Все дороги туристов мира ведут в Актобе

Все дороги туристов мира ведут в Актобе

В глобальном рейтинге туризма в 2021 г. Казахстан занял «среднее» 66 место среди 117 стран (в 2019 году – 80 место из 140). В основном это происходит из-за высоких цен, низкого качества сервиса и инфраструктуры, слабой PR-кампании Казахстана за рубежом. Стоимость отдыха в основном зависит от цены проживания, питания и авиабилета (от расходов на дорогу). 

            Знание опыта предков – основа национального самосознания

Мы поговорили о развитии регионального культурно-исторического туризма с известным писателем-исследователем Торегали Казиевым. Его исследования отличаются нетривиальным и уникальным подходом, при помощи которого писатель по крупицам собирает пазлы рассыпанной и разрушенной истории и восстанавливает древнюю картину Степи. 

– Торегали Абдуллаулы, вы известны своими исследованиями древнейшей истории Степи. Как соотносится развитие туризма с историей, археологией?

– Развитие туризма тесно связано с активной политикой сохранения культурного и исторического наследия страны. А у нас история не изучена.

Мэтр мировой дипломатии Генрих Киссинджер при приезде в Астану в 2005 г. сказал: «Казахстан – это колыбель цивилизации»!

А нам в 1991 г. достались учебники с лозунгом: «…казахи начались в XV в.!». И за 31 год независимости изучение собственной истории не получило еще должного развития. Такого, какое есть в передовых странах. 

 К примеру, в Великобритании к работе на земле не допускают без исследования археологами. И для этого есть 3000 коммерческих археологов. Евреи мира каждую субботу всей семьей изучают Тору – о древностях своего народа, чтобы брать конкретные уроки для повседневной жизни. В США каждая служба имеет историков-системщиков, которые изучают любой вопрос с точки зрения истории и выдают анализ, предложения и прогнозы результатов вариантов развития настоящего и будущих событий.

– Каким вы видите развитие туризма в регионах, страны в целом? 

– Возьмем, к примеру, Актюбинскую область, и рассмотрим ее как образец для страны. Площадь этой области больше площади Великобритании на 58129 кв. км, но в ней не наберется и полутора десятков археологов… Историей в стране мало кто еще вчера всерьез интересовался, и находились люди, которые говорили, что до 1991 г. у казахов никогда не было своего государства!

 Разве можно удивляться тому, что веками у нас сравниваются с землей многие ценные древние памятники – некому изучать и защищать их! Ни одной пирамиды в области не осталось, ни одного древнейшего города, сотни тысяч курганов исчезли. Нужно исправлять ситуацию.

 Исторический туризм мог бы вытянуть за собой и другие виды этой отрасли. Узнавание опыта предков подстегнуло бы оптимальное развитие культуры, образования, науки, технологий, экономики и обороны. Повысило бы конкурентоспособность и уровень мягкой силы, ценимой в мире.

А в мире: при слове «Египет» все с восхищением вспоминают о пирамидах, фараонах и о реке Нил! «Греция» – Геракла, Посейдона, Прометея и Парфенон. «Италия» – Ромула, Ватикан и романский стиль в искусстве. «Англия» – короля Артура, Стоунхедж и англиканский стиль. «Франция» – Париж, стиль меровинговский и так много говорящие каменные аллеи Карнака, где на каждом камне табличка об охране французским государством!

     Туризм занимает 3 место после торговли нефтью и автомобилями

– Чем отличается история Степи в глобальном плане?

– Мало кто знает, что Египет в древности был провинцией Турана (II.43. Вестник Древней Истории. 1947. с.250-251), Прометей – «скифским царем» (Диодор Сицилийский), Рим построили этруски-тюрки (М.Алинеи), а король Артур был сарматом (Г.Рейд). Ватикан начинался как тюркский – Отекен! Такое название сохранилось в Монголии, в Туве, Башкортостане, на Кипре, в Италии, на Кавказе, но уничтожено – в Казахстане, Средней Азии и др.

 Стили искусства в Европу принесли сарматы (М.И.Ростовцев) с реки Илек, что протекает в Актюбинской области РК и в Оренбургской области РФ.

– Какова роль туризма?

– Туризм в мировой экономике занимает 3 место после торговли нефтью и автомобилями. Грецию с населением в 10 млн человек и площадью 132 тысячи квадратных километров в 2018 г. посетило 33 млн туристов, туризм дал 25% ВВП страны. В Швейцарии с населением 8 млн человек 15% национального дохода дает туризм – там в каждой деревне по 2 музея, посвященные местной истории!.. Турция в 2022 г. приняла 44 млн интуристов и получила от этого 46 млрд долларов дохода. И планируют там в 2028 г. принять 90 млн интуристов с получением доходов до 100 млрд долларов!..

 По словам министра Асхата Оралова, за 9 месяцев 2022 г. Казахстан посетили 610 тысяч интуристов. В расчете на год – около 800 тысяч интуристов. По мировым меркам индустрии туризма у нас нет.

       Создать информационную базу историко-познавательного туризма

– С чего надо начинать?

– Начинать необходимо с создания информационной базы историко-познавательного туризма. Любой уголок страны имеет грандиозное прошлое, о чем остались следы археологические, топонимические, духовно-культурные и др.

Покажем на примерах, что исторические события, на основе коих можно создать широко посещаемые туристами объекты, бывали во всех уголках Актюбинской области, что даст новые рабочие места жителям самых отдаленных аулов. 

Например, на юго-востоке в Иргизском районе можно создать комплекс, посвященный царице Томирис и батыру Шыраку, чьи подвиги вызвали поспешное бегство так рвавшегося сюда, бряцая оружием, царя персов Дария I (около 519 г. до н.э.). 

Раньше в школьных атласах по истории красным крестиком отмечалось то место, куда дошли тогда персы – на стыке Иргизского района с пустыней Каракумы. Там сейчас рядом железная дорога и международная автотрасса – есть хорошее сообщение. И куча возможностей для развития и других видов туризма – они восстанут из пепла под сенью знаменитейших древностей…

– Еще какие исторические события?

– Первый поход персов на Степь во главе с царем Киром II состоялся летом 530 г. до н.э., когда в битве на берегу Амударьи он погиб – об этом есть в фильме «Томирис». Целью походов был захват Урало-Мугалжарской горно-металлургической базы, но не тут-то было! Наши предки умели воевать. Исторические фильмы – духовный хлеб, қара нанға да қуанарсың, аш болсаң...

И третий поход персов во главе с Дарием I в 513 г. до н.э. опять был сюда: дошли персы до местности, где текли реки Лик (Илек), Танаис (Таналык), Сиргис (Иргиз) и Оар (Ор) – те наши реки и сегодня имеют те же названия (Геродот. История. М. 2006. с.275). Геродот записывал со слов разных людей и в книге есть неточности, но назвать все четыре реки точно – это же именно наша местность! 

На реке Ор Дарий стал строить крепость, но степняки во главе с царем Иданбарсом не дали ему сделать это. Дарий, бросив больных и пеших воинов, в панике бежал опять. Так вот, на северо-востоке области, на берегу реки Ор также можно построить великолепный потрясающий туробъект, если, конечно, привлечь к стройке талантливых людей. А не стандартных говорунов-«исполнителей», забалтывающих намертво любую живую идею. 

– Царица Томирис имеет отношение к казахам?

– Массагеты, чьей царицей была Томирис, – предки маскаров, торткара (карамасак) и кете, которые и сегодня живут тут, в частности и в Иргизском районе. А прошло ведь с 519 г. до н.э., когда рвавшееся в Степь персидское войско задыхалось от жажды в приаральских Каракумах, аж целых 2542 года! Какая любовь и приверженность степняка к родной суровой и прекраснейшей земле! Я как попадаю в иргизскую пустыню, такую неповторимую и величавую, что не опишешь никакими красками, смотрю на горизонт и жду – будто беру в руки лук и вытаскиваю стрелу из большого пра-пра-…дедовского колчана…

 На юге области в Борсык кумах еще в каменном веке располагались кыстау первого собственно казахского хана Алаша (Ж.Артыкбаев) – какой замечательный и знаменательный туробъект будет! И железная дорога там тоже рядом – соединяет Каспийское море с растущей, как на дрожжах, столицей Астаной.

                  В Илеко-Кобдинском междуречье – тысячелетняя Сарматия

– Какие еще есть исторические места?

– Илеко-Кобдинское междуречье находится на северо-западе Актюбинской области. И вот, представьте, что именно здесь в древности формировалась тысячелетняя Сарматия от Балтийского моря до Китая!

 В книге польского археолога Тадеуша Сулимирского «Сарматы», вышедшей в 1970 г. на английском языке и переведенной на русский язык почему-то под другим названием «Сарматы. Древний народ юга России», повествуется: «…есть нечто печальное в судьбе сарматов… Побывали почти во всех странах Западной Европы, а на востоке дошли до Китая… Сарматскую историю трудно отделить от истории многих других народов и стран, поскольку в течение многих веков вся Восточная Европа была их вотчиной и носила название Сарматия. Теперь они почти забыты… Сарматы внесли вклад в развитие искусства и традиции, которая легла в основу многих течений в искусстве средневековой Европы – меровинговского, англосаксонского, романского. Но и тут их роль обычно обходят молчанием»...

Да, о сарматских корнях истории и культуры многих стран мира широко пока не говорят, но раскопки их памятников ведут почти по всей Евразии, и даже более тысячи лет истории, с VII в. до н.э. по IV век н.э., называют в науке скифо-сарматским временем! 

 И вот, завотделом сарматологии Института Археологии в Москве Константин Фёдорович Смирнов, сам раскопавший в 1950-60-х гг. десятки курганов по Илеку, пишет в книге «Сарматы на Илеке» (1975): «Сарматия сформировалась на Илеке»! У нас тут – я же здесь на берегу Илека эти строки пишу!

Первым шагом в создании информационной базы необходимо издать эти две работы с тем, чтобы их знали широко и в мире и в Казахстане. А книгу Т.Сулимирского «Сарматы» перевести с языка оригинала, т.е. с английского на казахский язык, т.к. при переводе на русский допущены, к сожалению, неточности, что видно уже из заглавия. Ну, какими же южанами могли быть сарматы, если даже Балтийское море тогда называлось Сарматским океаном, а Ледовитый океан – Скифским (Птолемей Александрийский. География. Кн.III гл.5. II в. н.э.)?! Приилечье с его жёсткими ветрами, буранами и 30-и градусными морозами ни к какому югу не причислишь…

                   Гены андроновцев идентичны с генами казахов

– Читая историю Степи, создается впечатление, будто заселяли разные народы, которые сменяли друг друга…

– Нужно иметь в виду, что термины «скифы», «сарматы», «саки», «гунны», «массагеты», «дахи», «аорсы» и прочие упоминаемые в исторической литературе этнические названия применялись иностранцами нередко к одним и тем же племенам и родам, к разным союзам их и в целом к степным и даже прочим народам, входившим в сферу влияния степняков. Поэтому в каждом случае нужен конкретный сравнительный анализ источников. Т.Сулимирский пишет: «Саки – персидский эквивалент слова «скифы». Из «кыпшак» сделали иностранцы «скиф»-«сак».

А ведь древнейшее, идущее с изначальных эпох, слово «кыпшак» тысячелетиями было публичным, параллельным, обережным именем (жанамаат) народа, чье также древнейшее сокровенное священное имя «қазақ», долго табуировалось и не разрешалось произносить его без особой причины, особенно при чужих (М.Козыбаев; У.Жанибеков; булгарские летописи и др. источники)… Слова «сарматы» и «савроматы» Т.Сулимирский считал одним словом – по-разному акцентированным. 

– Это подтверждается наукой?

– Непрерывность местного населения подтверждается как наукой, так и наследием народов мира и тюркских народов… Например, гены андроновцев бронзового века оказались идентичны с генами табынцев (Ж.Сабитов), живущих и сегодня на берегах Илека. 

Что касается сарматов, скифов, саков, гуннов, их культура, хозяйство, прочие стороны жизни, имена племен на 100 % совпадают с наследием тюркских народов (Ж.Байжумин) – например, тамги сарматских и скифских царей с тамгами на казахских кулпытасах XIX и XX вв. вдоль Илека, Кобды и других мест (Т.Казиев). 

Научный сотрудник Оренбургского губернаторского музея В.Трегубов в статье «Сенсационные находки археологов. Сарматское золото» пишет: «…найденные в курганах V века до н.э. сарматские бронзовые музыкальные колокольчики идентичны таким же казахским XVIII века – при разнице в 2100 лет»!..

 Откройте книгу «Қазақ» (А. 1994., стр. 15): антрополог Оразак Смагулов еще при большевиках писал о «большом сармато-уйсунском этно-антропологическом сообществе»!

– Есть ли современные исследования в этой сфере?

– Из тех, что изданы уже в XXI в., нужно обратить внимание на книги Н.Е.Берлизова «Ритмы Сарматии» (Краснодар. 2011) и А.С.Скрипкина «Сарматы» (Волгоград. 2017). У первого говорится, что сегодня школы сарматологии (сарматоведения) имеются на Южном Урале и в Зауралье, Поволжье, Нижнем Дону, Предкавказье, Причерноморье, Польше, Румынии, Венгрии, Центральной Европе и т.д., которые проводят исследовательскую работу, конференции, издают научную и популярную литературу. А второй автор также дает свой обзор литературы по сарматологии с первых упоминаний о савроматах и сарматах и по 2017 г. 

– Есть ли научные школы сарматоведения в Казахстане? В Актобе?

– Нет. Значит, нужно создать.

В первую очередь в Актобе, на прародине сармат. Кто-то из действующих археологов войдет, подтянутся и другие желающие и работящие. Ведь сарматские курганы здесь раскапываются и отдельные работы пишутся. Если целенаправленно работать, придут и обобщающие труды, сравнимые с уровнем книг Т.Сулимирского, К.Ф.Смирнова, М.Г.Мошковой, Н.Е.Берлизова, А.С.Скрипкина и др. 

Я здесь не привожу имен многих корифеев, поскольку моя задача – показать читателю быстрый путь самому войти в курс того, что же такое Сарматия и почему ее историю казахстанцами, в первую очередь актюбинцам, надо знать.

Среди десятков книг упомянем фолиант от 1989 г., коллектива ученых Института археологии АН СССР – «Степи Европейской части СССР в скифо-сарматское время»: об автохтонности в целом савромато-сарматской археологической культуры раннего железного века. Основывавшейся также на местных, названных археологами срубной и андроновской, культурах бронзового века. А те, на также местных культурах каменного века… 

– Известно влияние «звериного» стиля Степи на искусство Европы…

– Да. Если актюбинские искусствоведы, к примеру известная своими произведениями Марзия Жаксыгарина и другие, посетят европейские страны, исследуют источники в данном ракурсе, исходя из написанного М.И.Ростовцевым и Т.Сулимирским о сарматских корнях того европейского искусства. Напишут великолепные книги с красочными иллюстрациями о том, как илекчане-сарматы научили гордую Европу их непревзойденному искусству.

– Это может повлиять на развитие туризма?

– Ударим же знанием по фантазиям и расскажем миру об истинных корнях многих сторон европейского и даже мирового исторического наследия и – миллионы туристов будут атаковать транспорты, везущие в нашенские Степи!

И… миллионы изумленных немцев, французов, поляков, венгров, австрийцев, англичан, итальянцев и прочих туристов поспешат сюда, рванут прямо потоками посетить прародину своих древних элит, изменивших к лучшему когда-то их тогда еще «малоискуссные» во многом страны… Это, конечно, только примеры – работа предстоит большая и кропотливая. Но искусствоведы свою работу – исследовать, написать и издать свои первые книги по сарматскому искусству – могут и за полгода нынешнего или будущего года, ознакомившись с этим интервью!  

 Лучшие музеи, объекты архитектуры и библиотеки мира полны древностей евразийской Степи. Они ждут Вас! Не откладывайте свои великие дела на завтра и послезавтра. Аруахи смотрят на всех нас. 

                                          Все дороги ведут в Актобе

Какую роль играла в древности территория современной Актюбинской области?

В древнейшести Волго-Урало-Казахстанский регион имел самый устойчивый климат на планете, развитие шло беспрерывно и тут создался праязык, от которого потом образовались все языки ностратики, в т.ч. тюркские, уральские, индоевропейские и прочие (С.Яхонтов; М.Алинеи, М.Отт; и др.). Сложилось так, что экономическим, духовным, культурным и политическим центром пространства от нынешней Владимирской области РФ на севере и до юга Средней Азии оказалось Илеко-Кобдинское междуречье. Здесь формировалась Сарматия, создавалось государство Туран около 17 тысяч лет назад во главе с каганом Майкы (ж. «Мысль», №4, 2023). А еще раньше, в середине эпохи Валдайского ледника, здесь был создан союз семи племен (Жеті ел, Идель) – предтеча государства Туран (булгарские летописи «Джагфар тарихы»).

О причине центральной роли Илеко-Кобдинского междуречья пишется в вышеуказанном фолианте 1989 г.: река Урал (Жайык) в широтном течении разделяла ежегодные жайляу и кыстау пасущихся животных, а также идущих за ними мобильных охотников и скотоводов. Севернее этой реки летом много воды и травы для пастьбы, но зимой снег глубокий и животные не могли достать корм, потому в сентябре двигались на юг. На Илеке, который впадает в Жайык, снега зимой мало и животные доставали корм тебеневанием. Как писали археологи, левая сторона Илека от Соль-Илецка до Актобе имела в древности наибольшую плотность курганов по Евразии, скопление святилищ и здесь формировались самые могучие государства – на скрещении пастбищных путей.

 Как бы люди не уничтожали следы прошлого, немалое их число еще осталось и в своих статьях и книгах пишу о них. В газетах «Қазақ үні», «Керек инфо», журнале «Мысль», на сайтах и в других СМИ. 

– Что можно сделать в этом направлении?

– Государство Туран являлось лидером планеты тысячелетиями!.. Столица его, основанная каганом Майкы, по всем признакам, находилась между аулами Ортак и Аксай Кобдинского района. Майкы, который в «Авесте» носит обережное имя Йима, историки зовут основателем Золотого Века Человечества, а знатоки духовности – Учителем всех пророков, в т.ч. Зороастра, основателя зороастризма, из которого выросли абрамические религии (М.Бойс; Э.Шюре; А.Касымжанов).

 Необходимо при строительстве новых объектов вносить историко-культурные изюминки. Вот, Актобе, имевший в 1991 г. 265 тысяч человек населения. Сейчас здесь 534 тысячи человек и в наличии районы «Алматы», «Астана», микрорайоны «11», «12», Батыс-1», «Батыс-2» и др. 

При дальнейшем развитии города именовать бы новые районы и микрорайоны - «Қазақия», «Майқы би», «Сарматия», «Тұран» и т.д. Учитывая как исторические традиции, культуру, духовные ценности, так и будущий приток туристов как внутренних, так и иностранных. Спокойно стратегию вырабатывать в этом вопросе, привлекая организаторов, специалистов и энтузиастов.

– Какие еще были связи в древности?

– В статье Ж.Артыкбаева «Хеттская империя и наше племя кете»: «Тему, которую и в наше время не решаются затрагивать казахские историки, первым поднял Н.А.Аристов». Более века назад Н.А.Аристов сказал о родственности хетской и древней орхонской письменностей и о связи народа хеттов, властвовавших во II тысячелетии до н.э. в Малой Азии с казахским родом кете. Под управлением хеттов тогда находился и остров Кипр, который назывался Алашия (Аласия).

И до сего дня на Кипре есть местность Отекен!..

А ведь та часть кетинцев переселилась в Малую Азию со здешних мест после тысячелетней засухи и падения Турана около 1900 гг. до н.э. Именно тогда переселилась в Иран и Индию с берегов высохшего от засухи Илека и часть таманцев, которые оставили в известных на весь мир песнопениях Авесты и Ригведы свои бессмертные автографы: «Мы из племени тама народа кушика (қазақ)»!..

– Есть ли надежда, что ваши новые исследования войдут в обиход?

– Глава государства в прошлом году сказал о необходимости приступить к написанию нового текста многотомной истории страны. И работа в этом направлении ведется.

…Недавно увидел в Интернете книгу Мухита Сыдыкназарова «Непрерывная государственность Казахстана в потоке истории. Казахское Государство на европейских и американских картах XVI-XIX веков. Атлас». 130 карт со всего мира собрал за 15 лет энтузиаст, показав пример гражданского подвига. Где же была 30 лет официальная историческая наука?  

 Карты, собранные М.Сыдыкназаровым, видимо, найдут свое место и в новых учебниках. Это касается этапа Казахского государства XV-XIX веков. 

Мы же показываем примеры из древнейших и древних эпох истории. Уверен, что среди читателей этих строк найдутся люди, которые заинтересуются древностями и среди них будут те, кто последует примеру Сыдыкназарова и также внесет своими исследованиями личный вклад в восстановление исторической памяти родного народа. Героями не рождаются, ими становятся. У Альберта Эйнштейна не было диплома физика. Курмангазы не видел консерватории, но его имя присвоили консерватории. Если не мы, то кто же? Кто?.. Официальная наука еще не отошла полностью от летаргического сна, для этого ей, видимо, понадобится время.

Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за интересное интервью!

                                                                     Дастан ЕЛДЕС