Никах дает право на нарушение закона?

Никах дает право на нарушение закона?

В целом проблема разводов в нашей стране всем известна. Хотя она доросла до уровня общенациональной катастрофы, государство не реагирует адекватно. Ныне наша республика занимает второе место в мире по количеству разводов! Как до этого мирового рекорда докатился народ, который издревле первостепенное значение придавал счастью и благополучию семьи и рода?! Впору бить во все колокола – о чем думают госорганы и организации, отвечающие по профилю за семью, семейные отношения и детей?   

             Никах (неке кию) дает право на нарушение закона?

Суд по уголовному делу в отношении Куандыка Бишимбаева показал высокую степень разрушения института семьи в Казахстане: недаром наша республика – мировой лидер по разводам. Дело не только в двух разводах Куандыка Бишимбаева, но и непонятном статусе Салтанат Нукеновой. Сторонники и родные называют ее женой, в СМИ – гражданской женой, недоброжелатели – сожительницей или любовницей. 

В суде выяснился ответ: Куандык Бишимбаев и Салтанат Нукенова дважды (был уже один развод «талақ»?) провели обряд «неке қию» без регистрации в ЗАГС, что незаконно. В итоге проведшего «никах» имама привлекли к ответственности, а ДУМК сделало заявление касательно брака между Куандыка Бишимбаева и Салтанат Нукеновой, в частности, отметило, что гражданский брак – это харам.

Однако этот незаконный обряд «никах» стал проблемным лишь благодаря судебному процессу – ведь у нас обряд «неке қию» без регистрации в ЗАГС распространен. Достаточно сказать, что первый президент брак с Асель Исабаевой оформил таким образом, как писал в своей книге: «Мы сочетались браком по мусульманскому обычаю». Не говоря о его родственниках, ближайшем окружении и т.д. Дело дошло до того, что один небезызвестный бывший аким заявил: право на вторую жену дал Аллах.

В итоге освященный мечетью и примером Нурсултана Назарбаева обряд «никах» стал модным и удобным для богатых и не очень мужчин. К тому же так можно заключить брак официально женатого мужчины со второй или третьей женой. Если сам лидер нации имел несколько неофициальных жен…

Но после расторжения такого брака женщина может остаться без материальной поддержки, этому не поможет суд, мужчина не несет ответственности. И для подобного «развода» не нужно подавать заявления в суд. То есть налицо юридическое, социальное, идеологическое противоречие между светским законодательством и обрядом «никах» и религиозными положениями о женщине.

У нас нет исследований о связи роста семейного насилия и «неке кию». Ведь по мнению преподавателя университета «Нур-Мубарак» Ризабека Батталулы женщин можно бить, он советовал: если женщин хлестать камчой, это сильно не навредит им, зато образумит. 

Разводы старшего поколения порождают разводы молодого поколения – ведь дети в разведенных семьях воспринимают разводы родителей как норму, потому что воспитывались в «разведенных традициях» и не было отца (редко – матери) как образца мужского отношения к женщинам, как члена семьи или ее главы. 

А вторая семья, «токалки», любовницы стали модной и престижной традицией в среде состоятельных мужчин, начиная с первого президента. Ее дополнила исламская традиция многоженства.  

Однако у нас – в стране-рекордсмене по разводам – немало защитников разводов: мол, ничего постыдного в этом процессе нет, что терпеть-то нелюбимого/нелюбимую, лучше быть свободным/свободной, чем страдать от несчастной семейной жизни, развод – это не ұят, это не катастрофа и даже начало новой жизни и т.п. И подводят к мысли, что разводы – это норма.

По этой причине стараются не поднимать тему стрессов при разводах, особенно – о детских страданиях, хотя общеизвестно незавидное положение детей в разведенных семьях. Нет исследований об этом, хотя понятно, что дети перенимают не только циничные отношения взрослых, но вырастают психически неуравновешенными, эгоистичными, раздражительными, несчастливыми и т.д., как и часть разведенных взрослых. 

Наша агрессивность, нетерпимость, циничность, психическая неуравновешенность и т.д. стали повседневным явлением. Отсюда и высокий уровень суицида, психическое нездоровье нации, деградация внутрисемейных отношений и др. 

Суд показал весь цинизм отношений современной семьи – старший Бишимбаев сказал своим внукам: убил, потому что любил. Между прочим, бывший ректор, имевший отношение к обучению и воспитанию молодежи, который не заметил, как травмировал на всю жизнь сердца детей – ведь они порой понимают буквально. 

Этот пример показывает, что у нас осталась вне внимания огромная армия детей, которые после разводов остались с матерями и потеряли связь с отцами. Мы не заметили огромную социальную проблему, как появление большого количества детей без отцовского (мужского) воспитания – они не видели воспитания в полной семье, не представляют в полной мере семейные ценности. 

Ведь мальчик и девочка нередко воспринимают отношения между папой и мамой как образец или даже сценарий своей будущей семейной жизни. В глазах ребенка образцом мужчины является отец, женщины – мать. В неполной семье отсутствует один из образцов.

Вполне возможно, что воспитание в неполной семье развивает в ребенке комплекс неполноценности, он может перенять от матери недоверие, негативное отношение к мужскому полу, семье, если осталась вражда между родителями после развода. Нередко ребенок в неполной семье растет эгоистом, недоверчивым, ревнивым и т.д. 

А с приходом «дикого капитализма» отношения между мужчинами и женщинами подверглись «коммерциализации»: появились «токалки», проститутки, проституты-мужчины и т.д., люди превратились в товар – появилась даже торговля людьми.  

Нравственные устои народа, древние семейные традиции дали заметную трещину, традиционный институт семьи разрушается на глазах и уходит в прошлое. Современный мужчина перестал быть главой семьи (и рода), прервана связь поколений через отца, произошло изменение социального статуса, соответственно снижена ответственность за семью. И наряду с другими эта одна из основных причин небывалых разводов и распада семейных отношений. 


                        Как быть в светском государстве с шариатом?


У нас этот вопрос очень актуален – в последние годы часто ссылаются на шариат, а радикалы открыто выступают за шариатское управление. Например, на сайте ДУМК написано: «Только выдача свидетельства о браке органами РАГС при обоюдном согласии мужчины и женщины не является браком, соответствующим требованиям шариата. Поскольку условия, требуемые шариатом, здесь не полностью соблюдены». 

Получается, у нас действуют требования (законы) шариата, по которым государственная регистрация брака не действительна, не признается, если не соблюдены определенные правила Духовного управления мусульман Казахстана. Как написано на сайте ДУМК: «Чтобы брак был действительным, должны быть соблюдены требования шариата».

Кажется, выбор или не выбор вероисповедания – частное дело гражданина, не допускается принуждение со стороны каких-либо государственных или религиозных учреждений, общественных организаций и частных лиц. Но ДУМК говорит – ваш брак недействителен, если церемония бракосочетания не совершена религиозным служащим.

И таки у нас масса мусульманских браков без государственной регистрации, которая осталась вне внимания государственных органов. Подобный брак не порождает никаких правовых последствий в нашем светском государстве. То есть мужчина может лишь произнеся слово «талақ» (с арабского – развод) развестись с супругой, оставив её с детьми без всякого содержания. 

Есть ли данные Духовного управления мусульман Казахстана и госорганов по разводам среди представителей радикальных течений? Ведь участились разводы по исламским законам, когда муж дает развод жене одним только словом «талак», и брошенная семья остается без алиментов, потому что не было официальной регистрации брака. Такие тенденции будут усиливаться, если государство будет безучастным.

Казахстан занимает второе место по разводам. Если включить разводы в мусульманских семьях («талақ»), то наша страна будет на первом месте в мире!

В СМИ писали, что набирают обороты элементы «священных браков» («бауырласу»): девушки выходят замуж за представителей радикальных течений ислама, затем их мужья, произнося слово «талак», разводятся с ними и передают их своим друзьям. После этого девушка снова выходит «замуж» и схема повторяется. В результате «боевая подруга» может родить детей, не зная от кого ребенок.

Это представители радикальных течений, которые из-за братской солидарности могут уступить свою жену другу. Они, чтобы пополнять свои ряды, не считаются с требованиями шариата и облегчили эти правила. Поэтому они могут с легкостью менять своих партнеров.

Из публикации в СМИ: «Так я 9 раз выходила замуж и 9 раз мне объявляли «талак». Те, кто разводился со мной в течение 10-12 дней, женились снова. Они относятся к женщинам, как к тряпке», – плачет женщина».

По словам казахстанских религиоведов, так обычно поступают представители радикальных течений ислама. В результате в стране растут сотни детей, которые не знают, кто их отец. Не говоря об историях с пострадавшими казахстанками, которые случились с ними в Сирии.

Пострадавших таким образом женщин и рожденных без отца детей много в западных регионах Казахстана и в Алматы. Религиоведы отмечают, что большинство жертв абсолютно не знакомы с исламом, чем и пользуются представители радикальных течений.  

Попадают ли в официальную семейную статистику такие данные? Попадают ли в статистику разводы в семьях, заключенных через никах? 

Как проводят юридические процедуры, когда необходимо согласие супруги? Как подаются документы на социальные пособия для детей? Как проводится купля-продажа недвижимости, когда требуется свидетельство о браке? Имеют ли дети, рожденные в мусульманском браке, право наследования, когда их матери не получают алименты и не имеют юридического права на общую недвижимость?

То есть масса юридических, социальных неувязок и противоречий между законами светского государства и шариатом, которые остро проявляются особенно с проблемой хиджаба в школе. 

                                                                                                   Дастан ЕЛДЕС