Горно-металлургический комплекс – драйвер экономического роста РК

Горно-металлургический комплекс – драйвер экономического роста РК

В последние годы человечество переживает небывалые потрясения – всеобщую информационную, идеологическую, гибридную, санкционную, торговую, биологическую и др. войну. Ситуация осложнена продолжительной войной в Украине, военным конфликтом в Израиле и т.д. Мы находимся в условиях становления нового мирового порядка, усиления конфронтации и конкуренции мировых держав.  

            Геополитические, климатические, экологические риски   

Ныне необходима новая экономическая политика – взвешенная, прагматическая, гибкая, с учетом новой геополитики и нестабильности экономических, финансовых отношений, логистики и др. для выстраивания своей самостоятельной и сильной экономики.  

Ведь экстремальные геополитические изменения диктуют новые условия выживания: каждая страна надеется только на себя – на свои ресурсы, производство, финансы, научные разработки, кадры и т.д. По этой причине есть необходимость перестраивать экономику, сельское хозяйство, науку, образование и т.д.: наряду с продажей сырья, руды развивать промышленное производство, открывать повсеместные производства разного направления, мобилизовать все силы для производства самых востребованных товаров от ниток, тканей до тракторов и локомотивов.  

При этом учитывать не только геополитические риски, но и глобальные изменения климата, а также экологические проблемы. В самом деле, основой комплекса мероприятий по защите от наводнений в речных бассейнах являются инженерные мероприятия, которые обеспечивают наиболее эффективные меры защиты от паводков. К ним относятся строительство плотин и создание водохранилищ, создание защитных дамб, регулирование стока, увеличение пропускной способности речного русла, строительство обводных каналов и др.

Нежелание понять взаимосвязь между природными катаклизмами и водными ресурсами, а также стратегию адаптации экономики к изменениям климата может усугубить проблемы и повысить уязвимость страны как по отношению к природным, так и к рукотворным бедствиям. 

Изменение климата должно вызвать активизацию работы не только гидрогеологов. Этот глобальный процесс в целом должен изменить работу и в горно-металлургической отрасли в сфере поиска и разработки многих полезных ископаемых, в том числе введение новых технологий добычи и переработки полезных ископаемых, применение экологически чистой малоотходной технологии в промышленном производстве, мониторинг месторождений в контексте изменения климата и т.д.

В экономической сфере основное внимание необходимо уделять развитию сельского хозяйства, продовольственной безопасности страны, производству техники, технических средств, необходимых в условиях природных катаклизмов, переселять жителей из опасных для проживания районов и т.д. Прошлогоднее наводнение подтвердило необходимость технических средств или систем, специализированной техники, в том числе техники повышенной проходимости, насосных станций и т.д. 

Во всем мире экологические проблемы выходят на передний план. Поэтому грамотное направление развития металлургической промышленности – это оптимальное сочетание промышленного производства и чистоты окружающей природной среды, продуманное закрытие устаревших и грязных производств, открытие «зеленых» производств с внедрением экологически чистых технологий.

             Динамично развивающийся сектор промышленности 

Самое главное, у нас есть все базовые возможности и показатели для роста экономики. К тому же Казахстан лидирует как самая привлекательная страна для инвестиций в регионе. 

Например, у нас сегодня металлургия, в целом горно-металлургический комплекс (ГМК) – это один из главных и наиболее конкурентоспособных, динамично развивающихся секторов промышленности. При этом ГМК опирается на собственную внушительную сырьевую базу, благодаря чему наша республика вошла в число ведущих стран в этой сфере. 

Конечно, радует и высокий уровень инвестиций в отрасль, что свидетельствует о динамичном росте горно-металлургического комплекса.

Металлургические гиганты запускают системообразующие проекты: инвестиции в ГМК достигли рекордных 20% от капвложений казахстанской промышленности. За десять месяцев 2024 года предприятия горно-металлургического комплекса Казахстана уже проинвестировали в развитие отрасли около 1,1 трлн тенге. В сравнении с аналогичным периодом 2023-го ситуация практически не изменилась, поток финансовых вливаний в секторе все также высок. 

Высок и уровень зарубежных инвестиций. Например, в прошлом году стало известно, что китайская компания построит в Шымкенте металлургический завод за $1,7 млрд и откроет тысячу новых рабочих мест. Завод построят в течение пяти лет, в три этапа. Ежегодная производственная мощность составит 5 млн тонн. 

В Жамбылской области построят металлургический комбинат мощностью 3 млн тонн стали в год. Общая сумма вложений китайского инвестора оценивается в $1,2 млрд. В рамках реализации проекта будет создано 2,5 тысяч рабочих мест. Начало строительства запланировано на апрель 2025 года.

                               ГМК – драйвер экономического роста

На сегодняшний день в Казахстане производят такие редкие и драгоценные металлы, как бериллий, тантал, ниобий, висмут, теллур, а также селен. А произведенный в стране титан востребован международными компаниями, среди которых «Boeing» и «Airbus».

Горно-металлургический комплекс формирует до 10% всей экономики Казахстана. При этом в этой отрасли работают всего около 277 тысяч человек, или около 3% от всей армии наемных работников страны. В то же время вместе с работниками смежных отраслей, членами семей специалистов добывающих предприятий около 1 млн человек связаны с сектором ГМК.

В стране работают многочисленные трудовые коллективы почти 400 больших и малых металлургических предприятий страны. Металлурги – главные профессионалы в городах и поселках Карагандинской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и других областей, где преобладает эта отрасль. Это такие специалисты как: сталевары, мартенщики, доменщики, формовщики, прокатчики, кузнецы и все другие, кто работает на металлургических предприятиях. А также научные работники и исследователи отраслевых научно-исследовательских центров, без которых невозможно дальнейшее развитие сферы.

В феврале 2024 года правительство Казахстана опубликовало Национальный план развития страны до 2029 года. Добывающая промышленность была названа одним из самых продуктивных секторов, который формирует 15% ВВП и 70% всего экспорта, и является одним из ключевых драйверов национальной экономики. Отрасль, по мнению правительства, может больше – План предусматривает увеличение добычи металлов и прочих полезных ископаемых на 40% в течение следующих пяти лет.

Как сообщает Dprom.kz, правительство Казахстана видит состояние отрасли в более оптимистичных тонах. Министерство промышленности и строительства сообщило об увеличении объема производства металлургической отрасли на 54,2% за первые 5 месяцев 2024 года. Причиной этому стало повышение выпуска таких видов продукции, как ферросплавы, первичный алюминий, свинец и медь. По данным ведомства, в первом квартале 2024 года экспорт металлургической продукции вырос на 8,3% и достиг $4,7 миллиарда.

При этом некоторые ключевые горнодобывающие компании Казахстана продолжают расширять производственные мощности. ТНК «Казхром» (входит в ERG) начал добычу руды методом торцевого выпуска на карьере «Южный» Донского ГОКа. Это даст возможность повысить производство сырья на этом участке на 50% – с 300 до 450 тысяч тонн в год. К тому же, для разработки открываются дополнительные запасы еще одного карьера – «Первомайского».

В середине июля 2024 года корпорация «Казахмыс» запустила обогатительную фабрику в Жамбылской области. Ежегодно она сможет обрабатывать до 1,2 млн тонн руды с месторождений Шатыркуль и Жайсан, производя медный концентрат с содержанием металла 19,28%. На территории фабрики имеются дробильно-сортировочный комплекс, лаборатория, хвостохранилище, АБК, склады.  

При это аналитики обращают внимание, что в целом по промышленному сектору Казахстана за первый квартал 2024 года рост производства составил 3,8%, по добывающему сегменту – 1,9%, по обрабатывающей сфере – 5,8%. 

Это говорит о том, что ГМК является драйвером экономического роста как в сфере добычи, так и в переработке. В частности, лучшие показатели роста промышленного производства по итогам трех месяцев 2024 года показала Актюбинская область: сразу плюс 13,4% за год, и такой показатель был достигнут за счет производства медно-цинковых руд, хромовых руд и их производных, а также ферросплавов.

                         Необходима концепция развития ГМК

С 2010 года в отрасль было инвестировано около 2,3 трлн тенге, запущено 152 проекта, которые позволили создать 28000 новых рабочих мест. Об этом сообщил заместитель председателя комитета индустриального развития Министерства промышленности и строительства РК Турар Жолмагамбетов.

Драйвером горно-металлургической отрасли Казахстана Турар Жолмагамбетов назвал компании, специализирующиеся на производстве меди, ферросплавов и золота.

По информации специалиста, ежегодно в Казахстане добывают около 130 млн тонн медной руды. В республике производят более 450 тысяч тонн катодной меди.

Жолмагамбетов сообщил, что в стране реализуются три крупных проекта, запуск которых позволит увеличить объемы добычи медной руды и производства катодной меди до 300 млн тонн и 750 тысяч тонн соответственно.

В медных проектах принимают участие и иностранные компании. Так, должна стартовать добыча руды на месторождении «50 лет Октября», где ТОО «Коппер Текнолоджи» (входит в группу «Русская медная компания», которая является одним из крупнейших производителей меди в России) запустило строительство рудника.

Производство ферросплавов в стране растет: в 2022 году объем составил 2,1 млн тонн – плюс 2,5% к показателям предыдущего года. Сегодня в стране реализуются проекты общей мощностью 500 тысяч тонн в год, и к 2027 году республика должна производить уже 2,6 млн тонн ферросплавов, что позволит стране войти в тройку крупнейших производителей в мире (сейчас РК на четвертом месте).

В частности, в 2025 году в Экибастузе планируется вести в эксплуатацию первую очередь ферросплавного завода, ее мощность составит 80 тысяч тонн ферросилиция в год. Заявленная мощность указана на уровне 240 тысяч тонн в год преимущественно ферросилиция с некоторой долей марганцевых ферросплавов (по данным Ekibastuz FerroAlloys).

«В целом в горно-металлургической промышленности Казахстана сегодня реализуется 93 проекта, общая сумма инвестиций составляет 5,4 трлн тенге, ожидается создание 25000 новых рабочих мест», – сказал Турар Жолмагамбетов.

Однако, как оказалось, недра и ГМК на данный момент отсутствуют в системе государственного планирования Казахстана: они не упоминаются ни в Национальном плане развития, ни в Общенациональных приоритетах. Нет концепции развития ГМК, и эти понятия (ГМК, ТПИ) не упоминаются в нацпроектах (помимо информатизации геологической подотрасли).

Об этом заявил советник председателя правления Национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Жандос Абишев изданию Dprom.kz.

В самом деле, именно недра могут и должны стать основой экономической стратегии страны на ближайшую перспективу. По этой причине НПП предлагает разработать Общенациональный приоритет «Развитие недр (геологии) как драйвер экономического роста и повышения благосостояния народа Казахстана» и включить его в Национальный план развития РК.

Основной целью этой работы авторы видят развитие ГМК и, как следствие, всей экономики Казахстана на ближайшие годы и десятилетия. В НПП также считают, что разработка Общенационального приоритета поможет сбалансировать разрозненные усилия по взаимодействию бизнеса с отечественными ведомствами и министерствами.

                   Вместо экстенсивного метода – новые технологии  

В Казахстане необходим государственный научный подход и в сфере освоения полезных ископаемых вместо советского экстенсивного метода, который имеется до сих пор. Ведь в начале 90-х решили, что природных богатств нам хватит на 50-60 лет, они разведаны по всей республике, а значит геология пока временно нам не нужна. В этой области и освоение, и наука, и реальные возможности достигли своего предела. Достаточно сказать об острой нехватке кадров – самым молодым геологам под 60 лет. 

  Геология Казахстана, как и многие отрасли, переживает сложный переходной период от застоя к подъему. И как таковая нуждается в анализе создавшихся проблем и поиска путей выхода из них. Тем более эти проблемы системные и связаны с общим развитием науки, экономики и производства в стране. 

В первую очередь необходимо усовершенствовать систему подготовки научных кадров. Раньше у нас была одна из лучших систем подготовки кадров в СССР, аспирантура, докторантура, которая сохранилась в России, Азербайджане, Узбекистане, даже Кыргызстане. Это была апробированная система. 

В годы независимости у нас приняли решение перейти к Болонскому процессу, присоединись к нему, готовим только PhD и магистров. 

При этом научно-исследовательские институты оторвали от непосредственной подготовки научных кадров. НИИ, базовые институты должны иметь возможность осуществлять весь цикл подготовки ученых в своих стенах, как было раньше, как это делается во всем мире.  

Это общеизвестная проблема, о которой старались не говорить в последние десятилетия: у нас геологическая разведка не развита. За 30 лет в стране не было открыто ни одного крупного и среднего месторождения. 

Исключение: в Мангистауской области в 2021 году открыли новое крупное нефтяное месторождение на участке Тепке, которое находится на территории Мангистауского и Бейнеуского районов.

Ведь Казахстан долгое время придерживался советской экстенсивной модели развития экономики за счет количественного приращения добычи крупных природных ресурсов, открытых еще в советское время, нерационального использования земельных ресурсов, использования устаревших технологий, форм и методов организации труда и т.д. 

Такая экономика привела к истощению ресурсов, консервации устарелых форм труда, ухудшению экологической ситуации, возрастанию социальной напряженности и кризису экономической системы и т.д. Такой подход привел к появлению проблемных моногородов.

Сегодня те предприятия, где не уделяется должного внимания инновациям, перестают развиваться и проигрывают в конкуренции за рынки сбыта. Лишь современные технологии, цифровизация, новые методы организации труда, открытие новых производств, экологический подход и др. принесут максимально возможный результат. Ведь во многих моногородах, в местах разработок месторождений – плохая экологическая ситуация.  

Пришло время пересмотра экстенсивного пути развития для некоторых предприятий Горно-металлургического комплекса РК – ведь природные ресурсы не безграничны и невосполнимы. Пришло время собирать камни – есть время открывать новые производства, переориентировав предприятия от сырьевой направленности к выпуску продукций с более высокой добавленной стоимостью, диверсифицировать экономику.

Действительно, за годы независимости в геологической отрасли накопились большие проблемы. Это невосполнение запасов цветных металлов, золота, нефти, ведение геологоразведочных работ на основе устаревших технологий, слабое финансирование геологоразведки, отсутствие необходимой инфраструктуры в виде современных кернохранилищ, развитой сети сервисных компаний и др.  

В ближайшее десятилетие будут отработаны крупные месторождения металлов в Восточном Казахстане, такие как Орловское, Малеевское, Тишинское и Риддер-Сокольное. К тому же растущие потребности в промышленном сырье требуют комплексного развития минерально-сырьевой базы в части поиска новых перспективных месторождений. 

Ликвидация в конце прошлого века Министерства геологии РК как самостоятельного госоргана стала одной из главных причин прекращения масштабных и эффективных геологических исследований в стране. 

В итоге рассредоточение функций геологического изучения и недропользования на разные ведомства – Министерство энергетики, Министерство индустрии и инфраструктурного развития – сыграло негативную роль по восполнению минерально-сырьевой базы.

В правительстве считают, что необходимо создать условия по привлечению инвестиций в геологоразведку. Однако иностранные инвесторы с неохотой вкладывают в геологоразведку – слишком рисковая отрасль, по разным причинам вложения могут не оправдаться. 

Как считают специалисты, поиск и разведка новых месторождений – это рискованное, затратное, длительное и порой неблагодарное занятие, по статистике только 30% разведочных скважин в мире в лучшем случае дают положительные результаты. 

Другое дело – работающие у нас компании в этой отрасли, которые могли бы отчислять своеобразную «ренту». В СМИ писали, что был продуман финансовый механизм устойчивого финансирования отрасли в виде 1% отчислений от доходов недропользователей по каждому контракту на восполнение ресурсной базы. Однако эта норма при попустительстве госорганов стала работать на самих недропользователей. 

Между тем в 2020-2022 гг. объем государственных вложений в геологоразведку составил 30 млрд тенге. Это очень низкий показатель инвестиций в отрасль. На 1 км² приходится всего $11-16. Например, в США – 87$, Австралии – $167, а в Канаде – $203.

Хотя еще в 2020 году писали, что планируют выделить из госбюджета около 200 млрд тенге и привлечь еще 800 млрд тенге частных инвестиций (в общей сложности $2,65 млрд) на реализацию Концепции государственной программы геологической разведки на 2021-2025 гг.

В РК для увеличения добычи полезных ископаемых необходимо вкладывать средства в геологоразведку, в развитие геологической науки, подготовку кадров, восстановления Министерства геологии, приход новых менеджеров управления отраслью и т.д.  

Ведь ликвидация Министерства геологии и рассредоточение функций геологического изучения и недропользования на разные ведомства привело к тому, что нередко финансируются научные проекты не профильных научных направлений, и крупные финансовые вливания могут привести к неэффективному их использованию и даже к большим потерям. 

Пришло время искать и находить в геологии новые ключи к полезным ископаемым.

Дастан ЕЛДЕС