Майқы би (II часть)
2023 ж. 12 маусым
2302
0
Надо открывать наследие Майқы би Казахстану и человечеству
Мы продолжаем разговор с известным исследователем, писателем Торегали Абдуллаулы Казиевым о знаменитом Майкы би, возможном авторе праязыка, об изначальной родине древних предков, Золотом веке человечества, проблемах изучения древней истории казахов, исследованиях прошлого Степи, кодах казахского языка и др.
При кагане Майкы и после него в мире тысячи лет царили справедливость и основательность…
– Вы сказали о Майкы би как возможном авторе праязыка. Как это проявилось?
– Кагана Турана Йиму (Майкы) ученые, культурологи и прочие знатоки истории мира называют человеком, установившим Золотой Век человечества. Учителем всех последующих Пророков: Заратустры, Моисея, Рамы, Иисуса и других (Э.Шюре. Великие посвященные). Факт, отмечаемый специалистами – из тенгрианства вышел зороастризм, а из зороастризма – иудаизм, христианство, ислам (А.Қасымжанов. Рухани тамырлар//Қазақ.А.1994).
В отношении авторства праязыка после изучения источников приходишь к выводу, что каган Майкы провел всеобъемлющую языковую реформу. С тем, чтобы в словах сохранился весь опыт человечества и возможно было бы даже через тысячелетия этот опыт изучать, понимать и применять в практической жизни.
В словаре Майкы есть то, ради чего и как абызы свершили когнитивную (познавательную) революцию, создав сапиенса – человека качественного (сапа – качество), разумного и духовного. В ледовую эпоху время для обучения имелось: добыл мамонта и учись у абызов, шевели мозгами. Казахи до сих пор того мамонта зовут «зіл» (тяжёлый!), представьте, с какой радостью охотники произносили это слово, с чувством исполненного долга таща на плечах своим семьям тяжеленные части мамонтовых туш!.. Нынешнее русское слово «мамонт» (мамыр!) тоже – с тем же буквальным значением…
Главный завет Майкы дан им в вышеозначенном сказании: «Хан әділ болса, басынан бағы таймайды, халық табанды болса, қара жерден кеме жүргізеді» – «Если хан справедлив, с головы его не соскользнет счастье, если народ основателен и по черной земле проведет корабль» (Майқы би. с.84).
Разве лучше скажешь?..
– Как же воспитывалась основательность?
– Вспомните, как здороваются знающие традиции казахи: «Армысыз (Честны ли вы, благородны, совестливы, достойны, справедливы, стыдливы)?.. Отвечают: «Армыз. Бармыз (Да, мы честны, благородны, совестливы, достойны, справедливы, стыдливы. Мы есть)»...
Прогресс древнейших основывался на морально-этических принципах, которые они считали закономерностями развития Космоса, Природы и Человечества. Наши предки почитали Отца-Абсолюта, Мать-Природу и свой Человеческий Вид.
И сегодня казах говорит о каждом человеке на планете: «Ол да Адам баласы» – «И он сын Адама»!.. Универсальная идея единства человеческого рода.
– В каких социальных и климатических условиях жили в ту эпоху?
– Степняк не знал фобий в отношении других народов. В открытой суровой степи негде было спрятаться, каждый человек ценен и только вместе, плечо к плечу, спина к спине, можно было защититься от хищников. Мобильный охотник, скотовод, двигаясь по тысячекилометровым маршрутам, радовался каждому встреченному адаму. Обмен продукцией, торговля, артель, бригада, род, племя, народ, обмен невестами между двумя племенами – дуальное общество (по Е.Турсунову), начиная со среднего палеолита (300-40 тысяч лет назад).
Археологи говорят, что по правой стороне Илека в эпоху бронзы больше жили андроновцы (кыпшакские племена), по левую больше срубники (огузы). Гены андроновцев совпали с генами косеули табынцев – табынцы и сегодня живут на Илеке. Благожелательная общительность между людьми создала сапиенса!..
М.Закиев пишет, что в древности по левую сторону Волги больше жили кыпшакские племена, по правую – больше огузские. Кобыланды – кыпшак, его супруга Кортка из туркмен-огузов. Сарыбай, отец Козы Корпеша, – из кендгер кобан журты (кыпшак), а Карабай, отец Баян сулу – из огузов. Факт.
Анализ останков нескольких охотников на стоянке Сунгирь под Владимиром, живших 34 тысячи лет назад, показал их смешанную европеоидно-монголоидную антропологию и то, что они придерживались обычая жеті ата, не допускали близкородственного кровосмешения. Гены их совпали с генами некоторых нынешних степных родов.
И непрерывность развития с изначальных времен объясняется устойчивым климатом – в источниках сказано, что за 2,5 млн лет антропогена самым устойчивым на планете был климат в Евразийской степи. Уходила отсюда часть населения лишь в периоды долгосрочных засух, но основа социума оставалась и продолжала дело предков – казах (тюрк) умел и умеет жить и в пустыне.
– Вы сказали, что в Степи не было каст. Есть ли материальные или иные доказательства?
– Пример того, что в Древней Степи не было каст, приводит оренбургский археолог, автор монографии «Эпоха меди Степного Приуралья» С.В.Богданов: «Изучение социальной организации древнего населения позволило определить внесословный характер погребального обряда. До сих пор в Самарском Заволжье и степном Приуралье не обнаружено ни одного курганного некрополя военной аристократии, жрецов, ремесленников и т.п... Анализ материалов приводит к парадоксальному на первый взгляд выводу: все основные подкурганные захоронения III тысячелетия до н.э. принадлежат одной социальной группе древнейших номадов… основу социальной организации составляли семейно-родовые кланы (ру)» (Проблемы ямной культурно-исторической области. 2006).
И профессор Н.Л.Моргунова из Оренбурга отметила: «…вызывает удивление полное отсутствие каких бы ни было свидетельств имущественного и социального неравенства» (Археология Оренбуржья. с.75)!
Т.е. гипотеза о том, что древнее общество в евразийской степи было разделенным на касты, классы, сословия и т.п., не соответствует действительности.
Реальность в том, что каждый род и племя старались иметь у себя всех специалистов и старательно обучали молодежь в университетах, подобных Аркаиму. В журнале «Российская археология» (2005. №4) пишется, что медную руду из рудников развозили по аулам и каждый род выплавлял металл сам. Применяя добавки, степняк плавил медь дровами, углем или древесным углем при 500 градусах! Потому и курсы проходили ребята в Аркаимах, где в каждой аудитории металлургическая печь! Так же было и с другими профессиями.
– Отсутствие каст и классов – это ведь демократия!
– Да, в Древней Степи была на деле вертикальная и горизонтальная мобильность кадров и подлинная демократия.
Многие тысячи лет Туран был лидером планеты и на земле царили справедливость и основательность. Об этом говорят подлинные документы тех эпох. Пример по книге «Всеобщая история» Н.Иванова о III тысячелетии до н.э.: «Классическая модель развития – Шумер 3-й династии Ура. От нее дошло 100 тысяч клинописных табличек. Однако и в предшествующий период все элементы этого общества были в нем заложены. Этот тип организации общества обосновывался морально-этическими принципами… закон, что главная цель – защитить слабого от сильного… Древний Египет… Принцип организации общества был близок к шумеро-вавилонскому… все были равны… общие черты ранней древности – отсутствие рабов».
Т.е. на Ближнем Востоке и в Северной Африке, находившихся в сфере влияния Турана до 1900 гг. до н.э., поддерживалась социальная справедливость, близкая к тому, что было в метрополии. Так было и в других странах.
Тысячелетняя засуха и падение Турана около 1900 гг. до н.э.
– Что же впоследствии случилось с Тураном?
– Туран пал около 1900 гг. до н.э. в результате тысячелетней засухи. Вот что пишут историки природы В.Демкин, У.Соловьева, Т.Демкина, А.Борисов в статье «Палеоэкология восточноевропейской степи в эпохи энеолита и бронзы»: «Около 5000 лет назад началась аридизация (иссушение) климата, продолжавшаяся на протяжении тысячелетия …около 4000 лет назад в восточноевропейских степях возник самый масштабный палеоэкологический кризис за последние 6000 лет» (Сб. «Проблемы ямной культурно-исторической области»).
Археолог Н.Л.Моргунова: «…в течение XX-XVIII веков до н.э., судя по пестроте археологических материалов, в Поволжье и Приуралье происходили бурные события, связанные с переселением, смешением и ассимиляцией различных этнических групп. Этот период археологи иногда называют «смутным временем» по причине его насыщенности серьезными потрясениями: экономическими, военными и, видимо, политическими» (Археология Оренбуржья. с.68).
Историк металла Е.Н.Черных пишет о распаде в 1900 гг. до н.э. империи евразийских кочевников, простиравшейся от Сибири до Персидского залива, которую он назвал Циркумпонтийской металлургической провинцией (ЦМП), центром которой был Каргалинский металлургический центр под Оренбургом (ж. Российская археология. 2005.4).
– Это о Туране?
– Речь идет о Туране, но если ученый напишет слово «Туран» – начинаются трудности с финансированием исследований. Мне пришлось слышать об этом весной 2006 г. в Оренбурге в кулуарах научной конференции по проблемам ямной культуры, в которой принимали участие ученые нескольких стран. Выступавший там Г.Б.Зданович, открыватель Аркаима, рассказывал, как они (археологи) четыре часа спорили с лингвистами в Академии наук в Москве о языках, лежащих под степными курганами эпохи бронзы людей, и к единому мнению не пришли…
Если хочешь, чтобы твоя работа финансировалась, сразу пиши, что только индоираноевропейские языки были у раскапываемых степняков древности?!
Меня поразил тогда честный ответ антрополога Анатолия Хохлова на заданный вопрос, когда он выступал с трибуны. Его спросили с места ученые из Самары: «Как провести генетическое исследование останков людей эпохи ранней бронзы»?.. Ответ: «…во-первых, это дорого! Во-вторых, все равно это окажется алтаец, а вам это – надо?!»…
Оренбуржцу С.В.Богданову, когда он выступал с трибуны, задали вопрос: «А почему тут нет наших казахских коллег»? Сергей Вячеславович тоже ответил честно: «…наши казахские коллеги застряли на саках»!..
– Их приглашали?
– Оренбуржцы, конечно, приглашали ближайших соседей на конференцию, но… К примеру, в нашем Актобе нет ни одного сарматолога, специалиста по бронзовому веку, специалиста по каменному веку. Выкопается очередной «золотой» или «бронзовый» человек – ставится модная уже третий век «арийская метка» и дело с концом… Четвертый город страны по населению, имеет кучу вузов и колледжей, а историков по древности – нет…
– Но сарматы имеют отношение к казахам?
– Написал я книгу «Во главе Великой Сарматии», а официальные историки мне: «Ойбай, сарматтардың қазаққа қатысы жоқ»!.. Тогда как ветеран отечественной антропологии Оразак Смагулов еще десятки лет назад дал профессиональное заключение на основе своих многолетних исследований об «уйсуно-сарматском антропологическом единстве (сообществе)» и т.д. (Қазақ. А. 1994)...
Г.Б.Зданович на той конференции тепло говорил об эпизодах казахской истории, и я в отдельной беседе с ним выразился: «…вот бы вам об этом написать книгу»!.. Геннадий Борисович призадумался, а потом посмотрел на меня и с упрёком выпалил: «…об истории казахского народа должны писать вы сами»! Видимо, как и С.В.Богданов, не раз огорчался равнодушию некоторых к истории своих предков.
– Какие последствия вызвало падение Турана?
– Результатом тысячелетней засухи стал и исход большой части населения во все стороны света. Степь лишилась абызов, покинуты университетские города, такие как Аркаим. В Иране появились Авеста и зороастризм, на Ближнем Востоке – абрамические религии, в Индии – Ригведа и буддизм, в Китае – небесные воззрения, лаоизм, конфуцианство.
Народы со временем вкладывали в былые степные учения свои местные конкретности, и поэтому для установления первоначала необходимо постоянное сравнение дошедших текстов с оригиналом, т.е. с наследием тюркских народов. И надо помнить, что в Степи не было ни рабства, ни кастовости, а то, что в абрамических религиях признали рабовладельчество, в некоторых странах появился кастовый строй и т.п., – это сугубо их местные предпочтения и добавки.
Индийская Самхта Ригведа сообщает причину, из-за которой их предки-степняки переселились в Индию: «3900 лет назад высохла река жизни Сарасвати (Карасу Ати), до того бывшая полноводной»!..
По дате с выводами ученых-палеоэкологов сходится. Ати, Атиль, Еділ – так звали Волгу.
Звуки «с» и «к» могут употребляться параллельно, казах воду и красавицу зовет «су» и «сұлу», а башкорт – «ху» и «хылу». Оттого и параллельные «Карасу» и «Сарасу».
Если за тысячу лет засухи и могучая Волга высохла, значит и Жайык тоже... Что скажешь о более мелких водоёмах?.. Река жизни в овраг превратилась и трава исчезла в степях. Ушли кони, коровы, косули, овцы, козы... Мамонты исчезли за тысячи лет до того.
Разница между справедливым Майкы и сторонником рабства Аристотелем
– По какой причине появились рабство, кастовый строй?
– Оставшиеся без руководства и направления благородных абызов, многие страны планеты Земля уже почти четыре тысячи лет находятся в безостановочном брожении и в стратегической темноте: нет светильника и нередко многие общества попадают в руки эгоистов-манипуляторов.
Через несколько веков после падения абызовского Турана эгоисты, подражая муравьям, начали делать рабами таких же людей, как они сами: «Характерной чертой поздней древности (рубеж II-I тысячелетий до н.э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки» (Н.Иванов. Всеобщая история. М. Изд. РАН. 2005)!
Афинах в IV веке до н.э. из 431 тысячи человек населения 93% были рабами (А.Боннар. Греческая цивилизация. М. 1992. с.145)…
Европа только во второй половине XIX века отменила у себя рабство.
– Разве великие Учителя древней Греции могли выступать против гуманизма?
– Сегодня во многих странах распространено восхищение греческим философом, воспевателем рабства Аристотелем и заявления политиков о желании своей страны стать очередным Римом – разве желающие добра своим народам могут подражать тем рабовладельческим Греции и Римской империи?
Вот, прочтите на стр. 212-213 книги А.Боннара: «Аристотель в письме Александру (Македонскому) – некоторые аспекты этого письма нам сохранил Плутарх – советует монарху: обходиться с греками как подобает отцу, а с варварами – как подобает господину, первых считать друзьями и близкими и пользоваться вторыми, как пользуются животными или растениями».
Другой девиз морально заблудившихся предводителей: «большая рыба поедает маленькую»…
Через несколько веков после падения абызовского Турана эгоисты, подражая муравьям, начали делать рабами таких же людей, как они сами: «Характерной чертой поздней древности (рубеж II-I тысячелетий до н.э.) было появление рабства… начали финикийцы, продолжили греки» (Н.Иванов. Всеобщая история. М. Изд. РАН. 2005)!
В Афинах в IV веке до н.э. из 431 тысячи человек населения 93% были рабами (А.Боннар. Греческая цивилизация. М. 1992. с.145)…
Европа только во второй половине XIX века отменила у себя рабство.
Понимаете разницу между мировидением справедливого человека Золотого Века, продолжавшегося многие тысячи лет, и воззрениями рабовладельцев и эгоистов, веков морально-этического падения?
Золотой век человечества остался в памяти народов
– Неужели не остались свидетельства о Золотом Веке человечества?
– И те, из древних же греков, кто имел благородное сердце и честь, и в века темного рабства в их родной стране, вспоминали об ушедших золотых тысячелетиях общей свободы. Обращали взгляд в сторону Великой Степи, которая подарила когда-то миру универсальную идею единства рода человеческого и морально-этические принципы, как закономерности Космоса, Природы и Детей Их…
Поэт Гесиод (VIII–VII века до н.э.) в поэме «Труды и дни» о тех далеких тысячелетиях: «Поколение людей золотое. Жили те люди как боги, со спокойной и ясной душою, Горя не зная, не зная трудов. И печальная старость К ним приближаться не смела… Стад обладатели многих, любезные сердцу счастливых».
Гомер, живший в VIII веке до н.э., в «Илиаде»:
«Зевс обратил свой взор вдаль, на земли конеборных фракийцев,
Сражающихся врукопашную мисийцев и дивных доителей
Кобылиц, млекоедов и абиев, справедливейших из людей»…
Поэт Херил в V веке до н.э.:
«И саки, пастыри овчин, скифского рода, но обитатели,
Богатой пшеницею Азии, высланцы тех кочевых,
Что самые между людей справедливые»…
– И главный вопрос: был ли Майкы исторической личностью?
– На вышепоказанных и не показанных примерах (а их в десятки и в сотни раз больше) мы убеждаемся, что каган Турана Майкы был исторической личностью, которая со временем обросла легендами, мифами и даже была обожествлена.
Многие распространенные имена, как Михаил, Майкл и другие, пошли от его имени, и есть даже в Библии. Как и Елиса в той же Библии, Елисей у Пушкина – огузское произношение имени Алаша хана Первого.
Есть необходимость в том, чтобы официальные историки-тюрки, как и ученые других стран, скрупулезно изучали имеющиеся источники и, как бухгалтеры, разложили всё по полочкам.
Тех, кто занимается историей, можно схематически разделить на три группы. К первой группе относятся те, кто своим исследовательским трудом открывает истину о прошлом. Во второй те, кто вводит или не вводит открытое в учебники – в зависимости от пожеланий заказчиков учебников. В третьей группе – лекторы, рассказывающие то, что напечатано в учебниках – будь то правда или дезинформация.
Сегодня мы суверенная страна, и необходимо овладевать исследованием опыта прошлого своих предков, скрупулезно изучать и описывать историю родной Степи самим. Это внутренний взгляд, а из внешнего взгляда также брать рациональное, полезное и не вносить в учебники дезинформацию вроде той, что в Древней Степи имелось кастовое общество.
В Китае Институт Конфуция – нам нужен Институт Майқы би
– Можно ли использовать наследие Майкы би на благо страны и народа?
– Сегодня мир очень сложен и бурлит в поисках выхода из трудной ситуации. Ищет Пути. Дао. Наша страна, как равноправный член ООН, также на ответственном этапе своего суверенного развития. Ставятся задачи действительной модернизации, провозглашаются реальные шаги по повышению роли науки и культуры в движении вперёд, по включению могучего потенциала всех граждан страны в эффективный качественный рывок в лучшее будущее.
Если будем беспрерывно и неослабно трудиться, впитывая полезное из опыта прошлого, передовое из настоящего, с собственной стратегией на ближайшие и дальние времена, исходя из интересов и ценностей своей страны и человечества – добьёмся исполнения поставленных целей.
Опыт славных предков поможет нам сделать свое государство справедливым и народ основательным! Вместе со всеми народами земли продолжить дальнейший путь.
Задача не менее ответственная, чем та, которая стояла перед предками в начале ледника эдак 115 тысяч лет назад. Лодыри тогда вымерзли и стали пищей для хищников. Выжили мыслящие, инициативные, имеющие честь, умеющие эффективно трудиться и воевать.
Хочется дожить до дня, когда возможно будет положить цветы к памятнику великого Майкы…
Необходимо осознать, что наследие Майкы би имеет большое значение не только для казахского народа, но и всего человечества. Это особенно актуально в наши дни, чтобы человечество обратило свои взоры в сторону справедливого мира, справедливых законов без войн и насилий.
Наследие Майкы би должно стать международным брендом Казахстана. В Китае есть Институт Конфуция – у нас должен появиться Институт Майқы би.
– Что еще известно о Майкы?
– Многие места сказания «Бұл қазақ қай уақытта үш жүз атанған» говорят о том, что Майкы был из абызов, т.е. из ученых людей. Термин «жрец» тут не годится, так как в исторической литературе жрецы подаются как представители кастового общества (индийского, персидского, европейского и др.). А в Степи каст никогда не было и до прихода арабов в VIII в. тюрки не знали понятия «раб», а слово «гул», «кул» имело другое значение (Л.Н.Гумилев).
В древних текстах слово имело минимум три значения: простое, образное и тайное. О Майкы в сказании говорится, что он был хром, всю жизнь на арбе ездил. Исследователи С.Кондыбай, Б.Тлеубердиев отмечают эту «хромоту» как «змееподобность» и принадлежность к абызам.
В источниках, пришедших из незапамятных времен, много поздних наслоений, сокращений и добавок, иногда и намеренно провокационных. Для того чтобы самому научиться отличать наслоения разных эпох, нужно начинать с чтения книг: «Қазақ ономастиканың лингвокогнитивтік аспектілері» Б.Тлеубердиева, «Кобланды батыр» М. 1975 г. и других.
Часто путают Майкы кагана с Майкы времен Чингисхана, нередко все деятели с этим именем сливаются в один средневековый образ – в соответствии с установкой большевиков, что «казахи начинались в XV веке»...
Древний обычай жанама ат/обережных имен...
– Вы как-то сказали, в древности у известного человека были несколько имен…
– Да. В книге «Майқы би» (А. 2014 г.) сказано: «Атанған Махмұт дана, болып Майқы» – «Именован Махмут-гений, став Майкы»! И говорится, что есть три языка отношений и управления: май тілі (язык масла), шаң тілі (язык пыли/юридический) и қан тілі (язык кровавый). За управление «языком масла» присвоили кагану имя Майкы. Т.е. это имя дано не при рождении.
Б.Тлеубердиев пишет о том, что С.Кондыбай идентифицирует личность Майкы с древнеиндийским, древнеперсидским, авестийским, германским и прочими Ями, Иама, Йима, Имир, Юмис и другими. В Авесте – это царь скотоводов Йима, давший человечеству Золотой Век, в «Шахнаме» Фирдоуси – царь Джем, у индийцев – тоже Йима и т.д. В булгарских летописях «Джагфар тарихы» это Джам – первый царь государства Идель (Семь племен), называвшегося и Туран.
– Когда и где жил Майкы би?
– Лондонский профессор Мэри Бойс определяет: царь Турана Йима и его ученик пророк Зороастр родились и жили в степях восточнее реки Волга!.. В каменном веке (М.Бойс. Зороастрийцы. Верования и обычаи. 1985).
Профессор Ж.Артыкбаев также относит время жизни Майкы к древнейшим эпохам (Қазақ тарихы мен этнологиясының мәселелері). Спаситель булгарских летописей Ф.Нурутдинов датирует начало правления царя Джама Иджика (Иджак, Азак – так в летописи) из абызовской династии Дуло (Дулат) 14953 годом до н.э. Это время ледника. Индийские древности также утверждают, что Йима пережил ледник.
Здесь нужно помнить, что все указываемые даты лишь ориентир, а каждый источник носит фрагментарный характер и истина приближается только при сравнении источников трех групп: науки, наследия народов мира и наследия тюркских народов.
К тому же надо учитывать, что в Золотом веке люди справедливых законов физически жили очень долго. Отход от справедливого строя сократил и человеческую жизнь.
– Если Майкы провёл всестороннюю реформу первого языка, то кто же был создателем? Кто стоял в начале сапиенса? В начале казахского/всех тюркских/всех евразийских народов?
– На этот вопрос ответ дает надпись на камне в местности «Таңбалы шұбар» недалеко от Жезказгана. В переводе на русский академика Алкея Маргулана звучит так: «Кипчаки, найманы, алчины, аргыны (каракесек), уйсыны (куйсын) и табыны! О, дай благоденствие этим шестерым!».
...Если за начало ледника и сапиенса принять предлагаемую учеными дату в 115 тысяч лет назад, то время с того начала до падения Турана можно разделить схематически на четыре династийные эпохи: кыпшак-огузскую эпоху, найман-алшынскую, аргын-каракесекскую и дулат-уйсун-табынскую. С учетом того, что каждое названное здесь племя представляет и другие родственные и союзные племена.
Как видите, вначале названы кыпшаки и огузы – с них и начался сапиенс – сапалы адам. Именно они возглавили переход активных, мыслящих и умелых людей от теплого времени к резкому ледниковому, когда ленивые, зевающие, плачущие, хохочущие, неумелые, недружные и неспособные бороться и воевать помёрзли от холода и быстро были съедены миллионами голодных хищников.
В науке есть латинское выражение хомо хабилис – человек умелый. «Хаб» и «кып» одно и тоже слово на разных акцентах. Кылу – делать, а кып – «сделав». «Делающий», «умелый», «мастер», «шебер», «жакып (иаков)». Кып шак – мастеров время! Ок – камень, стрела, пуля. Огыз – камень бросай, стреляй, пуляй!..
– В казахском наследии кто вытащил людей из пещеры ледникового периода?
– Таласбек Асемкулов нашел, что Кубыра (Кып) пайгамбар – о нем есть дастаны и сказание, записанное исследователем из рассказов стариков в Семипалатинской области. Да и Серикбол Кондыбай недаром говорил, что актюбинская земля дала самые изначальные слои казахского эпоса. Вот, из варианта кобдинца Айсы Байтабынова, о том, как сидя под землей Кобыланды (Кып) мастерит тарак (трезубец), испускающий свет:
«Қобыланды өзі тым шебер еді,
...серкенің мүйізінен
Тарақ істеп береді.
Ай қараңғы, күн бұлт күні тарақтың сәулесі
Сәскелік жерге түседі.
...Жарқылдаған сәулесін
Қарлыға сұлу көреді»
О том, что супруга Кобыланды Кортка была дочерью огуза и о Карабае, о дуальном обществе, содружестве сородичей Кыпшака и Огуза со времен среднего палеолита, уже был разговор. Ведь и в поздний палеолит они не с Марса упали.
Видите, тарақ (қазақ), испускающий лучи света, создан каракыпшаком Кобыланды еще в ледниковую эпоху…
Кубыра (Кып) пайгамбар по разным причинам в народном сознании менее известен, чем тот же Асан Кайгы, хотя это разные несопоставимые величины.
– Как у вас с написанием книг?
– О вышеуказанных четырех эпохах пишу книгу на казахском из семи частей под названием «Қазақнама». Первую часть посвятил четвертой эпохе и очень коротенько, схематически написал, издал, озаглавил – «Қартқазақ»! Сейчас пишу следующую часть, о первой эпохе, под названием «Екі аяқтыларды адамзат қылған қыпшақ пен оғыз». Если будет дано время, надеюсь, дописать.
– Торегали Абдуллаулы, большое спасибо за обширное и интересное интервью, за объяснение первоистоков человечества, феномена Майкы би и глубокий анализ!
Помните, о легендарной северной стране Гиперборея в древнегреческой мифологии («за Бореем», «за северным ветром»)? Геродот (IV в. до н.э.) сообщает, что гипербореи жили за Рипейскими горами (Урал), за скифами, севернее их. Вполне возможно, что это была не легендарная страна и народ…
P.S. Торегали Абдуллаулы Казиев, писатель-исследователь.
Родился 18 июля 1948 г. в ауле Егинсай Оренбургской области – в 20 км от мемориала Кобыланды батыра в Актюбинской области. Кыстау прадеда Бексултана в начале XX в. стоял на правом берегу Кобды в 1 км от мемориала Кобыланды. Окончил сельхозинститут по специальности агроном-экономист. Работал комбайнером (награжден медалью «За доблестный труд»), агрономом, председателем профкома, экономистом ПМК и совхоза, завотделом районной газеты, заммэра райцентра Акбулак, специалистом по историческим памятникам, возглавлял экспедиции по поиску памятников ранних и поздних кочевников. С 1989 г. по 2007 г. возглавлял казахско-татарскую диаспору Акбулакского района Оренбургской области. Один из организаторов Объединения казахов Оренбуржья, был членом правления, сопредседателем. Участвовал в курултае тюркских народов в Казани в марте 1991г., на развернувшейся несколькодневнойдискуссии возглавил сторонников мирного пути тюркского Возрождения, неучастия тюрков в вооруженных выступлениях и участники курултая приняли мирную резолюцию, чем не допустили превращения тюркской молодежи в пушечное мясо. Участвовал в работе первого курултая казахов мира в 1992 году. Был членом Союза журналистов СССР. В 2007 г. переехал в Актобе. За материалы в СМИ в 2018 году награждён Почётной Грамотой Союза Журналистов Казахстана, медалью Бокенбай батыра. Написал и издал книги: «Акбулак – прародина скифских царей» (номинант Оренбургской краеведческой премии имени Рычкова П.И), «Периферия», «Сердце Мира», «Казах держал на плечах Небо», «Айналайын, Акбулак», «Во главе Великой Сарматии», «Сапара – казахская Жанна д Арк» и в 2022 г. – «Қартқазақ» (часть книги «Қазақнама») на казахском языке.
Дастан ЕЛДЕС,
Қазақ үні