Формирование иммунитета к религиозному экстремизму

Формирование иммунитета к религиозному экстремизму

В Казахстане, светском государстве, религия чуть ли не заменила культуру и идеологию, духовные ценности отчасти стали определяться священнослужителями, а книжные магазины, дома культуры, библиотеки, музеи закрывались или пришли в запустение – вместо них было открыто большое количество мечетей, церквей и храмов. В это же время: отсутствие гонорарного фонда для писателей, поэтов, лишение Академии наук государственного статуса, затраты на науку 0,13-0,17% от ВВП – ниже, чем в некоторых африканских странах и т.д.  

                       Чем выше интеллект, тем ниже религиозность?

В Казахстане растет популярность религии, но со временем законы светского государства могут игнорироваться, как это случилось с обрядом «неке қию» и др. 

В светском государстве религиозность должна быть личным делом каждого, и на государственной службе, в учебных заведениях и т.д. она не должна проявляться, если, конечно, это не связано напрямую со служебной необходимостью. У нас же чиновник может заявить, что вторую жену разрешил Аллах. 

Само понятие «атеизм» трактуется по-разному – от прогрессивного до ругательного значения. В понятие «религиозность» также вкладывается в разных странах различное содержание, и нередко религиозные представления и институты соседствуют с явлениями и тенденциями, несовместимыми с религиозностью. 

В Казахстане, возможно, уместно употреблять вместо термина «атеизм» понятия «мировоззрение в светском государстве» или «научные представления» – у нас осталось негативное отношение к этому термину со времен Союза, когда вера, религия подвергались простому отрицанию, шельмованию.

В целом эксперты отмечают общее падение религиозности по всему миру. Атеистами являются 85% шведов, 80% датчан, 72% норвежцев, 65% японцев, 60% финнов, много атеистов и в Китае. Базой для развитой экономики большинства стран является высокий уровень развития образования и науки на основе светского устройства государств. 

С давних пор известна связь развития науки, образования, производства со светскостью. Конечно, и среди ученых встречаются верующие люди, однако их религиозные представления остаются за порогом их лабораторий и исследований. 

К тому же отрицательная корреляция между IQ, интеллектом и религиозностью была выявлена в ряде исследований, в которых отмечена и следующая особенность: чем выше уровень образования респондентов, тем меньше среди них верующих. Проще говоря: чем выше аналитический интеллект, тем меньше веры в религиозные представления.

Иными словами, атеизм (научные представления или мировоззрение светского государства) присущ многим развитым странам, кроме США, где религия и религиозные организации используются для политических целей как орудие идеологического и политического давления, в том числе за рубежом. 

И, наоборот, в большинстве стран с высокой степенью религиозности наблюдается низкий уровень развития экономики, образования, науки. В этом плане показателен религиозный опыт африканских стран – высокий уровень религиозности и низкий уровень экономики и образования.   

В Японии, наоборот, низкий уровень религиозности и высокий уровень развития экономики, образования, науки. Конечно, в этой стране есть традиционная религия – синтоизм, к которому японцы относятся уважительно, посещают храмы, почитают служителей, но относятся, можно сказать, не как к религии, а как к традиционной культуре. И не случайно в Японии нет террористов, взрывающих себя и своих соотечественников, – нет религиозных радикалов, законы страны – превыше веры, религии.   

Конечно, не стоит эту сферу представлять и противопоставлять лишь двумя терминами теизм – атеизм, особенно в светском государстве. Есть, например, агностицизм, представления о Мировом разуме, мире предков, одушевленной Природе, Земле как живом организме и т.д. 

Развитие науки в последнее время дошло до признания некоего Творца, неких Высших Сил, которые контролируют, управляют Вселенной, Землей и Человечеством. В самом деле, есть законы развития Космоса, Природы, Земли, Человечества как части Природы. 

Мы говорим о глобальном изменении климата, эволюции развития человека и т.д. Оказалось, и Космос развивается эволюционно, глобальные изменения идут и во Вселенной. 

           Формирование иммунитета к религиозному экстремизму

В Казахстане реально идет рост религиозности, однако у нас пока мало научных исследований на эту тему, особенно аналитического характера, статистики от силовых структур, а также научно обоснованные прогнозы о будущей религиозной картине в стране. В светском государстве рост религиозности должен исследоваться, в том числе его влияние на уровень образования, науки, культуры, гендерного равенства и т.д.

Это очень актуальная тема, и она должна охватывать не только работу по предотвращению религиозного терроризма и экстремизма. Необходимы исследования влияния религии на различные сферы общественной жизни. И СМИ здесь играют важную роль. 

Просветительская работа посредством СМИ – весомая и эффективная помощь в предупреждении и борьбе с религиозным экстремизмом и терроризмом. Эксперты, теологи, представители силовых структур, люди, пострадавшие от деструктивных течений, и др. должны чаще выступать в СМИ, журналисты должны освещать самые резонансные события, актуальные проблемы в религиозной сфере и т.д. 

С 2017 года Управление по делам религий города Алматы стало проводить конкурсы среди СМИ по актуальным вопросам в сфере религии. Это своевременная и необходимая работа. 

В этом году торжественная церемония награждения по результатам конкурса состоялась 7 ноября в 11:00 в отеле «Holiday Inn Almaty». Данное мероприятие было организовано молодежным общественным объединением «Центр развития «JASTAR» (координатор Нурислам Исмаил) по заказу Управления по делам религий города Алматы.

Цель конкурса, который стартовал в апреле этого года, – привлечение внимания общественности к актуальным вопросам государственной политики в сфере религии, информирование населения через СМИ и социальные сети о вреде идеологии религиозных экстремистских течений. 

Конкурс и церемония награждения прошли на высоком уровне. Например, были приглашены студенты ряда вузов Алматы – они имели возможность ознакомиться с оценками членов жюри, актуальными проблемами в религиозной сфере, посмотреть видео победителей конкурса и т.д. Знакомство студентов с проблемами в религиозной сфере – это хорошее начинание. К тому же студенты, в частности КазНУ, участвовали в этом конкурсе. 

Представленные конкурсные работы освещают такие актуальные вопросы, как: разъяснение норм религиозного законодательства, межконфессиональное согласие и толерантность, опасность влияния деструктивных течений, профилактика и борьба с религиозным экстремизмом и терроризмом и др.

Согласно информации организаторов, в период с 5 апреля по 15 октября текущего года поступило более 160 заявок от участников конкурса в четырех номинациях: лучшая статья на казахском языке на интернет-ресурсе, лучшая статья на русском языке на интернет-ресурсе, лучшее тематическое короткое видео в интернете и социальных сетях, а также самый активный блогер. 

Для вручения призов были приглашены заместитель руководителя Управления по делам религий Кошеке Ергали и представитель коллегии жюри – доктор философских наук, профессор Курманалиева Айнур. Организаторы конкурса поблагодарили присутствующих за участие и отметили важность просветительской работы СМИ и блогеров в сфере религии. По их мнению, это весомый вклад в повышение религиозной грамотности населения, а также предупреждение и борьбу с религиозным экстремизмом и терроризмом. 

Состав жюри рассмотрел все заявки и определил победителей по следующим номинациям:

1. Канат Сулеймен в номинации «Лучшая статья на казахском языке на интернет-ресурсе»;  

2. Автор Qazaquni.kz в номинации «Лучшая статья на русском языке на интернет-ресурсе»;

3. Олжас Айтбанов, Асхат Байторе и Ерсултан Рахимбек в номинации «Лучший тематический короткий видеоролик в интернете и в социальных сетях»;

4. Елнар Берикбаев в номинации «Самый активный блогер».

Также пяти участникам были вручены поощрительные призы, в том числе писателю, блогеру, общественному деятелю Бекнуру Кисикову, обозревателю сетевого издания Qmonitor Сауле Исабаевой и др.

По словам заместителя руководителя Управления по делам религий города Алматы Ергали Кошеке, каждый гражданин может внести свой вклад в формирование иммунитета к религиозному экстремизму: «Мы организовали конкурс среди журналистов и молодежи, призванный стимулировать написание материалов, которые затрагивают актуальные проблемы в религиозной сфере. Основная цель конкурса – предотвращение религиозного терроризма и экстремизма, а также привлечение молодежи и журналистов к работе в данной сфере. Мы стремимся формировать иммунитет к религиозному экстремизму в сознании граждан через качественные материалы и использование социальных ресурсов. Важная задача заключается в формировании правильной мысли у людей. Работая с обществом, мы активно проводим профилактическую работу в отношении религиозного экстремизма. Мы верим, что каждый гражданин, может внести свой вклад, даже очень маленький, в эту работу».

Вручая призы победителям, Ергали Кошеке отметил статьи автора Qazaquni.kz в качестве образца по религиозной тематике.

Профессор Курманалиева Айнур особо отметила креативные и оригинальные посты в социальных сетях старшего преподавателя КазНУ им. аль-Фараби Елнара Берикбаева, который имеет большую аудиторию из числа своих подписчиков.

Организатор конкурса молодежное общественное объединение «Центр развития «JASTAR» лично поблагодарил членов жюри за проделанную работу. Также со стороны организаторов всем участникам конкурса в качестве поощрительного приза были вручены билеты на историческую драму «Қазақтар» в театре имени М. Ауэзова.

Дастан ЕЛДЕС