НИШ и НУ хотят сделать обычными учебными заведениями?!
2024 ж. 12 наурыз
1995
1
В последние годы в СМИ и социальных сетях были публикации против НИШ (Назарбаев интеллектуальные школы, открыты в 2008 году) и НУ (Назарбаев университет, открыт в 2010 году) вплоть до их закрытия.
Была опасность, что вместе с водой можно выплеснуть из ванны ребенка. В данном случае наработанный за эти годы образовательный опыт наших детей и их учителей НИШ, который показал впечатляющие результаты, признанные у нас и за рубежом.
Не говоря о НУ, который вошел в топ 30 % лучших международных исследовательских университетов согласно мировому рейтингу университетов Times Higher Education за 2023 год (THE WUR), и признан самым лучшим вузом Центральной Азии и Кавказа.
Уничтожить НИШ и НУ – флагманы образования?
Основная претензия оппонентов НИШ (и НУ): затраты на одного ученика в НИШ превышают в 6-10 раз затраты в обычных школах, должно быть одинаковое для всех государственных школ (и вузов) финансирование. Официальные органы не комментировали такое соотношение, но в последние годы стало уменьшаться финансирование НИШ в плане питания, школьной формы, отдельных проектов и т.д.
Были отдельные претензии к работе НИШ, НУ и «Назарбаев Фонда», в том числе в вопросе оплаты зарубежных специалистов и др. Такие проблемы решаемы в рамках действующего законодательства.
Возможно, в обществе «неприятие» НИШ и НУ возникло из-за их названий в контексте изменения статуса первого президента. Это тоже решаемый вопрос. В свое время КТЛ превратились в БИЛ. Поэтому НИШ без изменения аббревиатуры можно изменить в Национальные интеллектуальные школы.
В итоге было принято решение не закрывать эти учебные заведения, но их финансирование осуществлять по общим для всех правилам.
После 2025 года Назарбаев интеллектуальные школы и Назарбаев университет не будут получать целевой вклад из бюджета. Об этом недавно рассказала депутат мажилиса Татьяна Савельева в интервью inbusiness.kz: «2024 год будет переходным и за этот год Правительством будут подготовлены поправки в законы, предусматривающие изменение подходов в финансировании НИШ и НУ. Финансирование будет осуществляться по общим для всех правилам, с обязательной защитой перед Парламентом. Одним из требований, предъявляемых к этим организациям, является прозрачность, они должны защищать свои бюджеты на общих основаниях».
Однако, как и ожидалось, с таким планируемым изменением подходов в финансировании не согласились в НИШ, в частности, председатель правления АОО «Назарбаев интеллектуальные школы» Ануар Жангозин.
Ануар Жангозин опубликовал пост в своём Instagram-аккаунте: «В связи с недавними публикациями в ряде СМИ вопроса касательно упразднения механизма целевого вклада при финансировании НИШ хотел бы дать небольшое разъяснение. Первое, финансирование через целевой вклад является абсолютно прозрачным и предусматривает высокий уровень подотчётности. Механизм реализуется в соответствии с утверждёнными правилами министерства финансов РК, в рамках которого процесс рассмотрения бюджетной заявки полностью идентичен другим бюджетным программам. Он включает согласование министерства просвещения РК, министерства финансов РК, защиту перед мажилисом, рассмотрение республиканской бюджетной комиссией с последующим включением в проект республиканского бюджета.
Второе, отличительной особенностью данного механизма является его гибкость. Предусмотрена возможность перераспределения средств целевого вклада, в том числе возникших в результате экономии, по решению органа управления в лице нашего попечительского совета, в состав которого входят представители правительства РК, отечественные и международные эксперты, ряд уважаемых учёных.
Третье, именно за счёт данной гибкости НИШ совместно с министерством образования и науки в 2016 году смог реализовать внедрение обновлённых учебных программ во все школы страны. Последние результаты международного исследования PISA 2022 показали результативность данной работы.
Важную роль целевой вклад сыграл в период пандемии, когда за два месяца нам удалось разработать 24 тысячи онлайн-уроков на казахском и русском языке по всем предметам и для всех классов. За счёт этого все школьники смогли оперативно перейти на онлайн-обучение без потери качества. То, что это помогло системе образования страны минимизировать негативное влияние пандемии, подтверждают результаты PISA 2022.
В этой связи считаю, что вопрос упразднения данного механизма требует всестороннего изучения и анализа, в первую очередь, с отраслевыми экспертами с точки зрения социального эффекта и его возможного масштабирования на другие организации, занимающиеся наукой, исследованиями и методологической работой».
Если сказать открыто, то НИШ и НУ хотят сделать обычными учебными заведениями, потому что финансирование будет осуществляться по общим для всех правилам, как все государственные школы и университеты.
Да, депутаты оговариваются: вопросы дополнительного финансирования будут рассматриваться в парламенте на основе результативности и деятельности этих учреждений. Однако это логическое противоречие: ведь результативность деятельности НИШ и НУ общепризнанна, в том числе и на международном уровне, и она не нуждается в дополнительном рассмотрении.
Например, бывший премьер-министр Алихан Смаилов отметил: «Этот впечатляющий результат подтверждает целесообразность решения Казахстана о создании Назарбаев Университета как научно-исследовательского университета мирового уровня для страны и региона. Он подтверждает позицию университета как признанного лидера высшего образования в Центральной Азии».
26 октября 2023 года Times Higher Education (THE) выпустил рейтинг университетов по предметам/специальностям, где Назарбаев Университет (NU) снова оказался лидером в регионе Центральной Азии и Кавказа.
Достаточно сказать, что по программе Erasmus (Евросоюз) (специальность «Современные материалы и нанотехнологии, инженерная физика», 2023 г.) из РК учатся три магистранта, все из НУ, а из РФ, Италии, Турции и др. – по одному.
Знаковым событием для НИШ явилось успешное прохождение международной аккредитации CIS (Совета международных школ), самой известной в мире организации, созданной для продвижения высших стандартов и последних достижений в области образования. Все 20 Интеллектуальных школ получили международную аккредитацию CIS, НИШ – это уже признанный бренд нашего образования на международном уровне.
В самом деле, финансирование через целевой вклад можно сделать абсолютно прозрачным, в том числе и в НУ.
РК не нужна университетская наука?
Именно благодаря отдельному финансированию НИШ и НУ обеспечивают высокое качество образования и результативность. Поэтому их представители настаивают на сохранении отдельного финансирования, которое значительно превосходит подушевое финансирование на общих основаниях.
Многие из нас в свое время закончили КазГУ, который стал ведущим вузом Казахстана за счет лучшего финансирования на фоне других вузов, заработная плата преподавателей была выше, чем в других вузах. И в КазГУ, имевший особый статус и привилегированное положение, стремилась поступать молодежь со всей республики, к тому же здесь были новые учебные корпуса, а общежития для студентов, аспирантов тоже отличались в лучшую сторону.
За хорошее образование надо платить – это всем известная аксиома, в данном случае платит государство: учеба в НИШ и НУ – бесплатная. Ведь инвестиции в образование – это инвестиции в будущее! НУ – это реальная альтернатива для тех, кто хочет учиться за рубежом – современные знания высокого уровня на английском языке. Планируемое финансирование по общим для всех правилам приведет к потере этого уровня и учебе молодежи за рубежом вместо НУ.
Наличие интернатов НИШ уже предполагает повышенное финансирование, в том числе и на трехразовое питание и школьную одежду. Ведь именно для детей из сельской местности, пригорода предназначены интернаты, а также детям-инвалидам, детям из многодетных, малообеспеченных семей и др.
К тому же в НИШ имеются дополнительные занятия по разным предметам, различные секции: спортивные, по робототехнике, подготовке к олимпиадам и т.д., хорошие лаборатории, где школьники могут проводить на необходимом уровне те же опыты по химии и т.д.
В библиотеках Назарбаев интеллектуальных школ внедряется передовой опыт работы школьных библиотек США, Финляндии, Южной Кореи.
В НУ – масса различных лабораторий и научных центров с новейшим оборудованием. Например, конфокальный микроскоп. По словам магистрантов, в зарубежных вузах за возможность работать с таким прибором студенты платят деньги, а здесь – бесплатный доступ. Или трансмиссионный электронный микроскоп – единственный в Центральной Азии. В целом – обилие различных микроскопов и другого оборудования.
И научные центры и лаборатории НУ доступны не только для студентов и сотрудников НУ, но и для магистрантов и преподавателей других вузов страны.
Например, в рамках Меморандума о сотрудничестве между КазНПУ и НУ преподаватели кафедры «Биология» Института естествознания и географии – профессор З.Б.Тунгушбаева, старшие преподаватели Д.К.Кульжанова, Т.Т.Нуркенов и Г.К.Ташенова – прошли научную стажировку с 29 мая по 3 июня 2023 года в Лаборатории биоинженерии и регенеративной медицины НУ.
Поэтому неудивительно, что Национальная Академия наук РК сотрудничает с НУ. В ходе недавнего визита делегация во главе с бывшим президентом НАН познакомилась с работой передовых лабораторий Школы горного дела и наук о земле и высокофункциональных лабораторий National Laboratory Astana. Также делегации были продемонстрированы ресурсы Энергетической космической лаборатории и разработки Института интеллектуальных систем и искусственного интеллекта (ISSAI).
И бывший президент НАН К. Закарья отметила вклад НУ в науку, экономику и образование Казахстана: «В рамках поставленной президентом Казахстана Касым-Жомартом Кемелевичем задачи по развитию геологоразведочной, горнорудной промышленности, мы нацелены улучшить сотрудничество с NU и с его Школой горного дела и наук о земле для вклада в экономику нашей страны. Особо хочется отметить ваши разработки в разных отраслях. У нас есть достаточный потенциал, который мы можем объединить».
Вместо МЭСК – ЕНТ?!
Будет не только финансирование на общих основаниях, но пересмотр законов о НИШ и НУ, и со временем эти заведения превратятся в обычные. Возможно, даже введут ЕНТ вместо нынешних NUET, NU Entrance Test, IELTS, МЭСК (международный экзамен совета Кэмбридж) и т.д. По крайней мере, к этому приведет обычное финансирование.
Например, итоговую аттестацию в форме внешнего экзамена в НИШ проводят совместно с Международным экзаменационным советом Кембриджского университета. А в оценивании экзаменационных работ принимают участие международные эксперты. В данном случае внешний экзамен, его оценивание международными экспертами и т.д. останутся без финансирования?!
Ученики НИШ сдавали экзамены внешнего оценивания, разработанные МЭСК и сопоставимые с международным уровнем А-level, которые приравнены к ЕНТ, что позволяет поступать в отечественные вузы.
По окончании НИШ выпускники получают аттестат об общем среднем образовании, сертификат по английскому языку IELTS, международный сертификат CIE с результатами экзаменов внешнего суммативного оценивания.
Теперь же НИШ и НУ могут потерять не только свою автономность и статус, престижность и высокий уровень знаний. Самое главное, НИШ и НУ превратятся в обычные учебные заведения – несовершенный, в известной мере коррупционный (в недавнее время списывали около половины выпускников) ЕНТ уравнивает их.
Потому что МЭСК, участие международных экспертов и т.д. требуют отдельного финансирования, как и секции, центры, лаборатории и т.д. Такая возможная практика затронет и НУ.
Кто был в НИШ и НУ, должны заметить, как там уютно – это действительно нестандартные учебные заведения. Например, просторные фойе, обилие комнатных растений, диваны, кресла, скамейки для отдыха, на стенах – картины и т.д. При создании НИШ как новой школы учитывали опыт передовых школ мира. За годы работы НИШ и НУ образовался неповторимый менталитет и образовательный уровень выпускников этих заведений, который позволяет им учиться в самых известных университетах мира.
Специальные школы существовали и в советское время, как и университеты с особым статусом. Там тоже обучался небольшой процент детей, прошедших соответствующий конкурс. Ставка, как правило, делалась не на количество учащихся, а на качество образования. НИШ (как и ранее РФМШ, БИЛ) переняли ключевые принципы этой модели: прием на основе честного и широкого конкурса, бесплатное обучение и интернаты для детей из разных регионов и слоев населения, углубленное изучение предметов.
Принятый проект «Комфортная школа» позволит увеличить количество школ, которые выгодно отличаются от обычных и в известной мере приближаются к стандартам НИШ. И в высшей школе нужна такая практика: строить новые здания вузов, общежития, студенческие городки, открывать научно-исследовательские вузы и перенимать опыт НУ.
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні