Радикальный цивилизационный разлом в Казахстане
2023 ж. 25 қыркүйек
1792
1
Радикальные мусульмане считают, что истина пришла с VII в., а раньше ее как бы не было. Например, в Казахстане некоторые сторонники «чистого» Ислама пишут в социальных сетях о том, что тенгрианство – это выдумка российских идеологов XIX в. или оно пришло с просторов Китая, чтобы внести раздор в Ислам, мол, это антиисламский проект, ни в одном из средневековых источников нет канонов тенгрианства и т.д.
Из-за радикалов – цивилизационный разлом
И ныне появились «религиозные деятели», желающие пересмотреть вековые традиции и обычаи казахов, называя себя «настоящими мусульманами». Неудивительно, что цивилизационный разлом идет не только в религиозной сфере, но и в традиционной культуре, обычаях, традициях, образовании и т.д.
В науке, например в историографии, могут использоваться какие-то древнейшие источники, артефакты, открытия, знания и т.д. В ортодоксальной форме религии такое не только не практикуется, а наоборот, полностью отвергается.
Между тем слово «Тенгри» зафиксировано в древнетюркской письменности VI-VIII вв. Мировоззрение Тенгри очень древнее, как и письменность древних тюрков. Например, найдены прототюркские надписи из захоронений V-IV вв. до н. э.
И остались от этого мировоззрения традиции, обычаи, мифология, эпос, жырау, музыка и т.д., которые и составляют основу основ кочевника. Тенгрианство, древнейшее мировоззрение номадов, наиболее полно отвечало их образу жизни и лежало в основе казахской традиционной культуры: в музыке, архитектуре, фольклоре, эпосе, поэзии.
По этой причине нет зафиксированного тенгрианского ритуала или молитвы, нет Книги: Тенгри – не религия с ее отработанными ритуалами и догматами, делением на своих и чужих, на господ и рабов, с адом и раем и т.д. И нет смысла, к примеру, противопоставлять тенгрианство и ислам.
В средние века мусульманские реформаторы учли эту многовековую культуру, они адаптировали исламское учение под степные особенности, не преследовали сторонников Тенгри, что в известной мере определило толерантность и многогранность традиционного Ислама.
Религия в любой стране имеет свою национальную специфику. Толерантный «степной» Ислам органически сосуществовал с древним Тенгри: в течение веков между ними был достигнут удачный симбиоз, без войн и потрясений многие элементы тенгрианства вошли в традиционный Ислам, в том числе вера в Аруахов, почитание природы, свадебные, погребальные обряды, открытое лицо женщин и др.
И ныне основной национальный разлом идет на уровне традиционной религии и культуры. Те же мазары, против которых ополчились исламисты (были даже угрозы взорвать мавзолей Ходжа Ахмеда Яссауи), имеют корни в древних курганах.
Радикализм исламистов по отношению к религиозному и культурному наследию общеизвестен – те же талибы взорвали две гигантские статуи Будды в Бамиане в Афганистане, высеченные в скале в начале новой эры.
Свою позицию лидер «Талибана» мулла Омар объяснял следующим образом: «Бог един, а эти статуи поставлены для поклонения, что ошибочно. Они должны быть уничтожены, чтобы не быть объектом культа ни сейчас, ни в будущем». Талибы уничтожили также около 40 статуй из Кабульского музея и массивную древнюю статую лежащего Будды в Газни.
Кстати, это общемировая практика: с появлением новой Книги, религии, власти, «цивилизации» на корню уничтожались, отрицались или принижались предыдущие знания, достижения, переписаны законы, история, топонимы и т.д., чтобы ничего не осталось от древних культур. И появились «бесписьменные» этносы, которые только в ХIХ-ХХ вв. обрели письменность и культуру – такое, например, говорили в советской школе о казахах.
8 сентября 2023 г. СМИ сообщили: заместитель председателя КНБ РК Руслан Сейсембаев на 40-м заседании Совета РАТС ШОС рассказал о том, что в Казахстане предотвратили два теракта – попытку радикалов подрыва мавзолея Ходжа Ахмеда Яссауи в Туркестане и вооруженное нападение в Астане.
С точки зрения приверженцев соблюдения мирных казахских традиций в Исламе, как такое понять и принять?! Как относиться к салафизму, представители которого объявили: домбра, бет ашар – харам?!
Официально признано участие приверженцев деструктивных религиозных течений в кровавых событиях в Актобе в 2016 г. – как сказал первый президент Нурсултан Назарбаев: «Мы уже знаем, что это была террористическая вылазка группы последователей нетрадиционного религиозного течения салафизм».
Ранняя история Ислама говорит нам о том, что различные территориальные исламские традиции принимались и учитывались во всем мусульманском мире, в том числе и в казахских степях, горах, предгорьях и пустынях. Это было основой распространения Ислама.
Особенности «степного» ислама принимали и учитывали во всем мусульманском мире – это выразилось, в частности, в признании учения известного из суфиев Ходжа Ахмет Яссауи, который способствовал «примирению» ислама с доисламской традиционной культурой.
Из-за радикалов погибли люди и появились сироты
А наследие Мухаммеда ибн Абд аль-Ваххаба, заложившего основу ваххабизма (салафизма), призвано отказаться от территориальных традиций, нововведений (чего не было в раннем исламе), и вести «борьбу» за очищение (в том числе с оружием), с призывами ориентироваться на образ жизни и веру ранней мусульманской общины.
Отказ от «чуждых», территориальных традиций, «неистинных» мусульманских обрядов – это отказ в том числе от ханафитского Ислама, который исповедуют в странах Центральной Азии, в Турции, ряде других стран. Ведь вера ранней мусульманской общины – это не древняя тюркская культура и мировоззрение, которые остались с принятием Ислама.
В течение тысячи лет эта культура и мировоззрение мирно сосуществовала с Исламом, и вот появились салафиты и объявили: это ошибочно! Получается, салафиты Казахстана желают «очистить» этнокультурные, исторические особенности казахского исламского мира и индоктринировать догматизм и радикализм.
Поэтому радикалы выступают против казахских традиций в мусульманстве и пытаются «узаконить» свои требования сначала по форме, а в конечном итоге – и в изменении сущности вероисповедания: отращивать бороды, брить усы, носить короткие штаны, носить хиджабы, вести войну с любым инакомыслием, которое отличается от их понимания Ислама.
При этом неизвестно, знают ли они, что движения «Талибан», «Аль-Каида», ИГИЛ и войны в Афганистане, Ливии, Ираке, Сирии курировали и курируются спецслужбами разных стран? Понимают ли, что радикальные религиозные организации, разрушающие мир, появляются неспроста?
Знают ли они, что в свое время Османская империя, объединявшая Исламский мир, не устраивала европейские державы? И что основным методом разрушения империи они избрали раскол внутри Ислама?
Читали ли они мнения историков о том, что целенаправленно в этом направлении работала Британская империя, с которой связывают появление ваххабизма?
Чтобы понять масштабы растущей радикализации в Казахстане необходимо помнить, что с 2019 г. по март 2023 г. из Сирии в Казахстан вернули 518 несовершеннолетних детей, из которых 34 стали в Сирии круглыми сиротами. Это же – горе, которое на совести радикалов!
Все мужчины, участвовавшие в боевых действиях в Сирии, после возвращения в Казахстан были задержаны и осуждены.
Мы уже прекратили анализировать и смотрим, как на простые цифры, что, по официальным данным, с начала появления «халифата» в Сирию и Ирак уехали около 800 граждан Казахстана, неофициально – более 1000 граждан, в том числе женщины в хиджабах. Мы прекратили размышлять на тему: «А сколько их реально там было?» Ведь о том, сколько погибло там казахов, никто точно не знает.
Радикалы, как и все лицемеры, очень хорошо улавливают настроения людей. Они хитро-мудро управляют эмоциями уставших, запутавшихся и ожесточившихся людей, не смирившимися с переменами в их жизни и в жизни страны.
К тому же нашим людям, радеющим за салафизм, надо знать и помнить, что те радикалы, которые вернулись из Сирии, Ирака и других горячих точек, каялись и удивлялись своей наивности: как же это они могли поддаться лицемерным салафитским пропагандистам?!
Кстати, и родные боевиков и их жен в Сирии были уверены: казахстанцев в зону боевых действий заманили обманом. Возможно, это так. Но каким образом? По свидетельству родных и знакомых, среди отбывших в свое время не было приверженцев традиционного Ислама, которому не присуще понятие «джихад» в том значении, в котором используют джихадисты.
Более того, в Степи не было войн под лозунгами джихада: казахи в сражениях обращались к духам предков, Аруахам, в уранах (боевых кличах) не звучали суры из Корана, потому что были родовые ураны. Поэтому, чтобы быть «обманутым», по крайней мере, надо отойти от традиций и веры предков.
Что надо делать с радикализмом?
Да, радикализм и экстремизм представляет угрозу во многих странах, включая Казахстан. Казахстан принимает меры для предотвращения радикализации и борьбы с экстремистскими группировками. Работают правоохранительные органы и органы государственной безопасности для обеспечения национальной безопасности и противодействия экстремизму.
Для борьбы с радикальными, экстремистскими тенденциями в Казахстане можно предпринимать ряд мер.
Это повышение образовательного уровня населения об Исламе и его многообразии, в том числе о мероприятиях по борьбе с экстремизмом и радикализацией. Это развитие программ образования, которые уделяют внимание толерантности, уважению к разным культурам и верованиям.
Мониторинг и регулярное обновление законодательства в сфере интернета для предотвращения онлайн-рекрутинга радикалов и распространения экстремистских материалов. Сотрудничество с интернет-провайдерами для блокировки доступа к экстремистским сайтам и социальным сетям.
Ужесточение контроля над иностранными финансовыми потоками, которые могут финансировать экстремистские группировки, мониторинг финансовых операций и сбора данных о сомнительных финансовых транзакциях.
Сотрудничество и взаимодействие между правительством, религиозными лидерами, образовательными учреждениями и гражданским обществом для разработки и внедрения антирадикальных программ.
Поддержка усилий религиозных и общественных деятелей, которые агитируют за мир и толерантность.
Разработка программ профилактики радикализации среди молодежи, включая тренинги по конфликтологии, коммуникационным навыкам и критическому мышлению. Работа с местными сообществами для выявления потенциальных признаков радикализации и предотвращения ее распространения.
Важно создать комплексный подход, включающий в себя как социокультурные, так и правовые меры, чтобы бороться с радикальными, экстремистскими тенденциями в Казахстане.
Всемерная поддержка и развитие национальной культуры, национальной одежды, особенно среди молодежи, продвижение традиционного Ислама. Что мешает пропаганде носить тақия, бөрік, желек, жаулық, шәлі, кимешек среди девочек, девушек и женщин?
Материал подготовлен в рамках участия в конкурсе, организованный Управлением по делам религии города Алматы.
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні