Новая идеология РК в условиях информационных войн

Новая идеология РК в условиях информационных войн

В последние годы человечество переживает небывалые потрясения – всеобщую информационную, идеологическую, гибридную, торговую, биологическую и др. войну. Ситуация осложнена войной в Украине и Израиле. Мы находимся в условиях становления нового мирового порядка, усиления конфронтации и конкуренции мировых держав. Появились многие доселе скрытые угрозы, которые необходимо изучать и анализировать, в том числе глобальные изменения климата. 

                              К.Токаев об идеологии Казахстана

Мы являемся свидетелями переломного момента в истории жизни на Земле. Нам выпало жить в эпоху всевозможных войн и природных катастроф, когда сам баланс жизни оказался под угрозой по вине человека. В таком сложном геополитическом контексте особую роль играет информационная и идеологическая составляющая любого государства. 

В последние годы президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев несколько раз высказывался об идеологии современного Казахстана.

В основе большинства идеологий лежит идея сильного государства и сильной нации. Идеология в любом государстве опирается на историческую базу того народа, который дал имя страны, является государствообразующим или преобладающим в политическом управлении. Это, так сказать, идеология историей, которая призвана поднять национальную гордость за прошлое своей родины. По этой причине многими государствами уделяется большое значение и внимание исторической науке, археологии, чтобы найти больше фактов древней истории и культуры своего народа, обосновать более древнее его происхождение на данной территории.  

Именно в таком ключе высказался президент Касым-Жомарт Токаев в ходе второго заседания Национального курултая Казахстана 17 июня 2023 года об идеологии современного Казахстана: «Второе – очень важно укреплять историческое самосознание нации. Все развитые государства уделяют особое внимание формированию канонического образа своего прошлого. В этом ключевую роль играет многотомное научное издание по истории страны. Стратегическая задача по подготовке многотомной истории Казахстана, отвечающей современным научным подходам, все годы Независимости оставалась нерешенной в полной мере. Третье – мы должны заниматься всесторонней популяризацией нашего культурного наследия. Для модернизации страны нам необходимо эффективно использовать возможности «мягкой силы». Одним из ключевых институтов здесь должно стать Казахстанское агентство по международному развитию «KazAID» при Министерстве иностранных дел. Во многих странах подобные структуры занимаются продвижением своего национального бренда, истории и культуры. Такой подход позволяет им содействовать укреплению позитивного имиджа страны, формировать благоприятные условия для реализации внешнеполитических инициатив и усиления позиций бизнеса в мире».                        

И здесь в дело вступает популяризация идей сильного государства, сильной нации, национальной истории, культурного наследия. Это не только очерки, статьи, монографии историков, археологов, культурологов, политиков, публицистов. Огромную роль играет и художественная, документальная, научно-популярная и др. литература, которая у нас находится в стагнации. 

Неправоверно ограничивать информационную и идеологическую сферу лишь работой медийной отрасли. Ведь ученые, писатели, философы, социологи влияют своими книгами, исследованиями, статьями на информационную сферу, идеологию. Например, для Казахстана, для широкой аудитории остаются малоизвестными труды знаменитого ученого, исследователя, философа, провидца Машхура Жусупа.

В мировом контексте в прогнозной и информационной сфере заметное влияние оказали книги, исследования, статьи Киссинджера, Бжезинского, Скаллиона, Кейси и др. 

                 Необходимо вести системную идеологическую работу

Поэтому популяризацию идей в литературе надо понимать не в упрощенном виде, вроде дать госзаказ писателям написать исторические романы, воспевающие героическое прошлое казахского народа. Ощутимое развитие литературы, культуры само по себе является показателем развитости страны, гордостью народа, что сказывается и на идеологии государства в целом. Крупное литературное произведение дает мощный толчок развитию духовной культуры, как «Тихий Дон» в Советском Союзе или «Путь Абая» в Казахстане.  

Известное выражение «в России поэт больше чем поэт» справедливо и по отношению к Степи, где поэты-жырау в прошлом существенно влияли на государственную идеологию и на политику правителей. Несмотря на цензуру, в советское время была господготовка творческих кадров, госпрограмма поддержки культуры; писатели и поэты определяли общественное мнение.  

Сейчас же у нас количество членов Союза писателей сократилось до минимума, ибо нет литературного процесса, начиная с государственной подготовки «инженеров человеческих душ» и кончая толстыми журналами, литературной критикой и оплатой труда. 

Если в СССР политическим идеям были подчинены остальные составляющие идеологии (эстетические, философские, нравственно-религиозные и т.д.), то в суверенном Казахстане, не мудрствуя лукаво, оставили большинство из них без материальной поддержки. 

Результаты такого отношения не заставили себя долго ждать. «Засилье» книжной продукции, информации, идеологии соседней страны порождает нехватку местного информационного продукта. В это время был и наплыв религиозной литературы из-за рубежа, в том числе с радикальным содержанием. Дело дошло до того, что о дефиците национальной идеологии заговорили специалисты, далекие от нее по роду деятельности, как экономисты и правоохранительные органы. 

Нет закрепленной законодательством системы оплаты такого труда, и как таковая не попадает ни в какие государственные документы и статистику. Писатель, поэт, драматург, критик, публицист опустились на самую низшую ступень творческой иерархии и заняли незавидное место в общественной жизни.  

Проводимые в последнее время литературные конкурсы, конечно, нужны, но они не решают основных проблем писателей и исследователей, их необходимо решать на государственном уровне. И для начала – восстановить гонорарный фонд писателей.

Принятие закона о книгоиздательстве неоправданно затянулось. Необходима поддержка издательств через механизм льготного налогообложения. Остро стоит и проблема с кадрами в полиграфии, особенно при издании литературы на казахском языке, ибо отсутствует их подготовка.

Давно назрела разработка и принятие государственной программы поддержки книжной отрасли, включая как экономические рычаги поддержки издательского дела, так и пропагандистские по популяризации чтения. Начиная с введения актуальных мер привлечения в книжные магазины (дисконтные карты, презентации, акции и т.п.) и заканчивая мерами информационной поддержки – рубрики на ТВ, радио и т.п. 

Необходимо также осуществлять постоянные маркетинговые исследования этой сферы, уделить внимание подготовке кадров – ведь сегодня издательское дело не самая востребованная специальность у студентов.  

Без развития литературы, философии, культуры, гуманитарной науки идеологическая сфера не достигнет целей по всему периметру фронта в силу ограничения идеологии и информации лишь государственными СМИ и историческими исследованиями. 

Развитая национальная культура, литература, идеология были бы способны противостоять и религиозным радикальным течениям, которые в свое время беспрепятственно распространились в Казахстане.     

Ведь идеология определяется как комплекс идей и концепций, с помощью которого человек понимает общество, социальный порядок и самого себя в этом обществе и в мире. Идеология – это своеобразные общие ценности общества, которые выражают его чаяния и желаемые им представления о более совершенной и достойно организованной жизни. 

Наконец, идеология – это легитимизация экономической и политической системы современного общества, и как таковая должна влиять на экономику и политику. Ныне очевидна необходимость выработки единой системы ценностей, увенчанной национальной мечтой, национальной идеей. Как сказал Касым-Жомарт Токаев, «для укоренения новых ценностей и усиления общенациональной идентичности необходимо вести системную идеологическую работу».

Говоря о пропагандистской функции государственных СМИ, надо иметь в виду государственную идеологию: как известно, не бывает идеологии без пропаганды.

Надо учитывать и новый формат в информационной сфере: интернет вытесняет бумажные книги, журналы, газеты. В последние годы большую популярность приобрели всевозможные TikTok, подкасты, видео из Инстаграма и т.д. в молодежной среде, не говоря о постах в социальных сетях. Эта непочатый край работы в идеологической сфере. 

                В мире идет информационная и идеологическая война            

В последнее десятилетие геополитическая ситуация кардинально изменилась. И в условиях гибридных и информационных войн появилась острая необходимость в развитии и обновлении в информационной и идеологической сфере. Вспомним хотя бы события в Украине 2014 года, последние выборы президента в Беларуси, события в Казахстане в начале 2022 года, война в Украине и др. Не говоря о нападках в СМИ российских журналистов, чиновников, депутатов на РК.

Недаром президент Касым-Жомарт Токаев заявил на встрече с общественностью Абайской области осенью 2022 года, что в нашей стране должна утвердиться идеология ответственности: «Ситуация в мире стала очень сложной. В такой ситуации мы должны объединиться как целая нация. Каждый политик, общественный деятель, журналист, блогер или обычный гражданин должен чувствовать ответственность за свои слова и действия. Теперь всё, что мы делаем, должно быть в интересах государства. У нас нет родины, кроме Казахстана. К сожалению, откровенно говоря, за границей есть много людей, которые не видят наших достижений. Они даже организуют информационную атаку на нашу страну. Мы всё это видим. Нельзя забывать, что есть и такие негативные тенденции, которые угрожают стране».

В целом, информационные войны, война идеологий, дезинформации – давний спутник человечества, особенно во времена конфликтов и войн. По этой причине информационной сфере, идеологии, прогнозам, науке, литературе во многих странах уделяли и уделяют огромное внимание; в плачевном положении оказывались государства, где информационная сфера, идеология на низком уровне.  

Касым-Жомарт Токаев даже ввел понятие «идеология войн и конфликтов». 

Летом 2023 года на Международном форуме «Астана» президент Казахстана заявил, что странам мира на фоне геополитического давления необходимо вести постоянный диалог, чтобы вернуться к миру без конфликтов: «На самом деле жизни простых людей по всему миру усложняются, и нам необходимо это признавать. Во-вторых, не надо смотреть только на заголовки, нам нужно уходить вглубь, обсуждать проблемы, которые, к сожалению, для нас общие, и нам необходимо справляться с этим проблемами. С моей точки зрения, диалог, обмен мнениями и открытость должны превалировать. Необходимо прекратить идеологию войн и конфликтов».

 Глава государства также высказывался о рисках применения ядерного оружия. «Энергия атома – это выдающееся достижение человечества, и она должна работать исключительно на благо людей и стран, а не выступать губительным инструментом международной борьбы», – подчеркнул Токаев.

По его словам, Казахстан неизменно предлагает конструктивную внешнеполитическую повестку, нацеленную на поиск компромиссных решений, укрепление безопасности и доверия, достижение всеобщего прогресса.

 «Очевидно, что сейчас современный миропорядок переживает мощный кризис, последствия которого могут стать фатальными для всех стран. Выход из него возможен только на основе осознания общей ответственности за будущее человечества, соблюдения устоявшихся принципов международного права, уважения взаимных интересов государств», – заключил президент.

                         Национальная идея – это сверхзадача 

Любые нововведения, трансформации, в том числе и в духовной сфере, должны иметь преемственность по отношению к предыдущим достижениям. Недаром в Японии реформы проводились под лозунгом «традиции плюс инновации», и там западные технологии органично дополнили традиционную культуру. 

Кстати, в этой стране есть традиционная религия – синтоизм, к которой местные жители относятся очень уважительно. Впрочем, это даже не религия как таковая, а больше национальная культура. Не случайно в этой стране нет религиозного радикализма... 

Но главное – новая идеология переключила внимание японского народа, испытывавшего чувство неполноценности после поражения во II мировой войне, от милитаристского патриотизма к демократическим и общечеловеческим ценностям, которые были переплавлены в горниле национальной духовной культуры. И была найдена золотая середина для обновлявшейся Японии. 

И нашей власти, и нашему народу следует, как императору Хирохито и японцам, выработать адекватную национальную идеологию, избавиться от коррупции, возродить культуру и науку, вернуть в страну вывезенные богатства. Только в этом случае у нас появится шанс… 

В свое программа «Культурное наследие» показала, что Казахстан имеет ресурсы для возрождения книгоиздательства, а программа «Рухани жаңғыру» – для возрождения духовности. Ведь они несли с собой и общечеловеческие ценности: духовную культуру, высокую нравственность, чувство патриотизма. Но из-за неразвитости СМИ, литературы, идеологии, национальных идеалов богатая история Степи не получила должного освещения и распространения.

В итоге у нас появились поколения, «унесенные ветром» переходного периода, в котором не были определены идеологические ориентиры, была утрачена общая цель, объединяющая и собирающая нацию в единое целое, утрачена осмысленность жизни, экзистенциальный мир человека замкнулся в себе. 

Неопределенность идеологического ориентира страны зародила неопределенность общественной мысли, общественного развития. Общество, как в некоем запутанном лабиринте, движется в будущее без осмысленных больших целей, с нераскрытым потенциалом, без осознания своей роли и места в мировом контексте. 

Мы все оказались заложниками идеологической ловушки, и пока нет национальной идеи, которая сплотила бы народ Казахстана. Ведь национальная идея – это некая сверхзадача, консолидирующая нацию, придающая смысл ее существованию, определяющая историческую миссию и порождающая у граждан причастность к достижению высокой цели.

                        Почему наши СМИ неконкурентные? 

Общеизвестно отставание медийной отрасли республики от общемировых трендов, затрудняющее конкуренцию отечественных СМИ с иностранными. Это известный факт: обилие в нашей стране СМИ, книжной продукции РФ, российской переводной международной информации и т.д.  

У нас нет даже сайта переводных международных новостей, СМИ на английском (китайском) языке, если не считать отдельные статьи, не говоря о корреспондентах за рубежом, за редким исключением.

Иногда такое положение оправдывают тем, что Казахстан – небольшое государство. Хотя такое утверждение опровергает опыт немногочисленных по населению стран: Израиля (здесь не только сильные СМИ, но и множество «мозговых» прогнозных центров), Швеции, Финляндии, Нидерландов и др.

К тому же ослабление традиционных СМИ привело к усилению социальных сетей в плане распространения информации и коммуникации. Наверное, немало авторов интересных, аналитических постов в социальных сетях с удовольствием печатались бы в СМИ, если была бы достойная оплата.

Ведь есть же немало стран, где есть и сильные СМИ, и развитые социальные сети.  

Надо признать, что низкая заработная плата журналистов и слабое финансирование СМИ – основная причина неразвитости нашей медийной отрасли.  

По этой причине наблюдается дефицит аналитических программ, журналистских расследований, яркой публицистики. 

Работа журналистов в нашей стране – в списке низкооплачиваемых профессий, гонорары внештатных авторов за статью – 7-10 тысяч тенге, редко – 15-20 тысяч, а статьи непостоянных авторов обычно не оплачиваются; интервью спикеров тоже не оплачиваются. 

                                Необходимы «мозговые центры»

В РК слабы не только СМИ, но слабы и аналитические, прогнозные центры. Во многих странах имеются многочисленные «мозговые центры», они имеются даже в отдельных организациях. 

А прогнозные центры особенно необходимы в нынешних условиях геополитической турбулентности и усиливающегося взаимного недоверия на международной политической арене.

Надо понимать, что в некоторых странах делаются прогнозы, аналитика, которые затем в общих чертах осуществляются, из 3-4 прогнозов – один бывает ближе к реальности.

Например, некоторые мысли Бжезинского, высказанные в книге «Великая шахматная доска» 1997 года, действительно оказывали и оказывают огромное влияние на суждения экспертов, политиков, на ситуацию вокруг Украины. Ключевая из этих мыслей следующая: «Без Украины Россия перестает быть евразийской империей. Без Украины Россия всё ещё может бороться за имперский статус, но тогда она стала бы в основном азиатским имперским государством. (…) Россия не может быть в Европе без Украины, также входящей в состав Европы, в то время как Украина может быть в Европе без России, входящей в состав Европы». 

И по Казахстану немало прогнозов, в том числе и негативных. И дело наших СМИ, ученых, аналитиков, прогнозистов, политиков делать ближе к реальности те прогнозы, которые отвечают государственным и национальным интересам РК.

В глобальном плане есть потребность анализа предсказаний, прогнозов одного из ведущих американских специалистов по геофизике Земли, профессора Майкла Скаллиона (1942), осуществление отдельных частей которых мы видим в настоящее время: о тектоническом разломе в Африке, войне в Украине, Сирии, Израиле, не говоря о других. Например, Скаллион предсказал активную вулканическую деятельность на Филиппинах, землетрясение в Японии (Кобе), ураган «Эндрю» и др. Скаллион первым высказал предположение, что сезон тайфунов 2004-2005 годах в США будет невиданным по своей жестокости.

В ХХ веке у профессора Майкла Скаллиона было сказано: «На территории от Польши до Турции разразится великая Священная Война, которая оставит за собой пепелища на немногих уцелевших землях». 

Когда случилась война в Украине, я думал, что, видимо, здесь имеется в виду война в Сирии (совсем рядом с Турцией, в которой участвует и эта страна) и война в Украине (рядом с Польшей). К тому же участились провокации по отношению к Польше, что вызвало увеличение войск на границе.

Но вот случилась 7 октября война в Израиле – библейской святой земле. Конечно, Израиль – не сосед Турции, но совсем близко. Тем более война (если немного упростить) идет за священный город Иерусалим, центр трех мировых религий, в юбилейный год «Судного дня».

В любом случае, надо признать, что Скаллион приблизительно предсказал войну в указанных регионах.

И задача наших идеологов в выработке новой идеологии в соответствии с прогнозами, предсказаниями Майкла Скаллиона о будущем новом мире человечества и планеты. И эта идеология должна быть без идеологии войн и конфликтов, идеологией справедливого мира и гармонии.         

По картам Скаллиона меньше пострадают: Африка, Сибирь, Монголия, Казахстан, Грузия, Индия, Китай, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия и др. 

Здесь видна явная связь цивилизаций с нынешними планетарными изменениями: меньше пострадают те континенты, регионы и страны, где были древнейшие цивилизации (со знаниями, фрагментарно сохранившиеся, в частности в Степи).   

Такая новая идеология даст шанс понять природу предопределенных событий в жизни человечества, законы развития человечества и Земли с тем, чтобы заблаговременно подготовиться к будущим глобальным изменениям и не пострадать в глобальных катаклизмах.

                                                                   Дастан ЕЛДЕС