Пришло время развивать все отрасли машиностроения

Пришло время развивать все отрасли машиностроения

За последние годы отдельные отрасли машиностроения РК показывают динамичное развитие, в частности автомобилестроение, сельхозмашиностроение, электротехническое машиностроение, производство аккумуляторов и др. Во многих официальных мероприятиях, отчетах, документах обычно освещаются достижения и проблемы этих отраслей. 

                        Драйвер машиностроительной отрасли                           

Это результат грамотной работы правительства, профильных ведомств, Союза машиностроителей Казахстана с учетом опыта других стран. 

Например, в свое время немало стран с развитым автопромом начинали собирать автомобили из импортных комплектующих, насытили продукцией свой рынок и стали работать на экспорт. Этим самым заложили основу для становления собственной автомобильной промышленности. 

И в Узбекистане так начинали и там тоже шли дискуссии, как у нас по поводу нашего автопрома, – стоит ли с помощью государственной поддержки и льгот поднимать своих производителей, если дешевле импортировать? Но было ясно всем – как откроют рынок для импорта, так подержанные иномарки подкосят отечественных производителей. И во многих странах высокими пошлинами защищали и защищают своих автопроизводителей.

В итоге в Узбекистане автопром показал свою жизнеспособность: производители повысили уровень локализации, увеличили производство авто, насытили свой рынок и стали работать на экспорт. А теперь узбекский автопром еще открывает в Казахстане совместное производство авто.  

Между тем отечественное автомобилестроение в этом году отмечает своеобразную круглую дату – 20-летие – в 2003 г. началась продажа автомобилей «Нива», произведенных на заводе «Азия Авто». 

С тех пор была отдельная Программа по развитию машиностроения в РК на 2010-2014 гг., потом приняли Дорожную карту по развитию машиностроения до 2024 г., создали Фонд развития промышленности, приняли Закон о промышленной политике. Все эти мероприятия способствовали развитию машиностроения.

А в этом году в рамках XI Форума машиностроителей Казахстана обсуждали проект Комплексного плана по развитию машиностроения до 2028 г., который должен придать еще больший импульс дальнейшему развитию отрасли. В этом не приходится сомневаться, потому что выделяется достаточное финансирование, как было заявлено на Форуме.

На XI Форуме машиностроителей премьер-министр РК Алихан Смаилов рассказал о принимаемых правительством мерах по дальнейшему развитию обрабатывающей промышленности: «В этом году на льготное финансирование инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, в том числе касающихся модернизации производства, по линии Банка развития Казахстана и Фонда развития промышленности мы предусмотрели 500 млрд тенге. На сегодня проекты более чем на 200 млрд тенге уже одобрены. Мы планируем в текущем году увеличить это финансирование до триллиона тенге, что станет значительной поддержкой в нынешних условиях».                                            

За две пятилетки автомобилестроение стало одним из драйверов машиностроительной отрасли Казахстана. Состоялся переход от крупноузловой сборки (DKD) к мелкоузловой сборке (CKD). К примеру, внедрены технологические операции по сварке и окраске кузовов. На данный момент 60% реализуемых в стране автомобилей произведены в Казахстане. Средний уровень локализации автопрома составляет 33%.

В 2022 г. автомобильный рынок показал самый высокий результат за последние 7 лет: было реализовано 123 778 единиц новых легковых и коммерческих автомобилей, что суммарно на 5,3% больше, чем в 2021 г. Производство легковых автомобилей выросло на 28,1% до рекордных 103 345 единиц.

А за первое полугодие 2023 г. производство автомобилей и автобусов выросло более чем на 40% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го. С начала года произвели более 73 тысяч единиц техники на общую сумму свыше 847 млрд тенге. За полгода в РК выпустили 66,5 тысячи легковых автомобилей, 4,7 тысячи грузовиков и почти 1,1 тысячи автобусов, а также 499 прицепов и полуприцепов и 188 единиц прочей спецтехники.

                   Пришло время развивать все отрасли машиностроения

В то же время в других отраслях нет такого роста, а отдельные отрасли слаборазвиты или совсем не развиты. В итоге – неравномерное развитие машиностроения РК, которое в целом мешает достижению его большого роста.

На фоне динамичного развития автомобилестроения, сельхозмашиностроения, производства аккумуляторов и др. актуален вопрос, а как обстоят дела с остальными отраслями? 

Как и любая отрасль, машиностроение сталкивается с рядом проблем, сдерживающих развитие: дефицит квалифицированных сотрудников на всех уровнях; устаревшая материально-техническая база; отсутствие собственных конструкторских служб; недостаток современных цифровых технологий на производствах; недостаточная финансовая поддержка со стороны государства отдельных отраслей машиностроения.

Например, инвестиции достаются в основном крупному бизнесу, а не среднему и малому. К тому же процентная ставка 9% – не подъемная для многих предприятий. К примеру, малые и средние предприятия в России смогут получать льготные кредиты на перестройку и развитие производства при действующей ставке Банка России под 4,5% и 3% годовых соответственно.

По словам мажилисмена Азата Перуашева, за три десятилетия ни один иностранный инвестор, вывозящий казахстанские нефть и газ, до сегодняшнего дня не построил в республике ни одного НПЗ, не привлек ни одного мирового производителя для создания совместного производства с казахстанским бизнесом по производству техники. 

«Три года назад под давлением бизнес-сообщества и правительства ведущие нефтегазовые консорциумы создали Международный центр развития нефтегазового машиностроения. Ожидалось, что благодаря этому в Казахстане появятся как минимум 10 новых крупных производств по выпуску нефтегазового оборудования. Такие планы были заявлены на сайте правительства. Однако вся работа центра свелась к сбору данных, фиксации ситуации и составлению планов», – возмутился депутат.

Как отметил А.Перуашев в своем выступлении на Форуме, необходимо дифференцированное отношение – ведь кроме автомобилестроения, сельхозмашиностроения есть и другие отрасли машиностроения. Надо переходить к максимальной переработке сырья, надо развивать свои бренды. Приняли закон о промышленной политике, а изменений нет в плане обеспечения сырьем.  

Иными словами, пришло время работы по точечным вопросам, по узловым деталям, решать, какие механизмы содействовать для работы всех отраслей машиностроения и т.д.

Например, по словам председателя правления Союза машиностроителей РК Мейрама Пшембаева, в 2021 г. общий объем импорта составил 41 млрд долларов, из них 17 млрд долларов или 41% приходится на продукцию отечественного машиностроения. В этой связи вопрос замещения импорта собственным производством является очень актуальной задачей для развития данного рынка и выхода на экспорт.

В свою очередь, отечественные предприятия должны увеличивать количество технологических операций, проводимых на предприятиях, использовать местные комплектующие и материалы, а также выходить на крупносерийное производство. Ведь у нас планируется развитие автокомпонентной базы.

В итоге обеспечить сырьем отечественные предприятия обрабатывающей промышленности решили законодательным путем, так как есть ряд проблем при реализации сырья переработчикам. Крупные предприятия ГМК отказываются заключать добровольные соглашения. Для решения данной проблемы предлагается установить обязательные требования по обеспечению сырьем, для чего требования планируют закрепить законодательно и внести изменения в Кодекс «О недрах и недропользовании». Так, в случае неисполнения обязательств будут приниматься жесткие меры.

                               Как решить проблему с кадрами?

К сожалению, предприятиям машиностроительных отраслей требуются квалифицированные кадры, которые отечественная система образования не поставляет в должном объеме. Нередко при строительстве предприятий возникают проблемы с кадрами. Разумеется, есть положительные исключения, но они общей погоды не делают. В этом плане необходима тесная работа с вузами и колледжами республики.

 

В свое время председатель правления СМК Мейрам Пшембаев выступил с предложением усилить развитие дуального образования и конструкторских бюро. По его мнению, Казахстану необходимо продолжить развитие капиталоемкой машиностроительной отрасли, для чего производителям необходима государственная поддержка.

В рамках Дорожной карты машиностроения на 2019-2024 гг. была поставлена задача обеспечения отрасли квалифицированными кадровыми ресурсами. Ведется проработка вопроса совершенствования системы дуального образования в части установления условий по совместному финансированию затрат при прохождении производственной практики: 70% государство/учебное заведение, 30% работодатель. 

Дуальное образование наряду с оптимальной передачей профессионального опыта позволяет утвердить свою позицию в производственных условиях. Предприятия получают выгоду от новых идей и импульсов, исходящих от обучающихся. Данная система обучения является одним из возможных способов объединения интересов бизнеса, будущего специалиста и государства.

К тому же есть немало специалистов, получивших образование за рубежом, в том числе и по программе «Болашак», многие из которых работают не по своим специальностям. Нужно сделать анализ общего количества этих компетентных специалистов, выявить основные кластеры специализаций и, получив результаты, уже строить соответствующую инфраструктуру – заводы, фабрики, научные и высокотехнологичные предприятия, чтобы использовать этих высококвалифицированных людей по своим направлениям.  

Тут нужна командная, скоординированная работа между профильными министерствами и ведомствами, СМК, а также с бизнес-ассоциациями и ассоциациями выпускников.

В целом на данном этапе развития машиностроения необходимо собрать недостающие узловые «пазлы» для развития многих отраслей, придать еще больший импульс развитию. 

Необходимо на государственном уровне стимулировать местное производство, развитие обрабатывающей промышленности, открытие новых заводов, чтобы снизить цену материалов, увеличить казахстанское содержание и повысить конкурентоспособность отечественных предприятий на внутреннем и экспортном рынке. В целом необходим уход от сырьевой модели развития для развития новой модели экономики.  

Дастан ЕЛДЕС, 

Қазақ үні