Традиционный ислам и национальная культура

Традиционный ислам и национальная культура

7 апреля 2023 г. в Акорде был проведен ауызашар от имени главы государства. На ауызашар были приглашены государственные и общественные деятели, ученые, врачи, педагоги, представители этнокультурных объединений, главы дипломатических миссий, деятели культуры, сотрудники спасательных служб.

                     Традиционный ислам и национальная культура 

Обращаясь к собравшимся, президент подчеркнул особую значимость священного для всех мусульман месяца Рамазан, который верующие посвящают духовному самосовершенствованию и праведным делам.

Было сказано об особой важности продвижения традиционного ислама в соответствии с духовными и культурными запросами нашего общества, о традициях и обычаях казахского народа, о трепетном отношении в казахском обществе к дочери и т.д.

«Традиции и обычаи казахского народа всегда призывали к добру и имели глубокое нравственное значение. Замечательным примером может служить бата – напутствие аксакалами молодежи. Подрастающее поколение всегда с должным уважением относилось к старшим. Внимания и трепетного отношения в казахском обществе всегда удостаивались дочери. Все это созвучно главным ценностям традиционного ислама», – подчеркнул Касым-Жомарт Токаев.

Глава государства также призвал беречь и развивать национальную культуру: «Национальная культура – это глубокое по своему содержанию и многогранное явление. Истоки самобытной культуры казахского народа заложены в традициях и обычаях. Своеобразие нашей культуры находит свое яркое воплощение и в национальной одежде. Было бы замечательно, если бы подрастающее поколение надевало казахскую национальную одежду не только на Наурыз мейрамы и другие праздники, но и в будни. Национальная культура является зеркалом жизни народа, проявлением его бытия, а духовное развитие страны напрямую связано с развитием национального самосознания». 

В контексте современной жизни страны это была критическая оценка нынешней религиозной сферы.

Ведь в последние годы у нас появились явные признаки цивилизационного разлома: меняются не только одежда, но и свадебные, похоронные обряды, менталитет, отношение к женщине, музыке, искусству, образованию, государству и т.д. 

Ныне участились случаи похорон в день смерти, как принято в арабских странах из-за жары, а торжества проводятся без музыки и танцев, некоторые мероприятия – без участия женщин. Под категорию «харам» подпадают многие виды искусства, традиции, обычаи. Например, те же мазары, ас (поминальная трапеза), жеті шелпек, почитание умерших предков, беташар, казахская музыка и т.д. 

Например, Ризабек Батталулы, учивший парней «грамотно» бить своих жен: не наносить травмы и переломы, поэтому лучше бить камчой по бедрам, работает преподавателем в университете «Нур Мубарак», где готовят теологов, имамов и др. Т.е. это не простой человек, а преподаватель, работающий с молодежью. Кстати, в своем выступлении он ссылался на шариат. 

Который год идет конфликт руководителей школ с родителями школьниц в хиджабах. Разъяснения представителей ДУМК о том, что, согласно канонам ислама, головы покрывают не девочкам, а девушкам при достижении половой зрелости, не возымели особого действия.

В данном контексте необходима государственная защита традиционного «степного» ислама, национальных интересов, культуры, одежды и т.д. Нужно культивировать местные традиции, а не просто запрещать хиджабы в школах. «Арабский», или «чистый», ислам нивелирует все этническое, национальное, поэтому его не устраивают казахские вековые традиции и обычаи, свобода, равноправие степной женщины с мужчиной.

А ведь казахская музыка, эпос, жырау, знание абызов, изобразительное искусство, архитектура, почитание умерших предков, относительное равноправие между мужчиной и женщиной и др. имеют доисламское происхождение, которые принял традиционный ислам. Камзол, саукеле и другие аксессуары национальной одежды также имели доисламскую историю и дожили до наших дней.

Между тем раздаются голоса: зачем мусульманам изобразительное, музыкальное искусство или балет, мол, это запрещено «чистым» исламом, что светское общество – это безбожное общество и т.п., нередко говорят о законах шариата, заключаются браки без регистрации в ЗАГС и т.д. 

Соответственно меняется место женщины в семье и обществе. Укутанная в длинное покрывало женщина не должна учиться в вузе, работать вместе с мужчинами, заниматься общественной работой, политикой, искусством и т.д. Как результат идеологической обработки – в свое время казашки с семьями или без семьи уезжали в Сирию, чтобы жить по законам шариата и халифата.

             Расцвет ислама: когда есть связь с наукой и культурой

Выступление главы государства – это месседж не только чиновникам, депутатам, имамам, но и представителям силовых структур, которые в свое время поддерживали и продвигали «салафитов», не приемлющих традиционный ислам, древнюю культуру и традиции казахов. 

Кстати, о ценности национальных традиций Касым-Жомарт Токаев говорил и раньше, например акимам и руководителям государственных органов 13 марта: «Нельзя пренебрегать духовным воспитанием подрастающего поколения. Безусловно, это очень важный вопрос. Если мы оставим его на самотек, то можем утратить наши национальные традиции. Поручаю акимам во взаимодействии с компетентными органами усилить работу в сфере религии». 

Здесь говорится о духовном воспитании, которое у нас в последнее время неправильно понимается как религиозное воспитание; духовность – не религия, или не только религия. На самом деле это приобщение к духовно-нравственным и базовым национальным ценностям, поэтому духовное воспитание должно быть в рамках национальных ценностей. 

…Ислам один, он не бывает «чистым» или «нечистым», нет степного варианта – такой основной аргумент противников традиционного ислама.

Однако ислам разный не только географически, но по времени. Сравните нынешний ислам в Иране, Афганистане, Саудовской Аравии, Малайзии и т.д. 

Большой прорыв в исламской науке и культуре был сделан во время правления династии Омейядов, а также во времена династии Аббасидов, эти два периода охватывали промежуток времени с VIII по XIV в. История человечества не знала более серьезного прорыва в культурной, научной, интеллектуальной областях, как тот, что был сделан исламской цивилизацией в те века. 

Потому что ислам был не ортодоксальным, радикальным, как сейчас, Коран и Сунна всегда предписывали верующим мусульманам учиться, приобретать знания, стремиться к этому, а обучение различным наукам всегда считалось в исламе обязанностью каждого мусульманина.

Здесь уместно привести отрывок из знаменитой речи бывшего премьер-министра Малайзии Махатхира Мухаммада на открытии 10-й сессии исламской конференции 16 октября 2003 г. Говоря о причинах отставания мусульманских стран в науке, образовании, технологиях, экономике и т.д., он сказал: «На половине пути развития исламской цивилизации появились новые толкователи ислама, которые стали учить тому, что приобретение мусульманами знаний означало лишь изучение исламской теологии. Изучение естественных наук, медицины и т.д. не поощрялось. В интеллектуальном смысле в мусульманском обществе начался регресс… Вместо этого мусульмане все более и более вовлекались в споры по незначительным вопросам, таким, как: «соответствуют ли исламу узкие брюки и кепки с козырьком», «следует ли разрешить печатные машинки» и «можно ли использовать электричество при освещении мечетей». Мусульмане проспали промышленную революцию».

Т.е. мусульмане должны быть продвинутыми не только в теологии, но и в науке, образовании, медицине, технологиях и т.д. 

О наших имамах. Их проповеди не отличаются оригинальностью и глубиной, поэтому молодежь нередко слушает «салафитов», зарубежных лекторов, ищет иностранную литературу. 

Почему бы имамам не брать информацию из богатой культуры, литературы Степи, эпоса, не говорить богатым языком жырау и акынов? Почему бы им не учиться в обычных светских вузах страны (и за рубежом), чтобы хорошо разбираться в науках, медицине, новых технологиях, как советовал Махатхир Мухаммад? В противном случае мы можем проспать и четвертую промышленную революцию. 

Сейчас в системе ДУМК работают около 4 тысяч имамов. Из них всего 20 % имеют высшее образование. Среднее – у 27 %, 54 % имамов закончили специальные курсы. Специальные курсы! И эти люди несут ислам в массы…

                       Зороастризм был основан на тенгрианстве

Мусульмане привыкли, что истина пришла с VII в., а раньше как будто ее не было. Между прочим, человечеству несколько десятков тысяч лет. 

Ханафитский мазхаб стал распространяться, когда ислам вышел за границы арабского мира. Первоначально ислам – это все-таки была религия, главным образом, арабов. Абу Ханифа (есть мнение, что он был тюрком) на базе исламского учения разработал систему, которая была доступна всем, и из-за своей гибкости приобрела огромный потенциал для проповедничества и распространения.  

Особенности традиционного ислама принимались и учитывались во всем мусульманском мире. Это выразилось, в частности, в признании учения наиболее известного из суфиев Ходжа Ахмета Яссауи, который способствовал «примирению» ислама с тенгрианством.

Ходжа Ахмед Яссави считается одним из тех, кто разработал концепцию аулие (святых), уважение и поклонение которым стало важной частью исламской традиции в Средней Азии. Культ поклонения святым, который тесно связан с традицией уважения к предкам, был очень важен для тюркских народов.

В традиционном исламе проявился религиозный синкретизм («соединение, объединение») – соединение разнородных вероучительных и культовых положений в процессе взаимовлияния религий в их историческом развитии. Ханафитский мазхаб был очень гибким и либерально относился к местным традициям, перенимал доисламские особенности, т.е. не был ортодоксальным. В этом отношении «степной» ислам уникален.

С темой ислама возникает вопрос, а были у него предшественники? На этот вопрос писатель Торегали Казиев ответил так: «Зороастризм послужил основой для иудаизма, христианства и ислама. Об этом пишет и философ А.Касымжанов в статье «Рухани тамырлар» в книге «Қазақ» (1994), а также и о том, что зороастризм был основан на тенгрианстве. В интернете есть труд Э.Шюре «Великие посвященные...», где он пишет, что Йима был учителем всех последующих пророков мира. По С.Кондыбаю, Джем, Йима есть Майкы Первый из тюркского наследия». 

Дастан Елдес, 

Қазақ үні