Узловые детали развития Астаны

Узловые детали развития Астаны

Развитие страны во многом зависит от достижений столицы, ее экономики, производства, науки, культуры и т.д. Главный город – это бренд, лицо, образ, локомотив страны. В идеале это не только административный, но и культурный, научный, экономический, промышленный центр. У нас же столица, можно сказать, только отстроилась, и до сих пор идут «отделочные работы». 

   Акимы должны ходить пешком 

Ныне пришло время пересмотра стратегии развития столицы, ее «идеологии». Ведь Астана – не только молодой, но и быстрорастущий и дорогой город. И здесь большое значение приобретают узловые детали «отделочных работ», их содержание, наполнение: от них во многом зависит меняющийся облик столицы, ее будущее. 

К примеру, всем известны большие пространства столицы, величины огромных административных зданий, которые пешеход не обойдет, и только на машине можно их обозревать. Это вам не Алматы, где в акимат можно пройтись пешком (в 1980-1991 гг. – ЦК Компартии Казахстана, в 1991-1994 гг. – резиденция президента РК), а по пути отдохнуть в тени деревьев на скамейке и полюбоваться фонтанами.

Иными словами, сделать столицу ближе простым людям, уютнее, комфортнее, пешеходной, сделать расстояния короче. В конце концов, столица строилась не только для чиновников, но и для туристов, горожан – взрослых и детей, которые могли бы пройтись мимо огромных зданий, посидеть на скамейке или в летнем кафе и отдохнуть на фоне красивых зданий, фонтанов, клумб, а дети – поиграть на детских площадках. 

Для таких целей можно бы пригласить профессиональных дизайнеров, чтобы преобразить город. Город чиновников, машин, больших зданий и пространств оживить скамейками, беседками, аллейками, фонтанами, клумбами, деревьями и т.д., ввести горожан действующими лицами на фоне административных зданий. 

В этом плане актуален совет президента Касым-Жомарта Токаева акимам ходить пешком: «Акимы должны пешком ходить по своим городам, населенным пунктам».

Навести культурный лоск профессиональной уличной скульптурой уровня известной скульптуры «Двое» покойного скульптора Еркина Мергенова в Алматы. Можно даже его известные скульптуры вывести на улицы Астаны, что, несомненно, придаст своеобразный колорит, шарм городу. Пора расстаться с дешевыми и «одноразовыми» скульптурами, которые разрушает астанинский ветер. 

     Не повторять опыт Алматы

Конечно, было бы замечательно, если бы всё это планировалось изначально, в том числе уличный дизайн, социальная жизнь города, общественный транспорт (ОТ) и т.д. Однако столица строилась стремительно, масштабно – по этой причине многие важные детали остались недоработанными. 

К примеру, общественный транспорт Астаны по сравнению с Алматы выигрывает по некоторым параметрам, да и нет пока в столице алматинских пробок. По этой причине уже сейчас надо вести соответствующую работу, чтобы в будущем не повторять проблемы самого крупного мегаполиса страны. 

Пущенные в свое время на самотек ОТ и такси, непродуманная транспортная политика городских властей привели к нынешнему коллапсу в Алматы: пробки наносят огромный ущерб экономике, перспективе развития города, туризму, экологии, здоровью жителей мегаполиса и т.д. Не говоря о многочисленных ДТП.

На основе мирового опыта сложилось золотое правило транспортной политики большого города: лишь развитый общественный транспорт решает проблемы городских пробок и своевременного перемещения горожан. Об этом свидетельствует опыт Сеула, Копенгагена, Сингапура, Стамбула и т.д. Из этого правила следует следующее: все привилегии и внимание необходимо отдавать ОТ. 

Население Сеула составляет около 10 млн человек, а транспортная система города представляет собой одну из самых совершенных и дешевых в мире. Добиться такого результата удалось во многом благодаря развитию общественного транспорта.

   Свой двор можете обустроить по своему желанию 

В народном преобразовании столицы может сыграть свою роль проект «Бюджет народного участия», который позволит жителям самим определить, какие и где должны появиться объекты инфраструктуры. В мире подобные проекты, когда граждане сами определяют, как формировать свою среду, называют проектами инициативного или партисипаторного бюджетирования.

В этом году весной в четырех районах города – Алматы, Сарыарка, Есиль и Байконыр – принимали заявки жителей для проекта «Бюджет народного участия». Горожане могут предложить планы капитального ремонта двора, строительства скверов, парков, общественных пространств, озеленения района и т.д. Они предложат идеи, спроектируют внешний вид и функциональность объектов, а затем проголосуют за лучшие проектные решения. Проекты – победители голосования – будут профинансированы за счёт государственных средств. 

Как сообщил «Хабар 24», в этом году столичные власти планируют потратить на эти цели около 8 млрд. тенге. Это 10% от суммы ЖКХ, которые будут направлены по городу. При этом предельная стоимость одного проектного предложения составляет 86 млн тенге 256 тысяч тенге. Астанчане уже предложили почти 280 проектов. 

Эти проекты хороши тем, что горожане могут проконтролировать не только весь процесс, но и проследить, чтобы деньги потратили по назначению, которые подрядчик должен указать в паспорте, как и объем и сроки работы. 

Программа «Бюджет народного участия» заработала в стране два года назад. За это время в столице, по информации акимата, воплотили в жизнь больше 170 проектов. И в зависимости от эффективности, результативности программы и пожеланий горожан необходимо реализовать ее и в других районах столицы, а также в городах Казахстана.

   Как избежать наводнений

Наводнения происходили во все времена. Однако в последние годы их отличают небывалая частота и сила. 

Изучение многих природных факторов района столицы делает вполне реальной возможность наводнений. В Астане грунт насыщен водой и солью, подземные воды находятся крайне высоко, чрезмерная заболоченность, стоячая вода, кругом соленые озера, густо заросшие камышом. В междуречье Нура – Ишим вода также близка к поверхности. В пойме Ишима много подземных вод, о чем свидетельствуют геологические исследования. 

К тому же по законам природы левый берег обычно ниже, чем правый, и по этой причине на левом берегу Акмола не застраивалась. Ведь этот город подвержен наводнениям. В частности, в 1949 г. левый берег ушел под воду. 

По тем же природным законам при обильных осадках грунтовые воды поднимаются.

И в таких условиях Астану надо было строить с системой ливневой канализации, со специальными каналами, сушением болот и т.д. Проектировщики должны были учитывать наличие высоких грунтовых вод и возможность сильных дождей (результаты их сочетания мы видим в последние годы).   

Это ведь всем известная практика по строительству городов рядом с водоемами, болотами, высоким уровнем грунтовых вод и т.д. 

Однако столица строилась столь стремительно, что градостроители упустили эту ключевую деталь. В итоге потопы в городе стали частыми гостями. 

К тому же асфальт и бетон не дают фильтровать воду вниз. С другой стороны асфальт, здания сокращают зону испарения подземных вод, что ведет к подъему уровня грунтовых вод. Чтобы организовать грамотно дренаж и водоотведение, необходимо было контролировать уровень подземных вод. А это уже задача городского акимата. 

После памятного наводнения в августе 2018 г. столичные власти приняли решение модернизировать ливневую канализацию и предложили передать функции по ремонту, реконструкции сетей и очистных сооружений единой компании – ТОО «Астана Тазалык». В акимате заверили, что к концу 2019 г. беспрепятственный отвод поверхностных стоков будет обеспечен в наиболее затапливаемых микрорайонах Астаны.

И в апреле 2022 г. тогдашний аким столицы Алтай Кульгинов отчитался, что построили очистное сооружение в микрорайоне Молодежный (пересечение ул. Ташенова и Амман) с реконструкцией̆ подводящих коллекторов. Данное очистное сооружение позволило решить проблему с подтоплениями улиц Ташенова, Бараева, Валиханова, Пушкина, Иманбаевой, пр. Республики, верхней части пр. Тауелсиздик.

Завершили строительство магистрального коллектора ливневой канализации протяженностью 500 м – начало берет от ул. Дауылпаз до улицы Елим-ай (проходит часто затапливаемый проспект Бауыржана Момышулы). Новое сооружение позволило увеличить пропускную способность существующих сетей ливневой канализации в 1,5 раза.

Алтай Кульгинов также сказал о завершении работы по строительству очистных сооружений и магистрального коллектора в районе ЖМ Тельмана, ЖМ Пригородный и др.

Однако в августе 2022 г. столицу вновь затопило дождевой водой: за пару часов затопил левый берег. Сильнее всего от потопа пострадали улица Мангилик Ел и в целом Есильский район. 

Вполне возможно, что модернизация ливневой канализации не закончена. В любом случае в Астане необходимо продолжать «отделочные работы», чтобы жизнь горожан стала комфортной, а город обрел свое столичное лицо.

Дастан ЕЛДЕС, 

Қазақ үні