Введение шариата в РК – недопустимо!
2024 ж. 15 тамыз
4483
0
Согласно пункту 5 статьи 10 Закона РК «О государственной службе Республики Казахстан» государственные служащие обязаны «при осуществлении должностных полномочий быть беспристрастными и независимыми от деятельности политических партий, общественных и религиозных объединений».
Религиозные предпочтения – ваше личное дело
У чиновников даже прописано, как «вести себя» в социальных сетях, тем более – воздерживаться от проявления своих религиозных предпочтений, если они есть. У госслужащих есть ограничения: не имеют права использовать свое служебное положение в интересах религиозных объединений, принуждать людей участвовать в их деятельности, быть членом РО и др.
Проще говоря, ваши религиозные или нерелигиозные предпочтения – ваше личное дело, и они не должны каким-то образом проявляться на государственной службе и в отношениях с коллегами.
Однако лично мне встречались «набожные» врачи (даже преподаватели), которые вели разговор о религии во время приема пациента. В светской стране религиозное просвещение должно присутствовать для борьбы с радикализмом, экстремизмом, но религиозная пропаганда недопустима.
Встречались мебельщики, которые на время прерывали работу, чтобы совершить намаз. Также – на рынках, в торговых домах и т.д. Хотя перерывы на совершение религиозных обрядов в нашем трудовом законодательстве не предусмотрены. Вопросы такого характера должны решаться по согласованию работодателя и работников.
Понятно, что необходим баланс «светскости» и «религиозности». И он возможен при гармоническом развитии «мирских» и религиозных ориентиров с учетом и защиты интересов государства, гражданского общества и индивида. Все три участника важны при формировании баланса ценностных ориентиров, а также при проведении государственных реформ.
Поэтому необходимо руководствоваться положениями Трудового кодекса РК, Конституцией РК, Законом РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях».
Обязанности перед государством «выше» права на свободу совести
Поскольку у нас светское государство, то необходимо больше поднимать и продвигать такое понятие, как «светскость». Со светскостью тесно связана духовность, которую нередко смешивают с религиозностью. Конечно, светскость – это не атеизм, но в то же время она предполагает отделение религии от государства.
Для этого государство должно развивать науку для достижения открытий и получения преимущества перед другими странами. Наука, образование тесно связаны с развитием экономики. Государство должно обеспечивать качественные знания в школе и высших учебных заведениях. И среднее образование, и высшее образование построено на научном видении мира.
У нас же построили огромное количество мечетей, а Академию наук в свое время сделали общественной организацией, и место ученого в социальной шкале опустилось на самый низ. Это касается и других деятелей интеллектуального труда – писателей, поэтов, художников и др.
Ведь светскость предполагает и развитие культурной жизни страны, которая способствует развитию общества в целом. Высокий уровень развития культуры – показатель цивилизованности, светскости и международного авторитета республики.
В Конституции РК пункт 2 статьи 22 гласит: «Каждый имеет право на свободу совести. 2. Осуществление права на свободу совести не должно обуславливать или ограничивать общечеловеческие и гражданские права и обязанности перед государством».
Иными словами, гражданские права и обязанности перед государством ставятся «выше», чем право на свободу совести.
Это статья для тех, кто считает, что Основной закон дает полную свободу совести, свободу вероисповедания, поэтому, мол, можно в любом месте вести религиозную агитацию, ходить в школу в хиджабе и т.д.
Однако это не так – в светском государстве религиозные верования не должны ограничивать право детей на светское образование в государственных школах, где имеется школьная форма. Религиозная пропаганда недопустима вне культовых заведений.
Пришло время более строго ориентироваться на Конституцию страны с опорой на светский характер государства, степные традиции и национальную культуру. Или мы сохраним традиционный ислам с элементами национальной культуры, или же страна окажется разделенной на «островки», населенные сторонниками различных исламских течений, а также сект, которые могут быть использованы мировыми державами, заграничными спецслужбами и террористами в своих целях.
Введение шариата в РК – недопустимо
В последние годы актер, режиссер Нуртас Адамбай писал много постов в социальных сетях об изучении Ислама – это личная страница, как говорится, имеет право, лишь бы не было пропаганды радикальных идей. Тем более – не чиновник, не педагог.
Не знаю, продвигал ли идеи исламского радикализма Нуртас Адамбай, однако в 2023 году в интервью Forbes.kz он заявил, что Казахстан должен жить по законам шариата. По его словам, принятие всеми казахстанцами ислама избавит страну от коррупции, а также поможет в борьбе с бытовым насилием: «Представьте, если каждый примет ислам и будет жить согласно его канонам, – как изменится страна! Не будет ни педофилов, ни коррупционеров, поскольку люди будут знать, что их ждет за грехи».
Как у многих неофитов, рассуждения Адамбая поверхностны и наивны – радикальный ислам, каноны шариата давно используются в политических целях, через «каноны шариата» (войны с радикалами, сторонниками шариата) прошли наши соседи – Узбекистан и Таджикистан, в итоге в этих странах «каноны шариата» под запретом.
Не говоря об Афганистане, где в бывшем светском государстве извне ввели «каноны шариата». Кстати, Афганистан давно относится к самым коррумпированным странам мира, не говоря об ужасающем положении женщин и детей – шариат!
Между тем в Instagram, YouTube и Facebook у Нуртаса Адамбая огромная аудитория, которая в общей сложности насчитывает более 1 миллиона 200 тысяч подписчиков. Им Адамбай рассказывал об исламе, продвигая через соцсети религиозный образ мысли и жизни.
Такие публичные люди, как Адамбай, должны быть в информационном пространстве очень осторожными на подобные темы. Ваши религиозные предпочтения – ваше личное дело, и они не должны каким-то образом проявляться в социальных сетях и в отношениях с коллегами, не говоря о влиянии на общество через СМИ.
Введение шариатских норм в светском Казахстане, где около 30 % населения – представители других национальностей и вероисповедования, приведет к религиозным, политическим, законодательным, идеологическим, образовательным, гендерным и другим социальным конфликтам.
Недавно в СМИ появилась информация о том, что Нуртас Адамбай предстанет перед судом за совершение административных правонарушений.
Адамбаю вменяется совершение административных правонарушений, предусмотренных пунктами 3 и 4 части 1 статьи 490 Кодекса Республики Казахстан об административных правонарушениях, выразившихся в нарушении требований к ввозу, изготовлению, выпуску, изданию и/или распространению религиозной литературы и к строительству или перепрофилированию культовых зданий.
Информация об этом появилась в Судебном кабинете. Статья предусматривает наказание в виде штрафа: для физических лиц – в размере 50 МРП (184 600 тенге).
Здесь, как говорится, без комментариев, потому что другой официальной информации нет. Сам Адамбай предполагает, что на него подали в суд за цитирование Корана, «написал слова из перевода Священного Корана на своей странице в Instagram. Честно говоря, я не знал, что в нашей стране нельзя цитировать перевод Корана».
Перед этим Нуртас Адамбай принес извинения ряду известных людей по формулировке: «Прошу прощения у … за то, что когда-то стал давать непрошенные советы в социальных сетях по своей глупости. Благодарен за благоразумие и сдержанность в отношении меня».
Вполне возможно, что суда не будет с примирением сторон, и Адамбай не будет продвигать каноны шариата.
«Мягкой силой» – по религиозному радикализму
В Казахстане вновь заговорили о запрете ношении религиозной одежды. Об этом недавно сообщил депутат мажилиса Ермурат Бапи: «Сейчас наиболее важным вопросом для нас является сохранение национальных интересов нашей страны, национальных традиций и культуры. Важно отметить, что в обществе стало больше казахов, одетых в черное. Эта ситуация серьезно угрожает нашим будущим национальным интересам».
Ермурат Бапи отметил, что осенью парламент рассмотрит закон, регулирующий вопросы религии: «Документ также рассматривает вопрос о приходе в школу в религиозной одежде. Это запрещено. Также предусматривается запрет на ношение религиозной одежды, закрывающей лицо, в общественных местах».
Эту проблему поднимали и раньше. В частности, министр культуры и информации Аида Балаева в октябре 2023 г. заявила, что в новом законе о религии будет предусмотрен запрет на ношение религиозной одежды в общественных местах. Речь шла об одежде, которая закрывает лицо. По ее словам, это создает проблемы с идентификацией человека: «Речь идет непосредственно о запрете никабов, паранджи и религиозной одежды, которая закрывает лицо и тем самым усложняет дифференциацию, идентификацию личности человека».
Министр также сказала о том, что такие проблемы необходимо обсуждать в обществе. Что касается ношения хиджабов в школе, то, по словам Балаевой, в этом вопросе поставлена точка: «Мы светское государство, есть приказ уполномоченного органа, который предполагает единый стандарт в отношении школьной формы. Однозначно».
Видимо, у нас решили действовать «мягкой силой». Ведь в Узбекистане, Таджикистане давно под запретом не только никаб, паранджа, но и хиджаб, ношение бороды, «салафизм» и т.д. Там применили более решительные меры в борьбе с религиозным радикализмом и экстремизмом, учитывая столкновения с радикалами, близость Афганистана и т.д.
Однако и у нас были столкновения. Была надежда, что задержание членов деструктивных религиозных течений в январских событиях помогло бы раскрыть карты «спящих ячеек» религиозных радикалов в Казахстане, о которых много говорили в свое время, например, после терактов в Актобе и Алматы в 2016 г., но всё осталось лишь разговорами.
Ведь под воздействием радикальной религиозной пропаганды множество мусульман из Казахстана, нередко с семьями, разными путями оказывались в зоне боевых действий. По официальным данным, с начала появления «халифата» в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана, а сколько их реально там было, сколько погибло – никто точно не знает.
В 2023 г. было заявлено, что у нас выявили около 80 тысяч пользователей Сети из числа молодежи, состоящей в деструктивных сообществах.
Надо понимать, что никаб, паранджа и др. в РК – это одно из проявлений радикальных течений. Поэтому необходим комплексный подход к этой проблеме. Мало запрета, в том числе книг, брошюр, статей радикальных деятелей. Необходимо вытеснять пропаганду идеологии религиозных радикалов, ортодоксов, приверженцев «настоящего» Ислама, посредством которой растет количество их сторонников.
В то же время на государственном уровне необходимо изучение и пропаганда традиционного Ислама, национальной культуры, языка, одежды, уделять большое внимание национальной идеологии для противодействия религиозному радикализму и экстремизму.
Дастан ЕЛДЕС