В условиях мировой турбулентности: главное – безопасность!
2025 ж. 18 шілде
125
0

Президент Касым-Жомарт Токаев 30 июня подписал закон, запрещающий ношение в общественных местах предметов одежды, затрудняющих распознавание лица. В Казахстане запретили скрывать лицо в общественных местах, носить никабы, маски, балаклавы и другие скрывающие лицо предметы в общественных местах.
ЗАЧЕМ В РК ЗАПРЕЩАЮТ МАСКИ, БАЛАКЛАВЫ, НИКАБЫ И Т.Д.
«Запрещается ношение в общественных местах предметов одежды, препятствующих распознаванию лица, за исключением случаев, когда это необходимо для исполнения требований законов Республики Казахстан, служебных (должностных, трудовых) обязанностей, в медицинских целях, гражданской защиты, при погодных условиях, а также для лиц, принимающих непосредственное участие в спортивных, спортивно-массовых и культурно-массовых мероприятиях», – говорится в тексте закона.
По известным причинам, некоторые восприняли этот закон как проект против верующих, потому что в СМИ сделали акцент на никаб.
Никаб – традиционный женский головной убор, закрывающий лицо, с узкой прорезью для глаз. Появился в Неджде (Саудовская Аравия) ещё в доисламские времена, однако в современности никаб носят почти исключительно мусульманки.
Ношение одежды, скрывающей лицо, практикуется по разным причинам: местные традиции и обычаи, защита лица от палящего солнца, песка, пыли, горячего ветра и др.
С точки зрения шариата, ношение никаба не является обязательным или желательным для женщины, а относится к категории допустимого. Традиция полного закрытия лица не относится к обязательным предписаниям Ислама.
В Духовном управлении мусульман Казахстана поддержали запрет на закрывающую лицо одежду в общественных местах и подчеркнули, что этот запрет направлен на обеспечение общественной безопасности, а не на ограничение религиозных прав, что соответствует действительности.
Ведь ношение никаба не является обязательным с религиозной точки зрения и не отражено в традициях народа.
В других странах Центральной Азии запрет на ношение в общественных местах одежды, скрывающей лицо, ввели ещё раньше.
В Кыргызстане аналогичный закон был принят в январе 2025 г., в Таджикистане – в июне 2024-го, в Узбекистане запрет был введен ещё в 2023 г.
Запрещено ношение одежды или масок, скрывающих лицо, в публичных местах в целом ряде стран Евросоюза: Бельгии (2011, нарушителям грозит штраф до 137 евро, а рецидивистам – неделя тюрьмы), Франции (2010), Швейцария (2013), Дании, Нидерландах, Австрии, а также в ряде других государств, например, в Шри-Ланке, Конго, Чаде, Сенегале и др.
После двух терактов, произошедших в центре Туниса в конце июня 2019 г., был подписан указ, запрещающий женщинам носить никабы в государственных учреждениях.
В 2014 г. Европейский суд по правам человека решил, что запрет в публичных местах одежды, скрывающей лицо, не нарушает Европейскую конвенцию о правах человека.
В Казахстане – это часть усилий по укреплению общественного порядка и борьбы с экстремизмом. У нас больше сотни преступлений совершались с закрытыми лицами. Злоумышленники использовали маски, балаклавы и другие предметы одежды. Были случаи преступлений, когда человеку из-за сокрытия лица удавалось уйти от наказания.
В условиях мировой турбулентности, роста угроз терроризма, экстремизма обеспечение общественной безопасности – это главная задача любого государства. И это – мировая практика. Не говоря об опасениях использования никаба террористами. Например, сомалийские террористы используют никаб, чтобы скрыться от полиции. Были случаи использования террористами никаба и в России (Норд-Ост и т.д.).
Целью данной меры является повышение эффективности идентификации лиц и усиление превентивных механизмов охраны общественного порядка. Практика показывает, что сокрытие лица с помощью одежды существенно осложняет установление личности при совершении противоправных действий, и мешает работе полиции и может использоваться преступниками.
Закон не направлен против веры, а против рисков, связанных с анонимностью в общественных местах, и не нарушает конституционные гарантии прав и свобод граждан, включая право на свободу совести и вероисповедания.
Cистемы биометрического распознавания лиц – новая реальность в нашей жизни.
Системы распознавания лиц применяются в банках, метро и аэропортах для различных целей, включая повышение безопасности, подтверждение личности и контроль доступа. В банках они используются для удаленной идентификации клиентов, доступа в защищенные зоны и в мобильных приложениях. В метро и аэропортах распознавание лиц применяется для выявления разыскиваемых лиц и обеспечения безопасности.
«ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ В АЛМАТЫ – ЭТО НЕБОЛЬШОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ АЛЛАХА»
В условиях мировой турбулентности, роста угроз терроризма, экстремизма большую роль играет отношение к религии не только общества, но и госорганов.
В отличие от имамов у чиновников, депутатов и т.д. даже прописано, как «вести себя» в социальных сетях, тем более – воздерживаться от проявления своих религиозных предпочтений, если они есть.
У госслужащих есть ограничения, они, например, не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений, принуждать людей участвовать в их деятельности, быть членом РО.
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственные служащие обязаны «при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений».
Проще говоря, ваши религиозные или нерелигиозные предпочтения – ваше личное дело, и они не должны каким-то образом проявляться на государственной службе, на работе в парламенте и в отношениях с коллегами.
Например, после прошлогоднего землетрясения в Алматы депутат Ардак Назаров заявил: «Это была ночь покаяния для многих. Что бы мы сделали, если эта ночь была нашей последней? Это небольшое предупреждение Аллаха. Давайте задумаемся, что произошло бы, если бы землетрясение было более сильным. Слава богу! Надо понимать, что это милость Аллаха. Потому что, перед большой бедой Аллах присылает небольшое испытание. Перед такой бедой мы бессильны, ничего не можем сделать, но мы этого не хотим признать. Одумайтесь. Покайтесь».
Депутаты – выборные представители, члены выборного государственного учреждения светского государства. Даже если это сказал бы имам, надо реагировать на такое заявление, а здесь – представитель государственного учреждения. Потому что – не научно, не говоря о скрытой пропаганде религии. В мире идет глобальное изменение климата, и оно не связано напрямую с религиями: страдают, пострадают многие страны независимо от веры или неверия.
Наука говорит: в нашем регионе относительное затишье тектонических процессов в отличие, например, Турции, и в ходе будущих климатических, тектонических потрясений Алматы пострадает несильно.
ДЕПУТАТ ПОДХОДИТ К ТРАДИЦИЯМ С ПОЗИЦИИ ШАРИАТА?
Некоторые имамы взяли на себя право давать оценку культурным ценностям, которые имеют глубокие, тысячелетние корни и до сих пор лежат в основе казахской культуры, традиций и обычаев.
Например, ұстаз Жарқын Мырзатай (видео «Қазақтың бүкіл салт-дәстүрі Исламнан алынған» дейді уағызшы). Имам даже не удосужился сравнить казахские традиции с арабскими, которые заметно отличаются: ему было проще обвинить оппонентов в исламофобии и перенести свое невежество на них.
Каково было моё удивление, когда по этой теме высказался депутат парламента, законодательного органа, который назубок должен знать законы и …историю!
Депутат Ардак Назаров заявил: «Ақылға қонымды ырым-тыйымдар болса, мен оны қолдаймын. Ал егер шариғатқа сәйкес емес, әр түрлі зиян келтіретін ақылға қонымсыз ырым-тыйымдар болса мен оны қолдамаймын. Мәселен, отқа май құю дейміз. Тағы қайсын айтсақ болады? Көп қой енді ырымдар… Біздегі ырым-тыйымдардың көбісі хадистермен байланысты екен. Яғни біздің Ислам дінімен біте қайнасып кеткен ырым-тыйымдар өте көп екен. Соңғы кезде соны оқып таңғалдым. Мысалы, табалдырықта тұрмау, есікті кермеу сияқты ырым-тыйымдар түп негізі хадиске негізделген екен».
(Если есть разумные обычаи и запреты, я их поддерживаю. А если существуют необоснованные, неразумные обычаи и запреты, которые не соответствуют законам шариата и наносят различный вред, то я их не поддерживаю. Например, обычай «подливать масла в огонь». О каких еще мы можем сказать? Сейчас так много суеверий. Многие из наших обычаев и запретов связаны с хадисами. То есть существует множество обычаев и запретов, которые полностью переплелись с нашей исламской религией. Я был удивлен, прочитав это недавно. Например, такие обычаи, как не стоять на пороге, не закрывать дверь (стоять в дверях, упираясь руками в косяк), основаны на хадисах. – Вольный перевод Д.Е.).
По сути, депутат поддержал тенденцию критики, пересмотра и неприятия радикальными неофитами древних доисламских обычаев и традиций казахов, которые дожили до наших дней благодаря толерантному традиционному Исламу ханафитского мазхаба.
Следует подчеркнуть, что многие казахские обычаи и традиции сформированы до Ислама. Те же обычаи «отқа май құю, табалдырықта тұрмау, есікті кермеу» очень древнего, доисламского происхождения и распространены у многих народов, в том числе и у казахов.
Эти табу, связанные с порогом, возникли в древнейшие времена и зафиксированы в Ветхом Завете. При Иерусалимском храме были три жреца, которых называли «стражами порога». В мусульманских мечетях тоже у входа были приделаны брусья, вынуждающие посетителей перешагнуть через порог. Считалось, что наступание на него приносит несчастья дому.
У казахов издавна нельзя: стоять в дверях, упираясь руками в косяк; наступать на порог; виснуть на перекладине косяка и др. Такие картины возможны лишь там, где вторгся и похозяйничал враг, царит несчастье, произошла смерть. Поэтому запрещается подобными позами и движениями вызывать ассоциации и мысли вышеозначенного состояния.
Всё дело в том, что в представлении казахов порог – это сакральная граница между внешним и внутренним миром – ақ босаға. Есть тамга «Босаға», а тамги были зафиксированы еще в петроглифах бронзового века.
Самое интересное, есть обычай «отқа май құю», есть и обычай «босаға майлау» (смазывать порог). Огонь, масло (жир), порог тесно связаны с жизнью древнего человека, его жилищем и представлениями. От-отағасы-босаға – это единый понятийный ряд древнего казаха.
Дастан ЕЛДЕС