищевая промышленность», «Туризм» и «Нефтегазовое машиностроение» – было определено и утверждено постановлением правительства от 25 июня 2005 г. Для успешной реализации кластерной инициативы были предусмотрены общесистемные меры по совершенствованию законодательства, созданию элементов инфраструктуры, реализации конкретных инвестиционных проектов и решению вопросов кадрового обеспечения.
И, конечно, позже никто не спросил: а где сейчас эти кластеры – инструмент повышения инновационного развития экономики?
Это сладкое слово – инновация!
Недолгое время в качестве образца для подражания Астана посматривала на опыт Финляндии. Дальневосточные «тигры» не пригодились: мол, развивается узкопрофильный тип национальной экономики. Нужна звезда первой величины! Это Финляндия, которая по многим показателям числится в мировых лидерах. Ибо для Казахстана приоритетом становится сфера высоких технологий, создания новых рынков.
Поразительно, что в своем полете вдохновения наши чиновники не удосужились опуститься в родные степи и объяснить, на чем основаны шансы Казахстана стать «второй Финляндией».
В итоге появилось любимое и ходовое слово: инновация. Мол, инновация, как конкретная материализация интеллекта, затрагивает и области высоких технологий, и производство, и подготовку специалистов. Освоение такого ресурса в Казахстане расценивалось как подъем новой целины, и были сделаны конкретные шаги: созданы Банк развития, Казахстанский инвестиционный фонд, Центр маркетингово-аналитических исследований, Центр инжиниринга и трансферта технологий. На это была нацелена и Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана на период 2003-2015 гг., создание Парка информационных технологий «Алатау» и т.д. А после этой Стратегии появилась и вторая пятилетка Государственной программы индустриально-инновационного развития (ГПИИР-2).
Будущее страны рисуется на основе модернизации политической системы и инновационной и высокотехнологической экономики. Инновационные технологии – цель, в принципе не вызывающая возражений как общепринятый приоритет многих развитых стран, и она может быть использована как долгосрочный проект.
Однако для такого проекта необходимы краткосрочные базовые программы для различных отраслей экономики и их выполнение, т.е. та самая кропотливая «черная» работа, которую у нас избегают. Кто вспомнит, к примеру, программу поднятия аула, когда такие масштабные планы «новой целины»! В конце концов, для создания суперкомпьютера надо уметь производить и суперпластмассу, но зачем такие прозаические детали для красивого воздушного замка.
В связи с инновациями заговорили об интеллектуальной нации как основе инновационного развития государства, даже приняли проект «Интеллектуальная нация-2020». А то, что на развитие науки у нас выделяется денег 0,13 % от ВВП, так это тоже несущественная деталь. Для сравнения: в развитых странах эта цифра 2-4 %. Даже Узбекистан выше с показателем 0,21 %, чуть ниже Кыргызстан – 0,12 % от ВВП, но они-то не стремятся в 30-ку развитых стран, в региональные лидеры.
В итоге появилось много воздушных замков. А ведь воздушные замки – самые дорогие: на многие программы, проекты реально выделены большие финансы.
Проекты-ледоколы, взламывающие секторы экономики
После Финляндии и других стран стали говорить, что Казахстан будет развиваться с оглядкой на Канаду и Австралию. Наши специалисты даже съездили в Канаду для изучения опыта в сельском хозяйстве (будто в Казахстане не было сельского хозяйства). В итоге из Казахстана не получилось ни Канады, ни Австралии.
И даже неудобно спрашивать наших чиновников в их поисках заокеанского примера: а почему бы нашим аграриям не изучить опыт советского периода? Например, опыт коллективного хозяйства, отгонного животноводства, лиманного орошения, использования пастбищ и т.д.? И для начала достичь бы уровня советского колхоза, а не принимать «по примеру» какой-то страны очередную программу.
Или опыт известного на весь Союз агрофирмы «40 лет Октября» Николая Головацкого со своими 6 промышленными заводами, 12 ПМК, ЛЗУ под Братском, поставлявшим пиломатериалы в Китай и ГДР, 2000 тракторами, НИИ Кукурузы с солидным научным потенциалом и современным импортным оборудованием. На 1 января 1992 г. агрофирма, одних поливных полей которой было 10 тыс. га и куда приезжали зарубежные специалисты для перенимания опыта, имела новейшие основные фонды на 4 млрд. долларов (!).
В 2017 г. Бакытжан Сагинтаев заявил, что Казахстан должен за 10 лет построить цифровой сектор как новую отрасль экономики и занять 30-е место в международном рейтинге цифровой конкурентоспособности к 2025 г. Программа «Цифровой Казахстан» базируется на 4 основах – это цифровизация базовых отраслей экономики, развитие мобильного государства, формирование креативного общества и создание новой инфраструктуры, необходимой для цифровой трансформации страны. Во всех 4 системах определены проекты-ледоколы, призванные взламывать секторы экономики для появления в них цифрового бизнеса. «Ледоколов» всего 23.
Какие названия, какие метафоры! От таких звучных названий реально кружится голова – Казахстан вам не какая-то банановая республика, а ледокольная и даже космическая держава!
P.S. В правительство должны прийти компетентные аналитики и практики, а не высокопоставленные «поэты», у которых слабы аналитические способности. Каждое новое правительство не анализирует ошибки предыдущего, а продолжает «преемственность» предыдущего курса.
В любой сфере можно провести научный анализ, чтобы понять, почему страна не развивается в той или иной области, а еще лучше – провести комплексную аналитическую работу всех сфер деятельности правительства. И лишь после этого предложить главе государства и народу программу по устранению ошибок и недоработок предыдущего правительства и новую программу выхода из кризиса во всех сферах. У нас же члены правительства, которые завалили работу на своем участке, благополучно пересаживаются на новое кресло.
Комплексная аналитическая работа создала бы единую согласованную программу всех министерств, которая может стать основой для деятельности правительства и будущего отчета о его проделанной работе. Нередко недоработка одного министерства негативно влияет на работу и показатели другого ведомства. И, наоборот, успешная реформа в одной отрасли может вытащить из кризиса и другие.
Перенимать опыт развитых стран можно, лишь опираясь на реальную работу правительства и его реальные возможности, адаптируя его с учетом особенностей национальной экономики.
Дастан ЕЛДЕС qazaquni.kz