Буги-вуги с Элизабет Тейлор и бешбармак для англичан. Интересные факты о Шакене Айманове
2019 ж. 23 ақпан
4867
1
Исключительный, самобытный, выдающийся – лишь в таком контексте можно говорить о легенде отечественного кинематографа Шакене Айманове. TengriMIX рассказывал о насыщенной жизни гениального режиссера. В 105-й день рождения Айманова, делимся с вами интересными фактами о неимоверном таланте и яркой самобытности киноклассика на все времена.
Шакен Айманов являлся законодателем отечественного кино. Так, он первым использовал элемент камео в своем фильме, когда режиссер вводит себя в эпизодическую роль.
Айманов горячо любил домбру и редко с ней расставался. Во многом именно его особые отношения с музыкальным инструментом и поспособствовали тому, что его взяли на главную роль в фильме «Джамбул». Изначально режиссер-постановщик картины делал акцент на портретном сходстве с акыном. Во время жесткого кастинга были отобраны пять актеров - все копии Жамбыла Жабаева. Шакена же выбрали на роль байского холуя-стихоплета - он не был похож на акына внешне, да и к тому же ему было чуть за 30, а в ленте нужно было сыграть еще и столетнего старца. Во время проб Айманов прочел стихи Абая и Жамбыла и так отечески поглаживал домбру, что в итоге поразил режиссера Ефима Дзигана, и его утвердили на главную роль.
Казахский классик всегда был вне политики. Доказательство тому - случай, произошедший на Московском международном фестивале в 1963 г. Тогда Айманова включили в состав жюри и в обязательном порядке наказали: «Советский фильм должен взять Гран-при». Что это был за фильм, сейчас никто уж и не помнит. Но его главным конкурентом была лента итальянского режиссера Федерико Феллини «Восемь с половиной». Жюри, в котором были Сергей Бондарчук, Григорий Чухрай и другие, понимало позицию Центрального комитета, но при этом знало: если отдать главный приз фестиваля соотечественнику в присутствии Феллини, то весь мир будет смеяться над советским кинематографом. Голоса разделились, а решающий был отдан в пользу итальянского мэтра. Принадлежал этот голос Шакену Айманову. За это у него изъяли наградной лист, но режиссер ни о чем не жалел.
Кстати, в перерывах между съемками Айманов играл в шахматы. Он был «шахматным любителем» в командном первенстве творческих работников Алма-Аты 1956 г. Однажды во время съемок фильма «Земля отцов» заело пленку, и режиссер предложил присутствующим сразиться с ним в шахматном поединке. Вызвался молодой актер Раднэр Муратов, который позднее сыграл роль Василия Алибабаевича в комедии «Джентльмены удачи». Айманов не знал, что Муратов входил в пятерку лучших игроков Ленинграда.
«Эту историю мне сам Радик рассказывал. Первые три партии он отдал Шакену. Шакен сказал, мол, что за шахматист, если счет 3:0? Радик же улыбнулся и выиграл подряд... десять партий. Шакен встал и сказал, мол, чтобы этого артиста здесь больше не было, отправить его в Москву! Ну, конечно, не отправили. Но Шакен был очень обижен. И вот, когда съемки закончились, Радик Шакену говорит: «Когда фильм сделаешь, в титрах не забудь мою фамилию указать». Шакен пообещал, что все будет сделано. Уехал в Алма-Ату, смонтировал картину. А потом привез ее в Москву и позвонил Радику: «Завтра я сдаю картину в Госкино. Приходи - посмотришь». Раднэр на следующий день пробрался в просмотровый зал, где сидели министр, его замы, начальники отделов. «Фильм начался, пошли титры, а моей фамилии... нет, - рассказывал мне. - Я расстроился: Шакен забыл, наверное». И вот в конце картины показывают, как в послевоенное время отец ищет могилу сына, ездит повсюду. Наконец находит. А на могильном камне надпись: «Раднэр Муратов», - рассказывал Анатолий Яббаров, друг и коллег Муратова.
Образ Отелло - звездная роль Шакена Айманова. На торжестве в честь 400-летия Шекспира, которое проходило в Англии, Айманов прочел монолог Отелло. И это стало настоящим событием. Прежде великий драматург никогда не звучал на британских подмостках на казахском языке. Тогда режиссер решил еще больше поразить жителей Туманного Альбиона и приготовил для них бешбармак. Перед тем как поставить блюдо на стол, он попросил гостей помыть руки и показал им, как надо есть мясо по-казахски, отложив в сторону вилку и ложку. Удивительно, но говорят, чопорные англичане восприняли это на ура и остались довольны.
«Первый международный кинофестиваль, в котором участвовал Шакен, проходил в Москве, где собрались видные деятели киноискусства. Тогда он занял первое место во время танцевального конкурса с Элизабет Тейлор», - делился народный артист СССР и зять Айманова Асанали Ашимов. Действительно, режиссер тогда впервые станцевал буги-вуги с голливудской дивой, и их пара стала лучшей.
Айманов был большим патриотом своей родины. Он, как известно, родился в прекрасном Баянауле. Красоту родного края режиссер часто использовал для более глубокого раскрытия содержания своих фильмов и эмоционального воздействия на зрителя.
«Баянаул - один из красивейших уголков на земном шаре. О Баянауле студия «Казахфильма» сняла несколько видовых документальных фильмов. Это картина «Баянаул» и картина «Эхо». И когда на студию к нам приезжают иностранные гости-туристы, мы с удовольствием показываем эти фильмы, и наши гости восхищаются красотой, прелестью этой земли», - рассказывал некогда Айманов.
«Ангел в тюбетейке» считается одной из лучших режиссерских работ Айманова. Сценарий к фильму Шакен написал сам, а за основу взял события из жизни. Теща его брата Кайкена очень беспокоилась о своем сыне, который был тихим и скромным парнем. Она ходила по женским общежитиям и искала для него невесту. Ее соседка предложила в кандидатки свою 28-летнюю подругу. После недолгих раздумий девушка приехала в колхоз к жениху, и они сыграли свадьбу.
Режиссер коллекционировал брелоки, трубки и зажигалки. Перед рабочей поездкой Динмухамед Кунаев, первый секретарь Компартии КазССР и близкий друг Айманова, спросил у него, что привезти в подарок из Рима. Шакен попросил зажигалку. Димаш Ахметович улетел в Италию, а Айманов отправился в Москву, где 23 декабря 1970 года состоялся праздничный банкет в честь его новой картины «Конец атамана». В разгар мероприятия виновнику торжества пришлось удалиться, чтобы уладить производственные дела. Меньше чем через час его насмерть сбила машина. На его похоронах Кунаев сжимал в руках итальянскую зажигалку...
Именем Шакена Айманова названа киностудия «Казахфильм», одна из улиц Алматы и кинотеатр в Павлодаре.
TengriMIX