Модернизация, инновации и цифровизация – «три кита» машиностроения

Модернизация, инновации и цифровизация – «три кита» машиностроения

Война в Украине и международные санкции против России существенно изменили экономические отношения, и они вызвали поиск новых путей и точек развития экономик многих стран. В Казахстане в условиях российско-украинской войны необходима новая политика – взвешенная, прагматическая, гибкая, с учетом новой геополитики, санкций Запада против России – для выстраивания своей самостоятельной и сильной экономики.  

                             Смена автомобильных брендов

Поэтому в нашей стране появилась необходимость перестраивания промышленности, сельского хозяйства, науки, медицины и т.д., поиск новых путей для транспортировки сырья и товаров, открытие различных производств, мобилизация всех сил для производства самых востребованных товаров от сахара, сеялок, тканей до тракторов.  

Необходимо на государственном уровне стимулировать местное производство, развитие обрабатывающей промышленности, открытие новых заводов, в том числе строительство сталелитейного завода, который решит сразу несколько задач: снизит цену материалов, увеличит казахстанское содержание и повысит конкурентоспособность отечественных предприятий на внутреннем и экспортном рынке. В целом необходим уход от сырьевой модели развития.  

Россию накрывает волна западных санкций – самая мощная с советских времен. Для нас основная проблема войны в Украине состоит в том, чтобы минимизировать ее последствия для нас и выстраивать новую жизнеспособную экономическую модель.

Иными словами, открытие новых производств, особенно в сельском хозяйстве, машиностроении и др., чрезвычайно важно в новых условиях. Например, санкции Запада ударили по автопрому РФ. Это привело к заметному сокращению продаж российских авто в Казахстане. И теперь наши производители увеличивают местное производство китайских моделей авто, которые имеют рекордные продажи в Казахстане и Узбекистане.

И автомобильная промышленность Узбекистана, Казахстана и Азербайджана адекватно среагировала и объединила усилия для реализации проекта «Тюркский автопром», как об этом сообщили в середине декабря 2022 г. Лидером нового союза будет выступать компания UzAuto Motors, которая уже заключила соглашение о производстве в Казахстане автомобилей Chevrolet Onix.

Сообщается, что общая сумма совместных проектов составит около 570 млн долларов. В эту сумму входит и финансирование мелкоузловой сборки Chevrolet Onix на заводе «СарыаркаАвтоПром» в Костанае. Планируется производство до 30 тысяч этих автомобилей в год из узбекских машинокомплектов, а в будущем модельный ряд может быть расширен.   

Но на этом наши производители не остановились. Казахская моторная компания «Astana Motors» в середине ноября прошлого года презентовало президенту Касым-Жомарту Токаеву уникальную производственную площадку – мультибрендовый автозавод по выпуску китайских автомобилей. На нем будут собираться авто таких брендов, как Haval, Changan и Chery. Статистика продаж у нас и в России свидетельствует о популярности этих брендов.

При этом отличительная особенность казахстанского автозавода – впервые в мире на одном заводе будут производиться автомобили трех лидеров китайского автопрома. Это отметили китайские партнеры как феномен.

Автомобили планируется выпускать мелкоузловым методом со сваркой и окраской кузова. Согласно планам, производственная мощность нового мультибрендового предприятия составит около 90 тысяч автомобилей в год, и 60% от этого объема экспортируют в страны СНГ. В дальнейшем это даст возможность перейти к штамповке кузовных панелей и производству автокомпонентов на территории Казахстана с локализацией не менее 50%.

К слову, министр индустрии и инфраструктурного развития Марат Карабаев отметил, что у отрасли амбициозные планы – к 2027 г. будут собирать больше полумиллиона автомобилей на отечественных заводах.

    Модернизация, инновации и цифровизация – «три кита» машиностроения 

Председатель правления Союза машиностроителей РК Мейрам Пшембаев на XI Форуме машиностроителей Казахстана обозначил основные задачи развития отрасли: «Тема нашего форума «Машиностроение – драйвер развития новых технологий и инноваций». Все мы знаем, что на сегодняшний день вопрос развития новых технологий, инноваций как никогда актуален. Искусственный интеллект, Чат ДжиПиТИ, промышленная робототехника – это все наше будущее. Машиностроение является во всем мире драйвером инноваций, создает спрос на цифровизацию и новые технологии».

Мейрам Пшембаев подчеркнул, что остро стоит задача технического обновления, модернизации почти половины действующих машиностроительных предприятий, их переоборудования, чтобы они могли выпускать конкурентную продукцию.

И для решения этих задач в этом году правительство РК выделяет большие средства на внедрение цифровых технологий, инвестиции и модернизацию производства. 

На XI Форуме машиностроителей премьер-министр РК Алихан Смаилов рассказал о принимаемых правительством мерах по дальнейшему развитию обрабатывающей промышленности: «В этом году на льготное финансирование инвестиционных проектов в обрабатывающей промышленности, в том числе касающихся модернизации производства, по линии Банка развития Казахстана и Фонда развития промышленности мы предусмотрели 500 млрд тенге. На сегодня проекты более чем на 200 млрд тенге уже одобрены. Мы планируем в текущем году увеличить это финансирование до триллиона тенге, что станет значительной поддержкой в нынешних условиях».                                            

Дополнительно рассматривается вопрос выделения в программе «Дорожная карта бизнеса» отдельной подпрограммы «Өндіріс» для малых машиностроительных компаний, чтобы они могли брать небольшие суммы на свои инвестиции и модернизацию производства.    

Кроме того, в настоящее время в республике действует соглашение о промышленной сборке, в соответствии с которым производители сельхозтехники и автомобилей освобождаются от таможенных пошлин и НДС. Правительство прорабатывает вопрос расширения этой меры на производителей бытовой техники сроком на 5 лет.                                            

Также в РК возмещается до 40% затрат на внедрение цифровых технологий, приобретение программного обеспечения и привлечение иностранных специалистов для модернизации производства.    

 «В текущем году мы планируем просубсидировать более чем 12 тысяч проектов малого и среднего бизнеса в обрабатывающей промышленности на сумму около 520 млрд тенге. Гарантии планируется предоставить еще порядка 12 тысяч проектов на сумму 400 млрд тенге», – отметил премьер-министр.                                            

Недаром рост производства в машиностроении в прошлом году составил 9,4%, а по итогам 4 месяцев этого года – 36%.

                              Пришло время роботизации

Качественный рост казахстанского машиностроения отметил и председатель Союза машиностроителей Мейрам Пшембаев: сейчас в стране активно внедряются новые разработки и роботизированное производство. 

 В настоящее время закончена разработка нового Комплексного плана развития машиностроения. В его рамках тоже предусмотрен ряд конкретных мер поддержки обрабатывающей промышленности, включая машиностроение. Например, планируется в 1,5 раза увеличить вычет затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Это будет стимулировать предприятия инвестировать средства в разработку и внедрение инноваций.

 Наши предприятия смогут сбывать свою продукцию в больших объемах, если смогут провести модернизацию. А применение роботов на предприятиях нередко обеспечивает очень высокое качество технологического процесса. В свою очередь производство более качественной продукции даст шанс компаниям продавать и на внешнем рынке.

Следует отметить, что в Казахстане в последние годы заметно возросла роль робототехники. Ряд высших учебных заведений готовит специалистов, во многих школах начали открываться кружки робототехники, прививая интерес к инженерным профессиям, развивая креативное мышление, когда школьники своими руками разрабатывают и создают чего-то новое. Наши школьники показывают хорошие результаты на всемирных соревнованиях по робототехнике.

Эксперты отмечают, что робототехника вырабатывает у студентов конвергентные навыки, то есть смежные компетенции, которые применяются в разных областях знаний: математике, информатике, физике, электронике, схемотехнике, IT-менеджменте. 

В то же время имеется дисбаланс – мало производств, где востребована робототехника. Например, Назарбаев университет готовит специалистов по робототехнике, и многие выпускники НУ вынуждены идти работать в кружки по робототехнике или менять профессию – им негде работать за редким исключением, в частности в машиностроении, медицине и др. 

В основном это роботы-манипуляторы. Такие есть на автосборочном предприятии «СарыаркаАвтоПром» в Костанае, они используются для сварочных и покрасочных работ. Сварочные манипуляторы были установлены на открывшемся заводе в Атырау, есть манипуляторы на заводе Astana Solar. 

Все-таки надо брать курс на тотальную роботизацию заводов – это веление времени. Например, у Changan в Чунцине завод по производству моделей UNI-Vи CS55PLUS – с высоким уровнем автоматизации. Уровень автоматизации в цехе сварки – 90%! 494 робота в две смены, днем и ночью занимаются сваркой кузовов.  

В самом деле, у нас беспилотные автомобили, комбайны и другая сельхозтехника, наземные мобильные роботы были бы для нашего машиностроения новым направлением, не говоря о медицинском протезировании. 

Есть еще актуальная для Казахстана тема: военные роботехнологии. В этом направлении возможно сотрудничество с турецкими специалистами. Учитывая большую протяженность наших границ, в армии понадобятся мобильные роботы для патрулирования границ, системы кругового видеоконтроля. Не говоря о дронах.

Дастан ЕЛДЕС

Қазақ үні